Трагедия Иуды

Извечный вопрос: если Бог нами руководит, то почему Он сразу не помогает нам избавиться от грехов и стать на истинный путь? Почему мы не можем обрести истину? Почему мы должны заблуждаться, совершать преступления, страдать и умирать?

Ответ пришел ко мне не сразу. Я наблюдал, как люди пытаются понять, о чем говорил Христос, и поражался тому, как по-разному каждый человек воспринимает Его слова. Одни буквально и поверхностно пытаются исполнять сказанное в Евангелии, а потом разочаровываются, потому что это невыполнимо. Другие пытаются проникнуть в его смысл глубже, но натыкаются на явные противоречия. Третьи вообще ничего не понимают и отстаивают свои собственные взгляды.

Можно всю жизнь прожить рядом с истиной и не заметить ее. Можно ее увидеть, но не понять. Можно прикоснуться к истине, но извратить ее. В конце концов я понял, почему существует такое множество восприятий Нового Завета. Все зависит от уровня духовной энергии человека, то есть от его умения любить. Окружающая нас панорама определяется уровнем, на который мы можем подняться. Я долго думал об этом, а потом пришел к странному выводу. Любая истина искажается нашим несовершенством, слабостью нашей души. Истинное понимание без любви и энергии невозможно. И понимание, возможное для человека, находящегося на более высокой ступени развития, истины, соответствующие уровню его энергии и любви, могут быть дикими и непонятными для тех, кто еще слаб.

Тогда возникает страх, осуждение или ненависть -Как защитная реакция. Человек думает, что он отстаивает и спасает истину, а на самом деле спасает себя, потому что не готов принять истину более высокого порядка. Более того, подсознательно он чувствует, что для него обладание этой истиной смертельно опасно. Включается защитный механизм, отработанный эволюцией в течение сотен миллионов лет, - агрессивные действия по отношению к другому. Это самая примитивная форма защиты. И тогда истину убивают вместе с ее носителем. Поэтому еще в древности люди уничтожали пророков и пытались изгнать истину, которая давалась им как будущее спасение. Закрывшись от истины, вымирали целые народы и цивилизации. Если мы готовы убить человека, который пытается приоткрыть нам истину, что же тогда говорить о возможности постижении нами Божественного?

Любая истина связана с нашей физиологией, с нашей энергетикой. Любое познание - это мучительное изменение и преодоление самого себя. Оно связано со смертельным риском. Принятие новой информации часто выглядит как шаг в объятия смерти. И тот, кто слишком привязан к жизни и привык защищаться, не может прикоснуться к новому знанию и не имеет будущего. Тот, кто поклоняется человеческому счастью, особенно духовному, никогда не сможет принять его разрушения, потому что любая новая истина разрушает привычные связи старых истин.

Духовность человека связана с умением моделировать будущее. Тот, кто поклоняется духовности, поклоняется и своему будущему. Он становится жестким и нетерпимым к любому другому мнению, он считает себя абсолютно правым и свои действия справедливыми. Всегда есть две крайности. Полная защита от информации - это гибель в будущем. Полное открытие ей и несохранение себя - это гибель в настоящем. Новое должно прийти и изменить тебя, но не разрушить. В основном люди делятся на две категории: те, кто ненавидит новое и боится его, и те, кто кидается к нему, разрушая все вокруг. Только любовь и высокая энергия могут соединить эти две противоположности и помочь человеку выжить.

Часто люди, обращаясь к Богу, идут не к любви, в которой высшая истина, а барахтаются на низких уровнях энергии, выпрашивая в молитве материальные или духовные блага. На одном из семинаров у меня произошла любопытная история. Я прочитал вслух записку, в которой женщина рассказывала, что перед поездкой на семинар у нее появилась масса проблем. Муж высказывал свои претензии, ругая ее последними словами, мать кричала, что дочь хочет продать квартиру вместе с ней. И все это началось, можно сказать, на ровном месте, без всяких видимых причин.

- У вас подсознательное поклонение будущему, -сказал я этой женщине. - Когда женщина зацикливается на духовности, то есть на правоте, справедливости, идеалах, она становится нетерпимой к недостаткам людей и ее растущая агрессивность обращается в первую очередь на мужа. У таких женщин чаще болеют и умирают дети. Подсознательно стремясь уменьшить поклонение духовности, эти дети не хотят учиться в школе, развивать свои способности. Могут рождаться даже умственно отсталые дети или аутисты. Это тоже механизм подсознательного спасения души.

Когда вы собирались на семинар, усилился ваш настрой на Божественное, при этом вся грязь вылезла наружу и ваша агрессивность повысилась. Поэтому у матери вдруг поднялся страх за будущее, а муж стал усердно унижать идеалы, подсознательно стараясь уменьшить вашу агрессию. Как только вы ощутите, что любовь важнее будущего, у вашего мужа и у матери сразу же изменится отношение к вам. Но, если вы поймете важность любви только сознанием, этого будет мало. Истинное понимание должно превратиться в ощущение. На это обычно уходит несколько месяцев.

На второй день семинара я снова получил записку от этой женщины. Накануне вечером ей позвонил муж, был с ней очень нежен, говорил комплименты и обещал встретить с цветами. Оказывается, можно измениться и за несколько часов.

После семинара другая женщина задала мне любопытный вопрос:

- Мне было очень плохо в первый день семинара, у меня начало болеть тело во многих местах, особенно там, где предполагали онкологию. На второй день семинара я с изумлением увидела, что у дочки на ноге появилась родинка. Я подумала, что это может быть будущая опухоль, но постаралась все принять и сохранить любовь. В какой-то момент на семинаре у меня все поплыло перед глазами. Я не могла воспринимать информацию, а потом заснула. Когда проснулась, у меня начала кружиться голова. Общее состояние было неважным. Оба семинарских дня я ходила в храм и постоянно молилась. На следующий после семинара день я попала в автомобильную пробку, и в мою машину вдруг ни с того ни с сего врезалась другая машина. Я получила сотрясение мозга. Мужчина, который меня чуть не убил, толком не мог объяснить, как это получилось. Объясните, пожалуйста, что со мной произошло, ведь я не ощущала никакой агрессии к людям. Тем не менее и перед семинаром, и в первый день я чувствовала, что умираю. Что же со мной все-таки произошло?

Вы абсолютно не ощущали агрессии в себе по очень простой причине. Когда ненавидишь другого и обижаешься на него, это заметно и это фиксируешь. Ненависть к себе человек, как правило, не замечает и не воспринимает ее как опасность. Агрессивному импульсу, который родился в нашей душе, все равно кого убивать - окружающих или автора. Одни люди предпочитают убивать других - осуждением или обидами, другие - себя - унынием, недовольством судьбой, плохими мыслями о себе. В конечном счете все убивают себя. Все моменты неприятия своей судьбы, недовольства судьбой и ситуацией обострились перед семинаром. Ваша душа стала очищаться от этой грязи, и все стало всплывать на физический уровень. Поэтому вам стало плохо,.а у дочки появилась родинка, грозящая стать опухолью, ведь острое недовольства судьбой сказывается на ногах. Программа самоуничтожения, от которой стала освобождаться душа, перестала разрушать душу, но стала разрушать тело. Обычно первый удар идет по голове, а потом спускается ниже. Если бы вы не ходили в храм и не пытались преодолеть зависимость от будущего, вы могли бы погибнуть, а поскольку просвет все-таки открылся, вместо смерти вы получили сотрясение мозга.

Я вспомнил об этом случае, когда мне попался на глаза очередной бестселлер под названием «Евангелие от Иуды». Я бегло просмотрел книгу, и у меня возникло ощущение грубой подделки. Потом я понял, в чем дело. Первые Евангелия писались людьми, которые не всегда понимали, о чем идет речь, могли внутренне не соглашаться с передаваемой через них информацией, но добросовестно записывали парадоксальные фразы Христа.

Ученые признали рукопись подлинной, но датировали ее приблизительно 280 годом. Значит, это не Евангелие, а просто попытка какого-то человека разобраться, почему же Иуда предал Христа. Сцена предательства, описанная в ранних Евангелиях, выглядит настолько наигранно и нелепо, что трудно поверить в предательство Иуды. В самом деле, зачем ему было идти просить тридцать серебреников, ведь он заведовал кассой, хранил пожертвования людей в общину Иисуса. Если бы он был просто жадным человеком, то скрылся бы, прихватив все деньги. Вспомним, что Христос исцелял множество людей, так что сумма в казне могла быть намного большей, чем тридцать серебреников.

Если Иисус и Иуда сыграли спектакль, необходимый для возвеличивания Христа, тогда тоже незачем было идти и просить тридцать серебреников, достаточно было прийти, рассказать, где находится Иисус Христос, а затем скрыться. И уж кончать жизнь самоубийством Иуда в таком случае ни за что бы не стал. Если же Иуда любил бы Иисуса, он просто отказался бы от миссии предателя.

Человеческая психика, как и тело, живет и развивается по определенным законам. Ни один грабитель, отобравший ценности у другого человека, после этого не вешался. Давайте честно признаемся себе: поверить в корыстность и жадность Иуды невозможно. За всем этим скрывается какой-то другой механизм. Многие, понимая нелепость гипотезы о жадности Иуды, приходили к выводу, что все это было подстроено, не понимая, что и версия спектакля, сговора тоже невозможна.

Зачем Иисусу было говорить: «Один из вас предаст меня»? Ведь здесь предательство смыкается с убийством. Это могло означать только одно: за три года, проведенные вместе с Христом, ученики не смогли понять чего-то главного, раз стало возможным предательство. Апостолы, познав второстепенное, не сумели ощутить главного. Те, кто отстаивают версию о сговоре, забывают, что был еще один предатель, который впоследствии стал апостолом Петром. И предал он не один, а целых три раза. Он что, тоже договорился сыграть спектакль?

Обратите внимание на то, что предали Христа лучшие ученики. Апостол Петр единственный, кто увидел во Христе Божественное. Это означает, что он был самым незаурядным из учеников. А Иуда был администратором в общине Иисуса Христа, то есть он был самым умным, волевым и надежным человеком. Поверить, что жадному и корыстному Христос мог поручить заниматься деньгами, попросту невозможно. Если же предали лучшие из учеников, то это означает одно: предательство было массовым.

Чего же не хватило ученикам Христа? Попытаемся вспомнить все, что связано с предательством апостола Петра. Именно апостол Петр отсек ухо одному из тех, кто пришел за Христом, то есть он был готов защищать Учителя-и погибнуть вместе с Ним. Почему же через короткое время он трусливо предал своего Учителя, отказавшись от Него? Получается, что за несколько часов у Петра изменился характер, но ведь это невозможно.

Возьмем Иуду - жадного, низкого и корыстного человека, по единодушному мнению большинства. Если внимательно прочитать Евангелие, то можно увидеть совершенно обратную картину. На самом деле Иуда оказывается самым духовным и принципиальным из учеников Иисуса. Он возмутился громче всех, когда увидел, как Иисус позволяет женщине умащивать свое тело драгоценным миром. Именно Иуда сказал, что миро можно было бы продать, а деньги раздать нищим. Значит, в характере Иуды было гораздо больше желания заботиться о людях, чем у других. А ведь характер это такая вещь, которую изменить очень трудно, практически невозможно.

Есть еще один феномен, на который практически никто никогда не обращал внимания. Все высшие истины приходили к человечеству либо через просветленных отшельников, либо через правителей и царей, то есть людей, занимавших в общественной иерархии высокое положение. Их огромные способности, воля, развитая духовность позволяли им понять и сохранить спасительные истины. Ученики Христа были людьми низшего сословия, простыми рыбаками и ремесленниками. Разве могли они осознать величие того, что говорил Христос? Элементарная логика говорит о том, что не могли. Последующее предательство это доказало. Почему же Христос набрал себе учеников из людей абсолютно неподготовленных, не развитых духовно? За этим кроется какой-то глубокий смысл. Почему лучшие йз учеников первыми предали Его? И почему самый принципиальный и надежный, Иуда, предал первым?

Необъяснимая коллизия: Иуда раскаялся после того, как распяли Иисуса Христа. Но ведь Иуда знал, к чему приведет его предательство. Более того, если вдуматься в Евангелие, можно понять, что Иуда хотел смерти Иисуса Христа. Тогда совершенно не понятно, почему же после того, как исполнилось его желание, он повесился. Чем дальше мы анализируем текст Евангелия, тем больше обнаруживаем нестыковок. Возникает ощущение, что действительность полностью искажена. Когда мы пытаемся разбираться поверхностно, возникает ощущение полного абсурда. Когда пытаемся разобраться глубже и серьезнее, получается еще хуже.

Читая Евангелие, я постоянно удивлялся, почему информация в нем не приглажена, не выстроена в четкую картину. Потом постепенно до меня дошло, что за этой нелогичностью и парадоксальностью кроется высший смысл. Совершенно нелепые и не связанные друг с другом события вдруг быстро и легко складываются в четкую и ясную картину происходящего. Должен быть ключ, который связывает все события воедино. Несколько десятков лет я бился над этой загадкой и в конце концов этот ключ я нашел. Им оказалось будущее.

Тогда я понял, почему Христос говорил: «Не заботьтесь о завтрашнем дне». Это означало: не поклоняйтесь будущему, есть вещи поважнее. Для того чтобы понять, почему стало возможным предательство учеников, которые несомненно любили Иисуса и поклонялись Ему, нужно обратиться к истории иудаизма.

Если из живой клетки удалить ядро, она не сможет существовать и погибнет. Если из яблока вынуть зерна, а потом закопать его в землю, из него никогда не появится ни ростка, ни дерева. Любой народ живет и развивается за счет своей духовной составляющей. Если утрачивается религия, выводящая человека на законы вселенной, общество и цивилизация обречены на гибель. Десятки миллионов лет люди жили, подобно животным. Стратегическая и тактическая адаптация к миру находилась у них в генах, в инстинктах. Появившиеся мировые религии дали стремительное ускорение развития, но жить, как прежде, стало невозможно.

Бактерии живут сколь угодно долго, а человеческий организм рождается, развивается и умирает. Чем совершеннее организм, тем больше опасностей его подстерегает и тем больше усилий он должен прилагать для своего выживания и развития. Обычная бактерия бессмертна, она делится неисчислимое количество раз, а организм, состоящий из клеток, смертен. Почему? Потому что бактерия открыта энергии вселенной, а организм является замкнутой системой с достаточно жесткими информационными связями. Бактерия является единым организмом на полевом уровне, а высокоразвитые существа едины и на физическом. В этом физическом единстве есть огромные плюсы и минусы. С одной стороны, происходит ускорение развития, ведь для существования организма нужен гораздо больший расход энергии, более активное познание мира и более масштабная адаптация к будущему, а с другой стороны, всегда существует опасность закрыться, закапсулироваться в своих проблемах. В таком случае наблюдается медленное вырождение популяции организмов.

Так вот, еврейский народ появился как группа людей, исповедующих религию единобожия, и был объединен шестьюстами тринадцатью заповедями, исходящими из тех десяти, которые были даны Моисею.


Многие народы вымерли за последние тысячелетия, многие цивилизации и страны перестали существовать, а еврейский народ выжил, потому что его духовная составляющая была сильна. Государства, стержнем которых были языческие религии, терпели крах одно за другим и уходили в небытие. С разрушением государства исчезал, трансформировался народ, его населяющий. Организм рассыпался на отдельные клетки. Еврейский народ пережил уникальную ситуацию, когда государство исчезло, а народ остался. Русло исчезло, а река осталась. И этот народ создал потом новое государство. Колоссальная жизнеспособность еврейского народа в первую очередь объясняется его религией. Заповеди, данные Моисею на горе Синай, давали огромный потенциал выживания в будущем. Постоянное обращение к заповедям и следование им позволяло открыться вселенской информации и получать новую энергию развития.

Все остальные народы замыкались на своих потребностях и не замечали, что поток энергии, идущей из будущего, постепенно превращается в тонкий ручеек, а затем в маленькую струйку. Если же будущего нет, способ самоубийства, который выберет цивилизация, не столь важен. Медленное затухание или природный катаклизм, самоубийственная война или новая эпидемия - что-нибудь рано или поздно неизбежно случалось.

Еврейский народ получил вакцину от потери будущего и не одну тысячу лет нес ее в себе. Постоянно обращаясь к заповедям, народ видел, что это приносило удачу, спасение и выживание. Самые умные, волевые и духовные иудеи постоянно подчеркивали значимость заповедей и важность их соблюдения. Но постепенно эти люди стали поклоняться заповедям, информации, которую они получили. Незаметно было нарушено главное условие, из которого вытекают все заповеди: Бог един. Поклоняясь части, мы можем утратить единство с целым. Поклонение заповедям превратилось в поклонение сознанию, через которое они воспринимались. Поклонение сознанию - это поклонение духовности, форма поклонения будущему. Незаметно для себя евреи стали молиться и соблюдать заповеди, чтобы обеспечить свое будущее.

Но Бога сознанием постичь невозможно. Тело и дух появились позже, чем душа, и являются ее частью. Материя и пространство являются частью времени и появились позже него. Душа появилась вместе с вселенной, и только она имеет непрерывное единство с Богом. А Бога можно познать только через чувство непрерывной любви. И чем сильнее люди поклонялись своему будущему, то есть духовности и сознанию, тем нетерпимее они относились ко всему новому, тем агрессивнее они вели себя по отношению к пророкам, через которых приходила новая информация, и тем сильнее правота и справедливость закрывали от них любовь.

Две тысячи лет назад государство Израиль начало утрачивать единство с вселенной, замыкаясь на себе. У организма, которым являлось данное человеческое сообщество, стало исчезать будущее. Унижение, которое шло через Рим, оккупация Израиля на самом деле были его спасением. Внешнее унижение всегда заставляло еврейский народ сплотиться в духовном, высшем аспекте. Но незаметная трагедия уже произошла: будущее для евреев стало значимее любви к Богу. И в ситуации, унижающей физическое и духовное достоинство человека, евреи обратились не к Богу и любви, а к ненависти и войне. Тот, кто поклоняется будущему, должен потерять его. Израиль как государство должен был погибнуть. Иерусалимский храм должен был быть разрушен до основания, потому что в нем перестали молиться Богу. Вместо этого поклонялись заповедям и сознанию, через которое они пришли.


Свыше Израилю был дан шанс. Бог через Своего Посланника объявил людям, что любовь важнее духовности и правоты. Но общество уже далеко зашло в поклонении будущему, процесс начал приобретать признаки необратимости. И получилось, что самые духовные, умные и почитающие заповеди оказались отсеченными от спасительной истины. Сознание почувствовало себя хозяином и стало обороняться от любви. И самые слабые, неподготовленные и неразвитые духовно оказались ближе к истине, чем те, кто был в первых рядах. Христос видел, что уже поздно. Он видел, что самые умные и продвинутые уже закрыты от новой информации, понимал, что они обречены, и поэтому учениками выбрал тех, для кого духовность, знания и правота не стали самоцелью, потому что у них не был развит самый опасный механизм уничтожения любви - сознание и духовность. Самый слабый, незащищенный простой человек, находящийся на краю социальной лестницы, был больше других открыт для любви, без которой невозможно принять новые истины. В устремлении к любви самые последние становились первыми.

Теперь можно объяснить, почему Петр три раза предал Христа. Когда он был рядом с Иисусом, любовь для него была важнее, чем духовность, сознание и правота, и он не боялся потерять свое будущее, бросаясь с мечом защищать своего Учителя. Но, когда Христа увели, будущее опять победило, пришел страх за свою жизнь и стала уходить любовь, а вместе со страхом за будущее пришло предательство.

Три года повторял Иисус Своим ученикам, что любовь важнее будущего, и видел, что они не справляются, не могут измениться. Почему же, видя тщетность Своих усилий, Он продолжал идти вперед? Потому что видел гораздо дальше. Он видел, что понять высокую истину сразу невозможно, но даже искаженная и неправильно понятая, эта истина будет жить стараниями его учеников и последователей. Да, израильское государство скоро погибнет, но через две тысячи лет в том же положении окажется все человечество. И быть может, к тому времени люди сумеют прикоснуться к истине и понять ее и, возможно, спасутся.

Иуда был самым умным и духовным из учеников Христа и, соответственно, был обречен на самую большую агрессию при крахе будущего. Принять несправедливость, сохранить любовь, когда рухнули его представления о будущем, Иуда не мог. В нем трагедия еврейского народа реализовалась с максимальной остротой. Апостол Петр, утратив любовь, спасал свою жизнь, свое физическое тело. Иуда спасал свои принципы, свое духовное тело и был гораздо более нетерпимым и агрессивным.

У человека, который поклоняется деньгам, есть только два пути. Подняться над деньгами и перестать зависеть от них - первый путь, самый тяжелый. Это возможно через любовь к Богу. Второй путь - стать нищим, отказаться от денег.

С тем, кто поклоняется духовному, происходит то же самое. Либо нужно почувствовать, что любовь важнее духовности, либо отказаться от духовного и поклоняться материальному. Для Иуды Христос, говоривший, что богатство опасно, дискредитировал себя, подражая самым богатым людям. Он позволил умастить себя драгоценным миром, стоившим огромных денег. Для Иуды это было полным крахом представлений об идеальном учителе. «Ты обманул нас, - с горечью и ненавистью думал Иуда, - а ведь мы верили Тебе. На самом деле тело для Тебя гораздо важнее духовности и справедливости. Хорошо, я пойду за Тобой и в этом, но Ты об этом пожалеешь. Если физическое, а не духовное для меня должно стать важнее всего, то я возведу это в свой главный принцип, и тогда деньги станут для меня важнее всего, даже важнее Твоей жизни. Ты должен пострадать за то, чтоб разрушил нашу веру в Тебя и показал значимость материального».

Все, что делает Иуда, - это демонстративный протест против краха будущего. Он не прячется, не убегает и не таится. Он подходит к Учителю, обнимает и целует Его: «Ты начал поклоняться телу, я пошел за Тобой, получай же Свою награду».

Прозрение наступило неожиданно и внезапно. Во второй раз у Иуды обрушилось будущее. Христос, поклоняясь телу, должен был бояться, проклинать и обижаться. Он должен был воспользоваться своими сверхспособностями и уйти из рук преследователей. Но Иисус, зная, что Его ожидает, совершенно спокойно пошел навстречу смерти. И Иуда вдруг с ужасом понял, что ошибся: Христос совершенно не зависел от тела и от поклонения материальному счастью. Это было столь наглядно, реально и очевидно, что не требовало никаких объяснений и доказательств. Весь мир рухнул для Иуды во второй раз. Если в первый раз его неприятие краха будущего вылилось в агрессию к другим, то во второй раз ненависть была обращена к себе.

Иуда пошел и попытался вернуть назад тридцать серебреников. Он понял, что поклоняться деньгам и материальному счастью бессмысленно и бесполезно. На его глазах рухнул мир, духовный и материальный, и принять этого краха он не смог. Любить он еще не научился, и как в начале он был обречен на предательство, так позже он был обречен на самоубийство.

Христу было в тот момент тридцать три года. А через тридцать три года, в 66 году, началась Иудейская война. Восстание было бессмысленным и обреченным на провал. За несколько сот лет до того еврейский народ был в вавилонском плену. Евреев не просто убивали и превращали в рабов - им запрещали исповедовать собственную религию. И что поразительно, евреи не испытывали ненависти, не убивали захватчиков. Чем

жестче были унижения, тем сильнее евреи обращались к Богу с молитвой и благодарностью. И пленивший их великий царь Навуходоносор начал сходить с ума и уподобляться животному, а его сын впоследствии был убит, и великое государство распалось на части. А евреи выжили, сплотились и вернулись в свою страну.

Римляне, захватившие Израиль, вели себя куда более терпимо. Иудейская религия была разрешена, политические и экономические институты сохранены, нужно было только признавать власть Рима и платить налоги. Однако вместо молитвы реакцией стали ненависть и месть. Народу Израиля был дан шанс. Пришел Человек, который сказал: Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку (Лк. 6, 29). Людям была сообщена великая истина. Все новое и спасительное приходит через боль и унижение существующего. Если в момент этой боли мы обращаемся к Богу, молимся и сохраняем любовь, мы обретаем новое будущее. Если же мы защищаемся, ненавидим и сопротивляемся, то теряем будущее вместе с новой истиной.

Меня как-то спросили: «А как же Великая Отечественная война? Что бы произошло, если бы советский народ не встал на защиту родины? Ведь для всех очевидно, что тогда все были бы истреблены». Однако никто не замечает вопиющей разницы в этих двух ситуациях. Еврейский народ в вавилонском плену не защищался внешне, вся его энергия шла на укрепление веры и любви к Богу, что и было высшей защитой. А советский народ был атеистичным и защищаться мог только внешним образом, поэтому был обречен на войну и возможное поражение.

Рухнувшая воображаемая мощь Советского Союза в первые месяцы войны была одновременно и крахом социализма, и крахом его идей. Тогда люди обратились к Богу и начались чудеса. Война, по сути дела, была проиграна, но героизм советских солдат подкрепили необъяснимые счастливые случаи и совпадения. Страна, потерявшая будущее, на которое она молилась, обреченная на поражение, распад и уничтожение, через любовь обрела новое будущее, и ход войны изменился. Именно это позволило в послевоенные годы заговорить о культе личности, то есть признать, что у социализма есть серьезные проблемы и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.

Война - это событие, при котором каждый готовится принять потерю будущего. Чтобы Россия ощутила, что любовь важнее будущего, ей нужно было прийти к полной катастрофе, пройти разгром до основания. Именно тогда все поняли и почувствовали, что будущего уже нет и молиться на него бесполезно. Тогда люди попытались устремиться к Богу и любви, и это было спасением. Интенсивное чувство любви вспыхивает в моменты крайней опасности, но, когда беда проходит, люди успокаиваются и опять начинают поклоняться материальному и духовному.

Недавно я был в Одессе, и мне рассказали любопытный эпизод из жизни моряков. В среднем на корабле процентов тридцать моряков верующие, процентов двадцать - убежденные атеисты, остальные или пофигисты, или убежденные язычники. Но вот начинается шторм, при котором судно может погибнуть, и все сто процентов бухаются на колени, начинают молиться и взывать к Богу: «Господи, помилуй нас, грешных, Господи, спаси!» А когда наступает ясный и спокойный день, на судне вновь тридцать процентов верующих, двадцать процентов атеистов и так далее. Каждый возвращается к своему уровню энергии и умения любить.

Иудейское восстание закончилось катастрофой: римские легионы сожгли Иерусалим и уничтожили его жителей, храм Соломона был стерт с лица земли. От него осталась лишь одна стена, которую сейчас называют Стеной плача. Израиль как государство перестал существовать. Вероятно, это было условием спасения еврейского народа. Потеряв настоящее и будущее, народ вновь обрел любовь к Богу, и это было залогом его дальнейшего спасения.

А несколькими десятками лет ранее Иуда не смог принять краха будущего, не смог ощутить приоритетности любви над всем, как не смогли этого сделать все иудеи, населяющие Израиль. В Библии нет ничего случайного, и то, что имя самого духовного и умного апостола - Иуда, тоже не является случайностью. Трагедия Иуды была трагедией всего еврейского народа, и последующие события доказали это.

Россия прошла подобную катастрофу. Идей социализма были для нас намного важнее любви и жизни других людей, и это обернулось миллионами смертей. Новоявленные иуды, слепо следуя принципам социализма, убивали своих родителей, братьев, сестер и детей.

В каждом из нас живет Иуда, который мечется и пытается определить, чему поклоняться: духовному или материальному, незаметно утрачивая при этом любовь. А в это время человечество стремительно теряет свое будущее. Признаки этой потери уже видны невооруженным глазом. Трагедия Иуды каждый день незаметно повторяется в каждом из нас.

Я гляжу из окна в сияющее голубое небо. Каким же должен быть масштаб несчастий, чтобы человечество опять устремилось к Богу и любви и перестало молиться на завтрашний день? Две тысячи лет назад мы получили лекарство и спасение. Мы носим его в себе, часто даже не подозревая об этом и, я верю, сумеем его пробудить. Только не надо откладывать - начинать надо с этой секунды.