• Свитки Мертвого моря
  • Отсутствующие книги Маккавеев
  • Избранные из иудеев
  • Мидраш, пешер и притча
  • Тайны Кумрана
  • Двойные колонны
  • Заключение
  • ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. ПЕШЕР О ВОАЗЕ И ИАХИНЕ


    Свитки Мертвого моря

    Тщательное изучение истории еврейского народа, описанное в последних четырех главах, наконец подвело нас к периоду, непосредственно предшествовавшему событиям, которые дали толчок возникновению христианской церкви. Мы с головой погрузились в древнюю историю ессеев-назореев и многое узнали. Судя по тому, что нам удалось обнаружить, этот этап работы обещал стать самым интересным. До сих пор наша гипотеза о царствах, построенных на основе двух земных колонн с небесной перемычкой, или аркой, оставалась только догадкой. Оставалось надеяться, что вскоре обнаружится последнее, самое убедительное доказательство нашей правоты.

    Мы считали, что самой важной из групп, составлявших народ Израиля периода рождения Христа, является Кумранская община, обитавшая в холмах у Мертвого моря. Хотя в эту общину никогда не входило более двух тысяч человек одновременно, она оказала огромное влияние на будущее человечества.

    У нас были серьезные основания считать, что авторы свитков Мертвого моря, входившие в Кумранскую общину, были ессеями и что ессеи, назореи и первоначальная Иерусалимская церковь - одно и то же. Собранные нами доказательства получили поддержку многих ведущих экспертов, но у нас было сильное предчувствие, что “ключ Хирама” в конце концов позволит снять все вопросы.

    Рабочая гипотеза, изложенная в четвертой и пятой главах (что масонство возникло именно из этой группы), теперь казалась весьма убедительной благодаря обнаруженной нами связи между масонами и древними египтянами, но сейчас требовалось доказать, что ессеи придерживались масонских правил и ритуалов. Если мы были правы и между масонством и религией кумранцев действительно существовала тесная связь, а сами кумранцы были первыми христианами, из этого следовало, что Христос и сам был масоном в широком смысле этого слова. Мы сознавали, что этот вывод приведет в ужас многих современных христиан, особенно сторонников Римской католической церкви, однако собранные нами свидетельства говорили сами за себя.

    Мнение о том, что иерусалимские ессеи были в некотором роде протохристианами, высказывалось давно, но этой точке зрения не хватало доказательств. Все резко изменилось, когда в древнем поселении южнее Иерусалима случайно обнаружили несколько невзрачных рукописей. (История этой находки была описана нами в главе четвертой). Вскоре здесь начали раскопки Иорданская комиссия по античности, французская “Эколь аркеоложик” и Палестинский археологический музей. С 1951 по 1956 гг. здесь работало пять экспедиций под руководством Дж.Л.Хардинга и отца Р.де Во. То, что они обнаружили, с теологической точки зрения представляло собой пороховую бочку. Христианский мир взорвался бы, если бы все дело не велось с чрезвычайной осторожностью. Но как ни старалась христианская церковь предотвратить утечку взрывоопасной информации, шила в мешке не утаишь. Руководили раскопками люди, которым было нужно защитить веру и сохранить видимость. А независимым ученым, работавшим со свитками и видевшим в них историческое свидетельство, которое могло бы изменить точку зрения на Христа и Новый Завет, затыкали рот или дискредитировали.

    На обвинения в заговоре молчания с целью скрыть правду отвечали контробвинениями в “чересчур богатом воображении” и “нездоровом стремлении к сенсациям”. Мало кому известно, что за сорок с лишним лет, прошедших после этого открытия, было опубликовано меньше половины из найденных 800 свитков. Академические круги возмутились беспрецедентной секретностью, которой окутали то, что должно было стать достоянием мировой науки, и после широкой компании протеста, которую организовала библиотека Хантингтона из города Сан-Марино, Калифорния, израильские власти в октябре 1991 г. сняли ограничения на доступ к свиткам.

    Были обнаружены различные варианты библейских текстов, и все они были на тысячу с лишним лет старше древнейших из сохранившихся еврейских текстов, переписанных Аароном бен Моисеем бен Ашером в 1008 г. н.э. До открытия этих свитков иудейский и христианский мир не знал, насколько точны рукописи Ветхого Завета. Было известно одно: в христианскую эру любое малейшее искажение текста считалось смертным грехом. Теперь же благодаря огромному количеству конкурирующих между собой копий, бережно сохраненных в кумранских пещерах, мы узнали, что вариантов было много, что переведенная на греческий Септуагинта является только одним из них и что “правильного” текста Библии не существует вообще.

    Все, что связано с кумранскими свитками, представляет для рядовых христиан настоящее минное поле, поэтому многие из них предпочитают держаться подальше от этой темы. В то время как иудаизм и большинство других религий опираются на широкий спектр достижений теологии и философии, основу христианства составляет лишь мысль о том, что в один прекрасный день богочеловек принял смерть на кресте (пусть временную, но мученическую), тем самым искупив грехи той части человечества, которая готова была почитать Его. До последнего времени единственным свидетельством этого важнейшего факта были три синоптических евангелия Нового Завета, составленные неизвестными людьми, которые жили намного позже описываемых событий и сами в них не участвовали. Теперь же выяснилось, что история Иисуса, изложенная в этих евангелиях, излагает учение Христа в адаптированной форме, облегчающей чтение. Изучение евангелий от Матфея и Луки показывает, что они представляют собой сплав двух принципиально разных документов, одним из которых является евангелие от Марка, а вторым - утерянное более древнее евангелие, обозначаемое ныне буквой Q (аббревиатура немецкого слова “Quelle”, что означает “источник”). Как стало известно, история рождения Иисуса, рассказанная Марком и Лукой, от начала до конца придумана людьми, которые не имели ни малейшего понятия об исторических и политических условиях того времени. Того, что там написано, просто не могло быть. В качестве примера можно привести библейское упоминание о том, что царь Ирод имел отношение к римской переписи при Квиринее (Квиринии), хотя Ирод умер в 4 г. до н.э., как минимум за десять лет до появления Квириния на сцене. (Buchanan G.W. Jesus: The king and His kingdom).

    Другие ученые - в том числе Мортон Смит - на основании анализа текстов сделали вывод о существовании тайного евангелия, в котором излагаются события, описанные во всех четырех евангелиях Нового Завета, но составленного ранее Евангелия от Марка. (Smith M. The secret gospel). Узнав об этом, мы волей-неволей подумали: не это ли тайное евангелие Иисуса составляет суть наших поисков? Ведь если это евангелие существовало в письменной форме, оно могло быть тем самым свитком, который нашли рыцари-храмовники!

    Вероятность такого события подтвердила находка кумранских свитков. Выяснилось, что члены местной общины давали клятву никогда не разглашать ее тайны. Эти тайны были записаны и тщательно спрятаны до того невероятно далекого дня, когда Господь вновь придет к своему народу. (Russel D.S. The method and message of Jewish Apocalyptic).

    Представители третьей стороны либо вообще не упоминают о Христе, либо почти не упоминают. Это весьма необычно, поскольку такие историки как Иосиф Флавий, Филон Александрийский и Плиний Старший тщательно регистрировали все любопытные факты своего времени. Мы уже указывали, что об исторических личностях обычно узнают из упоминаний об этих людях в независимых источниках или трудах их противников, но в данном случае создатели христианства сильно постарались уничтожить все свидетельства существования смертного человека, которого им хотелось изобразить богом. Однако им это не удалось; благодаря счастливому случаю и современному дедуктивному анализу внезапно появилось много новой информации, которая позволяет проверить истинность странной трактовки событий, которую предложила ранняя римско-католическая церковь.

    Все дело в том, что христианство поразительно уязвимо. Никакое внезапное обнаружение новых данных не в состоянии подорвать основы иудаизма, ислама, буддизма и даже верований австралийских аборигенов или индейцев Амазонки, потому что все эти религии возникли на основе неторопливого и глубокого осмысления фактов собственной духовной культуры. Буддизм выживет и без Гаутамы, ислам выживет без Магомета, но христианство (по крайней мере, в его нынешней форме) без мифа о воскресении Христа - ничто. Это объясняет, почему христианская церковь так боится всякой новой информации о коротком моменте относительно недавней истории, который создатель вселенной якобы счел подходящим, чтобы явиться на землю в виде смертного еврея. Такая информация заставила бы церковь посмотреть в лицо правде.

    Если выяснится, что в основе христианства лежит дурацкая ошибка, что в такой ситуации будет делать Ватикан? Извинится за доставленные неудобства и передаст свои богатства и власть главному раввину? Нет. Любые доказательства будут здесь бессильны, Может быть, это и правильно, потому что церковь - слишком большой и важный институт, который не может внезапно исчезнуть; но правильно и то, что никому не позволено скрывать истину. Хотя бы потому, что истина есть квинтэссенция Бога. Должно быть, единственная возможность выживания церкви заключается в переоценке ценностей и отказе от ошибочных идей. Существует старая еврейская притча, подтверждающая данную точку зрения.

    Однажды раввины собрались и стали обсуждать некое место в Законе Божием. Один из них не согласился с другими в вопросе о его толковании. Упрямца пытались переубедить, но он знал, что прав и что Бог на его стороне. Поэтому он попросил Всемогущего помочь ему доказать свою правоту. Пожалуйста, Господи, если я прав, пусть реки Израиля побегут вспять, взмолился рабби. И реки немедленно изменили направление. Но, увы, его оппонентов это не убедило. Пожалуйста, Господи, вновь воззвал несчастный раввин, если я прав, пусть все деревья склонятся до земли. Так и вышло. Но соперники по-прежнему не желали изменять своим принципам. “Господь милосердный, - возопил расстроенный бедняга, - скажи им вслух, что поддерживаешь меня!” Облака тут же разошлись в стороны, и с небес грянул громкий голос: “Друзья мои, должен сказать, что он толкует мой Закон правильно, а все вы ошибаетесь”. Старый раввин ликующе улыбнулся, но на всех остальных это не произвело ни малейшего впечатления. “Плевать нам на голоса с небес, - сказали они, - потому что в Талмуде давным-давно написано, как следует трактовать это место”.

    К этому анекдоту добавить нечего. Старые писания, пусть даже и неточные, живут своей жизнью. В конце концов, религия имеет дело не с исторической правдой, а с верой. Но в современном мире одной слепой веры недостаточно. Если религия хочет выжить, она не должна отвергать новую информацию.

    Если Бог ставит догму выше истины, это не делает ему чести.


    Отсутствующие книги Маккавеев


    В 167 г. до н.э. в Иудее вспыхнуло восстание Маккавеев против сирийского царя Антиоха Епифана, якобы пытавшегося ввести в Иерусалимском храме языческое богослужение. Благодаря псевдоисторическим документам принято считать, что это восстание было справедливым и что народ дружно приветствовал происшедшее после этого возвышение Ионафана Маккавея до поста первосвященника. Если первое утверждение, по-видимому, правда, то из свитков, найденных в Кумране, явствует, что хасиды (сторонники строгого соблюдения еврейских законов) считали поведение Ионафана возмутительным. По их мнению, он ставил на первое место политику, а не Яхве.

    Когда Ионафан погиб, верховным первосвященником стал его брат Симон. Тот пошел еще дальше и заявил, что его род имеет наследственное право на пост первосвященника. Он выгравировал это на бронзовой табличке и повесил ее в храме. Римская католическая Библия Дуэ рассказывает, что Симон возомнил себя вождем независимого государства и даже направил в Рим своего посла и дары. Упоминание об этой попытке узурпации царской власти имеется в псалме 110. [54].

    Из свитков Мертвого моря становится ясно, каких взглядов на тогдашних иерусалимских первосвященников придерживались члены Кумранской общины:

    “Священники Иерусалима купаются в роскоши и неправедно грабят народ”. (1 QpHab 9:4-5).

    “Город Иерусалим, в котором злобный священник совершал омерзительные дела и осквернял Храм Бога...” (1 QpHab 12:7-9).

    Почему Маккавеями стали называть весь этот род, совершенно непонятно. Отца семейства звали Маттафией; прозвище “Маккавей” (“молот”) имел лишь его сын Иуда. Остальных четверых братьев и их потомков в священных книгах иудеев называют Хасмонеями. Согласно историку Иосифу, Хашмоном звали прапрадеда Маттафии. После гибели Симона место покойного занял его сын Иоанн Гиркан, правивший Иудеей тридцать лет. Затем ненадолго принял власть сын последнего Аристовул - первый из Хасмонеев, назвавший себя царем Иудейским и первосвященником одновременно. Это совмещение постов продолжалось до смерти царицы Александры в 67 г. до н.э. После этого царем стал ее младший сын Аристовул II, а титул первосвященника достался старшему сыну Гиркану.

    Римская католическая Библия Дуэ очень подробно описывает этот период политических интриг, убийств и всеобщей продажности, однако изображает Маккавеев иудейскими героями. Однако в Библии короля Якова об этих личностях нет ни слова. Две последние книги Библии Дуэ - книги Маккавеев. В протестантском Ветхом Завете они полностью отсутствуют. [55].

    Интересно, с чего бы это? Отсутствие данных книг в Библии короля Якова говорит о многом. Почему католическая Библия считает легенду о восстании Маккавеев и узурпации Хасмонеями поста верховного первосвященника вполне законной, а Библия короля Якова вообще не признает этих книг? Должно быть, на то существует очень важная причина. Какой изъян этих книг был известен жившим намного позже составителям протестантской Библии, отвергшим данные якобы вдохновленные Богом писания, подлинность которых ранее не вызывала сомнений?

    Единственными людьми, знавшими о том, что Хасмонеи незаконно присвоили себе титулы верховных первосвященников и царей, были члены Кумранской общины, которые презирали этих самозванцев и их политические заигрывания с Римом. Но кумранцы были поголовно уничтожены во время войны с римлянами 66-70 гг. н.э., и никто не мешал диаспоре евреев-христиан (“искателям легкой жизни”) излагать события по собственному усмотрению. Хотя ту битву кумранцы проиграли, но войну они выиграли. Составленные и закопанные ими свитки, в которых запечатлена иудейская история, в конце концов попали к создателям протестантской Библии... благодаря раскопкам, предпринятым рыцарями-храмовниками в начале двенадцатого века.


    Избранные из иудеев


    Евреев, вернувшихся из вавилонского плена, привел в Иерусалим Зоровавель - человек, который при иных обстоятельствах мог бы стать царем, а теперь назначенный Киром всего лишь шешбацаром, “князем Иудиным”. Он вернулся в город с группой приближенных, названных в Библии Иисусом (точнее Иешуа), Неемией, Сараием, Реелаем, Мардохеем, Билшаном, Мисфаром, Бигваем, Рехумом и Вааном (Книга Ездры 2:2) и посвященных в тайные церемонии царского дома Давида. Хотя эти церемонии слегка изменились (в соответствии с требованием пророка Иезекииля из ритуалов удалили наиболее явные египетские элементы, заменив их иудейскими), они все еще были целы. Восстанавливая храм по плану, изложенному Иезекиилем, иудеи прониклись верой в свои силы. Новый Храм должен был стать свидетельством их нового нерушимого договора с Яхве. Они больше никогда не согрешат, и Господу отныне никогда не придется жестоко наказывать избранный Им народ.

    В стремлении все начать сначала есть что-то особенное; чувство “на этот раз все получится” неистребимо. Человечеству присуща придающая силы надежда на то, что будущее окажется непременно лучше прошлого. Увы, опытные люди знают, что такое случается весьма редко.

    Очень похоже на то, что потомки Зоровавеля и его приближенных, известные под именем хасидов, оставили Иерусалим где-то между 187 и 152 г. до н.э. Свиток, называемый “Дамасским документом” (поскольку временами община называла себя “дамасской”), недвусмысленно описывает то, как возникла Кумранская община:

    “Когда эти неверные оставили Его, Он скрыл Свое лицо от Израиля и Своего Храма и предал их мечу. Однако помня договор с Патриархами, Он не дал погибнуть остаткам Израиля. И в конце времени гнева - через 390 лет после того, как Он отдал их в руки Навуходоносора, царя Вавилонского - Он посетил их и велел взять от дерева Израиля и Аарона корень, чтобы посадить в Его землю и вырастить, пользуясь ее тучностью.

    Затем они познали совершенное ими зло и поняли свою вину. Но двадцать лет они были как слепые, как люди, ощупью ищущие дорогу. И Господь задумался над их делами, понял, что они искали Его всем сердцем, и послал им учителя праведности, чтобы тот указал им путь к Его сердцу; Он напомнил нынешним поколениям, что Он сделал с поколением предыдущим - скопищем предателей, с теми, кто свернул с пути”. (CD 1:3-13).

    Если считать, что евреи были “отданы в руки Навуходоносора” в момент первого взятия Иерусалима (597 г. до н.э.), а не тогда, когда город был разрушен (586 г.), то 390 лет плюс 20 лет “исканий дороги ощупью”, то простой подсчет позволяет отнести дату основания Кумранской общины к 187 г. до н.э. Может быть, не следует воспринимать это свидетельство слишком буквально, но ясно, что в 152 г. община уже существовала; именно к этому году относится вызвавшая протест кумранцев узурпация поста первосвященника вождем Маккавеев Ионафаном. Найденные в пещерах Кумрана свитки - в первую очередь “Учебник благочиния” (“Manual of Discipline”) и “Комментарий к двум первым главам книги Хабаккук” - рассказывают о негодовании, которое вызвало у членов общины это назначение. Их уход в пустыню был добровольным; они считали себя людьми нового договора (Завета) с Яхве, “избранными из иудеев” и жили суровой монастырской жизнью, которая впоследствии стала образцом для христианских орденов. Они писали о себе как о “людях, которые вступили в Новый Завет в земле Дамаска”. (Ныне широко распространено мнение, что под “Дамаском” эти люди подразумевали не нынешнюю столицу Сирии, а свою общину). Раскопки показали, что кумранцы, скорее всего, жили в палатках, а пещеры в окружающих крутых холмах использовали как склады или укрытия на случай очень редких здесь зимних дождей. Однако здесь были и каменные строения: сторожевая башня, помещения для собраний, трапезная с кухней и чуланами, скрипторий, пекарня, гончарная и другие мастерские, а также большие цистерны для церемониальных омовений. Поскольку ритуальные омовения были чрезвычайно важны для стремившихся к святости, приходилось запасать воду в больших количествах, что при здешнем сухом климате было весьма затруднительно.

    Члены общины делились на три группы: “Израиль”, “Левий” и “Аарон”. В категорию “Израиль” входили рядовые члены, “левитами” были священники низшего ранга, а принадлежность к “Аарону” означала высшую степень святости и ранга священнослужителя. К общине (или “многим”, как они себя называли) мог присоединиться любой человек, выражавший искреннюю веру в Господа. Но не только это сближает кумранцев с масонами. Существует много общего в процедуре отбора новых членов, начиная с собеседования на Совете, который должен определить праведность кандидата и выразить свое мнение о нем голосованием. В случае положительного решения кандидату на год присваивалась низшая степень, своего рода испытательный срок, в течение которого он не должен был смешивать свое имущество с имуществом “многих”. Первая Степень масонства - Ученик - тоже должна была продолжаться год, и в момент церемонии инициации от кандидата требовалось не иметь при себе ни монет, ни других металлических предметов. Во время ритуала у кандидата просили деньги, а когда бедняга признавался, что у него ничего при себе нет, ему говорили: это испытание с целью убедиться, что ты не принес в ложу ни денег, ни какого-нибудь другого добра.

    Принятый в Кумранскую общину новый член в течение года экзаменовался на знание Торы (пятикнижия Моисеева, или Закона, куда входят книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие); для получения Второй Степени - Товарища - масона проверяли на знание ритуала. Так же, как когда-то у масонов, вторую ступень имело большинство членов общины. Тем немногим, кого сочли достойным получения третьей ступени, требовался на это еще год. В результате счастливчик “становился ближе к тайному совету Общины”. Это напомнило нам тайны Хирама Абифа, которые раскрывались масону, получавшему Третью Степень и становившемуся Мастером. По прошествии первого года, в соответствии с практикой рыцарей-тамплиеров (правда, делавших это сразу), члены общины должны были отказаться в ее пользу от всего своего добра. Естественно, такую процедуру масоны одобрить не могли, иначе через две недели от их всемирного братства остались бы рожки да ножки!

    Свитки свидетельствуют, каким именно высоким нравственным качествам учили в общине: истине, праведности, доброте, справедливости, честности и скромности, сочетающимся с братской любовью. Чрезвычайное сходство трех степеней членства в Кумранской общине и у масонов показывает, что это не простое совпадение. Если воспользоваться излюбленным нами способом и изменить в масонском ритуале несколько слов, позволяющих членам общества узнавать друг друга, сложится полное впечатление, что это цитата из свитка, описывающего, как следует обращаться к человеку, только что посвященному в кумранскую третью степень - “Чистота Многих”:

    “Твое рьяное стремление стать членом Сообщества Многих, успехи, которые ты сделал в постижении Искусства, и продемонстрированное тобой подчинение общим правилам зарекомендовали тебя как человека, достойного нашего благоволения и одобрения. В качестве члена Тайного Совета ты будешь иметь право исправлять ошибки и заблуждения Братьев и Товарищей и стоять на страже их верности.

    Твоей постоянной заботой будет улучшение нравственности и исправление недостатков общества. Следовательно, чтобы исполнить свой долг, ты будешь обязан рекомендовать низшим послушание и покорность, а высшим - доброту и участие. Ты должен повсюду распространять доброжелательность и собственным поведением показывать ее пример остальным.

    Древние Вехи Израиля, которые ныне вверяются твоей заботе, ты должен сохранять в святости и неприкосновенности и не мириться как с нарушением наших ритуалов, так и с отклонением от принятых правил и обычаев.

    Долг, честь и благодарность ныне обязывают тебя не обмануть всеобщего доверия, поддерживать достоинство твоего нового высокого положения и соблюдать догмы и заповеди Господни.

    Так пусть ничто не помешает тебе исполнять свой долг, ничто не заставит тебя нарушить клятвы и обмануть доверие. Не изменяй истине и вере и следуй примеру прославленного Художника, Тахо, которого ты отныне представляешь”.

    Еще до того, как мы начали сравнивать тайные ритуалы двух обществ, наше внимание привлекло удивительное сходство ограничений на прием в то и другое. Человек не мог присоединиться к Кумранской общине, если он был недалек умом или “немощен плотью, увечен руками или ногами, хром, слеп, глух или нем, или имеет видимые глазом телесные недостатки, или настолько стар, что не может поддерживать свое существование в Сообществе”. Хотя этого правила современное масонство придерживаются не так строго, от кандидатов по-прежнему требуется пребывать в умственном и телесном здравии; считается, что физический недостаток может быть препятствием к принятию в масоны.

    Многие современные исследователи часто называют Кумранскую общину (просуществовавшую около двухсот пятидесяти лет) ессейским монастырем. То, что кумранцы были ессеями, ныне признано большинством ученых, но считать общину “монастырем” было бы неверно. Кумранцы не были сообществом мужчин, давших обет целомудрия и проводящих почти все свое свободное время в молитвах. Из собрания свитков следует, что целомудрие весьма приветствовалось, но не считалось обязательным для члена общины. Тем не менее, сексуальные связи здесь осуждались, а если мужчина имел даже малейший контакт с женщиной в период менструации, он должен был совершить изрядное число омовений, прежде чем получить право снова присоединиться к общине.

    На современном Западе любят ярлыки; мы все стремимся разложить по полочкам. Мы так привыкли к дефинициям и категориям, что бываем сбиты с толку, когда какое-то явление не укладывается в общепринятые рамки. Но именно это и случилось с Кумранской общиной, которая к концу своего существования, насчитывавшего четверть тысячелетия, решительно изменилась. Особенно под влиянием Иисуса и Иакова.


    Мидраш, пешер и притча


    Каждый, кто сегодня изучает древний иудаизм, должен отдавать себе отчет в том, что мировоззрение евреев двухтысячелетней давности сильно отличалось от нашего и что наиболее характерными чертами тогдашнего способа мышления были мидраш, пешер и притча. Термин “мидраш” очень близок к латинскому слову “экзегеза” и означает что-то вроде “комментарий, интерпретация или толкование Талмуда с целью определения теологической истины и разработки соответствующих рекомендаций, которых следует придерживаться в дальнейшем”. Вплотную к мидрашу примыкает способ понимания текущих событий, который называется “пешер”. Пешер представляет собой интерпретацию или объяснение стиха из Писания, который может иметь отношение к текущему или будущему событию, а также к судьбе человека. Иными словами, если “мидраш” являлся кровным делом израильских священников и пророков, придумывавших способы повысить духовность народа, то “пешер” был способом объяснить повседневную реальность. Люди верили, что тот или иной случай происходит не сам по себе, а является частью сложного замысла, который может быть расшифрован с помощью изучения Торы. При описании какого-нибудь недавнего события и священникам, и простонародью хотелось думать, что нечто подобное уже было в глубокой древности. Именно этим объясняется, что в Новом Завете и в кумранских свитках содержится столько ссылок на Ветхий Завет.

    Термин “притча” известен христианам куда лучше. В Новом Завете то и дело упоминается, что Иисус Христос использовал эту форму, чтобы донести свое учение до недалеких жителей Иудеи. Это понятие можно определить как “фигуральное объяснение, которое может содержать аллегорию и/или метафору и обладает более глубоким смыслом, чем кажется на первый взгляд”. Эти рассказы были не только простыми примерами, помогавшими необразованным евреям понимать Закон; они позволяли объяснить сложные текущие события в аллегорической и, следовательно, тайной форме. Не подлежит сомнению, что христианство первоначально было еврейским культом, “каста основателей” которого (Иисус, Иаков, Симон-Петр, Андрей, Иуда, Фома и т.д.) были людьми, которые привыкли мыслить категориями мидраша, пешера и притчи. С другой стороны, те, кого можно назвать “второй волной” (Павел, Матфей, Лука и т.д.), были во многом другими людьми, привыкшими к эллинистическому стилю мышления, который гораздо более близок к современному. Почти все Евангелия Нового Завета были написаны после разрушения Иерусалима и Кумрана и гибели “касты основателей”. Эти писания были созданы для мыслящей по-гречески аудитории людьми, которые верили, будто получили эти тексты из рук Христа, но неминуемо что-то присочиняли и всячески преувеличивали свою роль в жизни учителя, пользуясь тем, что очевидцев этих событий не осталось. Чтобы отделить имеющуюся в Новом Завете правду от вымысла, нам пришлось забыть о присущем греческому мышлению буквализме и сосредоточиться на подтексте, присутствовавшем в речах и трудах радикальных еврейских и протохристианских теологов.

    В том, что и как говорят о себе Кумранская община и ранняя Церковь, есть очень большое сходство. Раннюю Церковь называли “держащимися пути” или “людьми пути Бога отцов” (Деяния святых Апостолов 24:14). Члены Кумранской общины также применяли к себе эти эпитеты. Более того, обе группы называли себя неимущими, детьми света, избранными Богом, сообществом Нового Завета или Договора. В восьмой главе Послания к Евреям изложена мысль о том, что Церковь есть новый Храм Господень, где с помощью жертвы были раз и навсегда искуплены все грехи мира. Между тем она представляет собой почти дословную цитату из написанной задолго до апостола Павла книги пророка Иеремии [56]:

    “...вечное растение, священный дом Израиля, святейший завет Аарону, свидетель Истины на суде, избранный божественной силой, чтобы заступаться за добрых, воздавать по заслугам злобным. Это стена надежная, драгоценный краеугольный камень, чье основание никогда не сотрясется и не сдвинется со своего места”. [57].

    Нельзя не заметить, насколько эта цитата из Иеремии похожа на то, как определяет церковь апостол Петр:

    “...и сами как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: “вот, я полагаю в Сионе, камень краеугольный, избранный, драгоценный”... Но вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел [58]”. (Первое Послание Петра 2:5-6,9).

    На эту прямую параллель впервые обратили внимание в 1956 г., когда стало ясно, что между кумранцами и Иерусалимской церковью существует теснейшая связь. (Allegro J. The Dead Sea scrolls). Однако тогда от исследователей ускользнуло, насколько эти слова подходят для характеристики другой организации - масонства. Поскольку все масонство сводится к построению духовного храма по образцу, составленному пророком Иезекиилем для храма Соломонова, сразу вспоминается рекомендация “смотреть в северо-восточный угол”:

    “При сооружении величественных или роскошных зданий существует обычай закладывать первый, или краеугольный камень в северо-восточном углу строения.

    Ты, вновь принятый в масоны, размещаешься в северо-восточном углу ложи, фигурально становясь этим камнем, и на фундаменте, заложенном сегодня вечером, впоследствии воздвигнешь чудесное здание, совершенное по соотношению частей и делающее честь своему строителю”.


    Тайны Кумрана


    Мы уже говорили, что ессеи, вынужденные уйти из Иерусалима, двадцать лет “двигались ощупью”, пока человек, известный под именем Учителя Праведности, не показал им “путь” и не помог Кумранской общине встать на ноги. К сожалению, кумранские свитки редко называют людей по именам, что не дает возможности определить упоминающуюся в них личность по другим источникам. Кроме Учителя Праведности, в свитках упоминаются и другие реально существовавшие фигуры: (“лукавый священник”, “фонтан лжи” и прочие), идентификация которых вызвала среди ученых оживленную дискуссию.

    Кем бы ни был Учитель Праведности, он представлял собой харизматическую личность и, по-видимому, был потомком знаменитого израильского первосвященника Садока. Этот человек поведал членам общины, что приближается предсказанный древними пророками “конец веков”. Скоро, сказал он, Господь сокрушит Своих врагов в последней космической битве и начнется новая эра, эра справедливости. А поскольку община является последним остатком истинного Израиля, ее члены, люди завета Яхве, примут участие в битве и вернутся в Иерусалим, дабы очистить Храм и восстановить в нем благочестие.

    Кумранцы называли себя по-разному: “Община”, “Многие”, “Сообщество Израиля” и “Сыновья Света”; человек же, который вел их к “концу веков”, мессия из рода Давида, носил имена “Могучего”, “Славного” и “Князя Света”. Очевидно, это был тот самый “Князь Света”, которому предстояло одолеть “Князя Тьмы” и “Сообщество Велиала”, то есть Сатаны. Свиток, называющийся “Мидраш Последних Дней”, рассказывает о том, какие заговоры будут устраивать “Дети Велиала” против “Сынов Света”, чтобы сбить их с пути истинного, и как в последние дни цари других народов будут яриться против избранного Богом Израиля. Однако Господь спасет Свой народ посредством двух мессий, которые появятся перед концом времен; один из них будет “Отраслью Давида”, а другой “Толкователем Закона”. (Russell D.S. The method and message of Jewish Apocalyptic).

    Их свитков мы узнали, что существовали некие тайные книги, которые содержали сведения о событиях будущего и определенных ритуалах, открытых членам общины Господом. Обычно они передавались доверенным людям из уст в уста, но теперь были записаны и зашифрованы. Эти сведения веками хранили в строжайшей тайне, дабы донести их в неизменности до “последних дней”. Отец Дж.Т.Милик, на первых порах руководивший работами по изучению кумранских материалов, определил, что в ряде свитков используется секретный код. В качестве примера можно привести применение двух разных алфавитов с произвольно выбранными знаками, которые заменяли обычные буквы древнееврейского алфавита; в другом случае писали слева направо вместо принятого в иврите написания справа налево.

    Каждое новое сообщение о членах Кумранской общины добавляло нам уверенности в том, что они были духовными наследниками египетских царей и предшественниками тамплиеров и масонов. Окончательное доказательство нашей правоты было обнаружено в работе еще одного участника первого научного коллектива, анализировавшего кумранские свитки. Доктор Хью Шонфилд (представленный за этот труд на соискание Нобелевской премии) обнаружил во многих рукописях то, что он назвал “Атбашским кодом”. С помощью данного кода были зашифрованы имена описанных в них личностей. (Schonfield H. The Essene Odyssey). Поразительнее всего, что незадолго до смерти, последовавшей в 1988 г., Шонфилд обнаружил, что тайные слова, использовавшиеся и рыцарями-храмовниками, и масонами, представляют собой именно эти Атбашские коды. Расшифровка последних позволила раскрыть значение некоторых из этих слов. Например, хорошо известно, что храмовники поклонялись некоему божеству со странным именем Бафомет. Лишь когда это имя было написано на иврите и расшифровано с помощью Атбашского кода, выяснилось, что за ним скрывается слово “София” - по-гречески “мудрость”.

    Итак, наличие связи кумранцев с тамплиерами можно было считать доказанным. Следом обнаружилось и доказательство связи с масонами. Применение Атбашского кода к масонскому слову “Тахо” (возможно, этим псевдонимом называли Великого Мастера в Испании) позволило получить имя “Асаф”. Согласно многим псалмам, этот человек помогал сооружать первый Иерусалимский храм. [59].

    В некоторых из этих тайных книг упоминаются имена Ноя и Еноха. Согласно многим легендам, эти люди были хранителями божественных тайн Неба и Земли, передававшихся другим людям во время ритуала инициации. Согласно древнему поверью, мифические предки человеческого рода были людьми величайшей мудрости. Легенды о Ное и Енохе, присутствующие во многих апокалипсических книгах, древностью не уступают книге Бытие, но происходят из какого-то другого неизвестного источника. Мы считаем, что этим источником являются предания, сообщавшиеся участникам тайной церемонии воскрешения. С именем Еноха вообще связано множество до сих пор не раскрытых секретов. У ранних христиан существовало сохранившееся доселе поверье, что Енох был взят на небо живым и снова придет на землю, дабы “уплатить долг природе”, т.е. умереть. Вместе с пророком Илией он признается одним из свидетелей конца света, которые по окончании своего свидетельства будут убиты зверем, выходящим из бездны. (Апокалипсис 11:3,7) Древние иудейские и арабские писатели считали Еноха, к имени которого неизменно прибавлялся эпитет “ученый”, изобретателем письменности, арифметики и астрономии. Это сближает его с Тотом-Гермесом Трисмегистом. Что же касается Ноя, то в масонской литературе часто упоминается о ритуале, с помощью которого Сим, Хам и Яфет пытались воскресить отца. Мы уже упоминали о побочной масонской степени, называемой Морской Аркой. Члены этой ложи сохраняют тайные традиции, связанные с именем Ноя.

    Однако еще более важные аспекты тайного учения связаны с именами Моисея и Ездры (прозванного вторым Моисеем). [60].

    Считается, что описанию жизни Моисея было посвящено намного больше книг, чем дошло до нас. (Schurer E. The Jewish people at the time of Jesus Christ). Одна из таких сохранившихся апокрифических книг называется “Успение Моисея”; не подлежит сомнению, что она написана ессеями. (Schonfield H. The Essene Odyssey). В ней приводится следующее указание, оставленное Моисеем его “служителю” Иисусу Навину:

    “Получив это послание, ты должен будешь сохранить книги, которые я тебе оставлю: ты приведешь их в порядок, умастишь кедровым маслом, положишь в глиняные сосуды и укроешь в месте, которое Он создал в начале сотворения мира”.

    Здесь речь идет о тайных книгах, которые Моисей поручает Иисусу спрятать “...до Судного дня, когда Господь посетит тебя, завершив свои труды по подготовке конца света”.

    Прочитав эту фразу, мы тут же вспомнили, что Моисей был единственным человеком, знавшим тайны египетских царей из первых рук. Эти тайны Моисей поручает хранить до момента, предшествующего концу света, в месте, “которое Он создал в начале сотворения мира”. Древние иудеи знали только одно такое место - скалу под Святым святых во внутреннем святилище Иерусалимского храма, поскольку именно она была первым, что создал Господь. Известно, что кумранцы скрыли большинство свитков (написанных ими, а также собранными со всей Иудеи) в пещерах рядом со своим поселением. Кроме того, известно, что члены общины были ревностными поклонниками Закона. Они были обязаны выполнить указание Моисея, ибо были свято уверены в том, что “конец веков” наступит при их жизни. Отсюда следует, что если рыцари-тамплиеры действительно вели подкоп под “Святое святых “ (в чем мы абсолютно уверены), они должны были обнаружить эти тайные свитки.

    Эта мысль донельзя взволновала нас. Неужели мы действительно нашли точное указание закопать полученные от Моисея тайны под храмом Ирода? Это открытие немедленно превращало рабочую гипотезу в стройную теорию. Мы тут же решили как можно тщательнее изучить все, что связано с “Успением Моисея”. Вскоре обнаружилось, что этот документ написан при жизни Иисуса и что он излагает события истории иудеев до эры правления Селевкидов [61], описывает эпоху Хасмонеев и упоминает о “свирепом царе”. Этим царем мог быть только Ирод Великий! Далее в книге описывается период гонений на иудеев, соответствующий временам правления Антиоха Епифана, предшественника Ирода; многие ученые считают, что эта глава переставлена и должна идти раньше. Затем в рукописи появляется таинственная фигура Тахо, убеждающего своих сыновей уйти с ним в пещеру и умереть там, но не изменить вере. Их смерть должна была послужить сигналом для давно ожидавшегося вмешательства Господа в историю и основания Его царства. Похоже, здесь речь идет скорее о Царствии Небесном, чем земном. Делалось множество попыток отождествить Тахо с какой-либо исторической личностью, но ни одну из них нельзя считать достаточно убедительной. Некоторые авторы считают, что именно он был “Учителем Праведности”.

    Мы убедились в том, что указание Моисея зарыть тайны действительно существовало. Однако не меньшее значение для нас имел тот факт, что данный документ составлен не раньше времени Иисуса и относится к эпохе, когда вся Кумранская община готовилась к великой битве перед “концом веков”. Но особенно взволновало нас упоминание о безымянном Тахо. К тому времени мы уже знали, что это зашифрованное с помощью Атбашского кода имя Асафа - человека, помогавшего Соломону строить первый Иерусалимский храм, и одновременно того, кого масоны считали своим Великим Мастером.

    Имя “Тахо”, раскрытое благодаря использовавшемуся кумранцами Атбашскому коду, подтвердило высказывавшееся ранее предположение о том, что оно указывает на лидера общины последних лет ее существования, то есть “Учителя Праведности”. (Peake’s commentary on the Bible). А содержащаяся в тексте фраза “умереть, но не изменить своей вере” живо напомнила нам ритуал посвящения в Третью Степень масонства, целиком посвященный идее “верности даже в смерти”. Суть этого ритуала выражена в словах Хирама Абифа, сказанных им первому из убийц:

    “Я скорее соглашусь умереть, чем выдам доверенную мне священную истину”.

    На этом основании мы сделали вывод, что лидера Кумранской общины следует считать духовным наследником первого строителя храма Соломона - человека, который известен современным масонам под именем Хирама Абифа.

    Наличие связи между ессеями и современными масонами позволило правильно сложить одну историческую головоломку, но второй главный масонский символ все еще требовал объяснения. Требовалось доказать, что тамплиеры действительно могли проничь в тайну двух колонн, играющих столь важную роль в первых двух масонских степенях.

    Двойные колонны

    Поскольку Римская церковь незаконно объявила себя наследницей учения Иисуса, католики до сих пор считают, будто имеют право свысока смотреть на остальных христиан. С их точки зрения, ессеи-кумранцы являются всего лишь одной из многочисленных религиозных сект, существовавших в Святой Земле во времена Христа. Этот взгляд ни в коей мере не соответствует исторической истине. Члены Кумранской общины были квинтэссенцией всего того, что составляет сущность иудейства, стражами Божьего Завета и воплощением духа нации. Иными словами, ессеи - это евреи под лупой.

    Много лет ученые спорили о личности Учителя Праведности, однако недавно сделанные открытия позволили большинству исследователей сделать вывод, что этот титул принадлежал не одному, а двум людям. Первым из них был основатель общины, вторым - тот, кто возглавлял ее перед “концом веков”. (Lasor W.S. The Dead Sea scrolls and the New Testament). Трудность заключается в том, что Кумранская община была не замкнутым сообществом, а бурно развивающейся, быстро растущей группой, вынужденной приспосабливаться к оказывавшемуся на нее давлению. Следовательно, более старые свитки говорят о первом Учителе Праведности, а более поздние - о новом духовном лидере, которого иначе называют “Иаковом Справедливым”. Независимые исследователи профессора Роберт Эйсенман и Майкл Уайз сделали вывод, что этим лидером кумранцев был Иаков-младший, брат Христа и первый епископ Иерусалимский. Отсюда следует, что Иерусалимская церковь и была Кумранской общиной.

    Первое упоминание об этом содержится в трактате историка второго века Егезиппа, который назвал брата Христа, Иакова Справедливого “назиритом” (nazirit), и упомянул, что этот человек единственный, кто имел доступ в святилище храма, где его часто находили стоящим на коленях и молящимся за народ. За святость и благочестие, добавляет Егезипп, Иакова называли “Праведным”. Этот человек не пил вина, не вкушал мяса животных и носил белые льняные одежды священника; от постоянных молитв его колени были мозолистыми, как у верблюда.

    Согласно другому свитку, известному под названием “Учебник благочиния”, Совет общины состоял из двенадцати совершенных и святых мужей, которые были ее “колоннами” (т.е. столпами). В ту пору символическое значение данного слова еще не было утрачено; две колонны были аллегорией власти царя и первосвященника, на которые опирается “Царствие Небесное”. Не следует забывать о том, что этот последний термин означал вовсе не загробную жизнь. Наоборот, он указывал на земное существование, при котором евреями будет править Яхве, что обеспечит им вечный мир и процветание. Конечно, эти “столпы духа” были наследниками колонн, которые символизировали единство Верхнего и Нижнего Египта и дошли до Кумранской общины как воспоминание о легендарных Воазе и Иахине, украшавших восточные ворота храма Соломона. Эти набожные и благочестивые евреи считали колонны олицетворением царской власти “мишпат” (mishpat) и духовной власти “цедек” (tsedeq или Zedek), вместе поддерживающими огромную арку Небес, замкОвый камень которой был символом третьего из великих и самых дорогих для евреев понятий: “шалом” (shalom).

    Проанализировав огромное количество информации, содержащейся в свитках Мертвого моря, в Библии и других источниках того времени, мы наконец поняли мировоззрение кумранцев. Однако нам удалось сделать это только благодаря знанию масонского ритуала и происхождения Хирама Абифа. Остальные видели лишь фрагменты мозаики, но когда все куски головоломки сложились в картину поздней Кумранской общины - ранней Иерусалимской церкви, все сомнения и возможные возражения испарились. Приведенный рисунок иллюстрирует эту чрезвычайно важную парадигму.

    (Рисунок на стр. 207 оригинала).

    Правая колонна, известная масонам под именем “Иахин”, названа в честь первого верховного священника Храма; нет ничего удивительного в том, что эта колонна была для кумранцев символом духовной власти, воплощавшим фундаментальную концепцию “цедек”. Данное слово, выражающее принцип божественно установленного порядка, обычно переводится как “справедливость”, хотя точнее было бы использовать понятие “праведность” в значении “всегдашняя готовность сделать другим добро”. Проще говоря, данная концепция является зеркальной копией древнеегипетской концепции Ма’ат. Это стало еще более ясно, когда мы узнали, что у ханаан слово “цедек” ассоциировалось с богом солнца. Ханаанский бог солнца был великим судьей, следившим за всем миром, исправлявшим зло и проливавшим свет на темные дела и скрытые преступления. Когда иудеи объединили этого бога со своим Яхве, “цедек” стал одной из черт последнего. Все добрые дела Яхве - от заботы об урожае, чтобы народ не голодал, до сокрушения врагов Израиля - были частью “цедек”. В этом слове всегда ощущалась связь с солнечным светом, который ведет вечную войну с тьмой и хаосом. (Cohen N. Cosmos, chaos and the world to come).

    Хотя поклонение солнцу для многих религий, возникших из одного корня, которым является цивилизация шумеров, вещь слишком обычная, чтобы разбирать этот вопрос подробно, все же следует подчеркнуть любопытное сходство между главным египетским божеством Амоном-Ра и Яхве. Оба они используют благую силу дневного света для борьбы с силами тьмы и хаоса.

    Левая колонна храма царя Соломона носит имя Воаз. Как известно каждому масону, она названа в честь Вооза, прадеда израильского царя Давида. Кумранцы тоже видели в ней символ царской власти, олицетворявший род Давида и концепцию “мишпат”. Это слово часто переводят как “правосудие”, но оно означает намного большее, а именно царскую власть Яхве и сам божественно установленный порядок вещей.

    С левой колонной всегда ассоциировались власть правителя и отправление правосудия; именно в Мицпе (другое написание слова “мишпат”) Иаков-Израиль воздвиг свою первую колонну и именно там Саул был провозглашен первым царем Израильским.

    Пока две духовные колонны стоят на своих местах - Учитель Праведности (цедек) по левую руку от Бога, а земной царь из рода Давида (мишпат) по правую - арка, символизирующая правление Яхве, останется незыблемой, а замкОвый камень “шалом”, находящийся в ее центре, будет скреплять портал воедино. Наверно, это еврейское слово является самым знаменитым из слов иврита. Его знает весь мир и видит в нем приветствие, означающее “мир”, то есть состояние, противоположное войне. Нет смысла говорить, что для библейских иудеев оно означало нечто куда более сложное и важное. Для кумранцев оно было символом не только мира, но и счастливой судьбы, процветания, победы в войне, вечной удачи и благополучия. Однако “шалом” нельзя было получить в подарок; его следовало завоевать, установив правление Яхве, то есть правление, опирающееся на незыблемый моральный авторитет царской и религиозной власти, аллегорией которых являются две колонны.

    Старшие члены видели в этой символике всю суть и предназначение Кумранской общины. Выполняя “мидрашское” указание Моисея, они отразили ее в свитках, которые закопали под храмом Ирода. Через тысячу с лишним лет эти свитки обнаружили рыцари-тамплиеры. Масонство унаследовало эти символы, но со временем их смысл был утрачен.

    Когда кумранцы узнали, что “конец веков” близок, их потребность в людях, которые могли бы стать такими колоннами, резко обострилась. Объяснялось это тем, что Яхве не мог разрушить старый порядок, пока не создан каркас нового. А поскольку эти посты в данный момент были недоступны из-за римской оккупации и того, что место первосвященника занимал “муж неправедный”, кандидатов на эти титулы называли мессиями, то есть будущими вождями народа, ожидающими своей очереди.

    Чем больше мы узнавали о парадигме кумранских колонн, тем сильнее убеждались в том, что церемонии кумранцев были предшественниками современных масонских ритуалов. Но мы испытали ни с чем не сравнимое волнение, когда посетили развалины Кумрана и обнаружили, что члены общины воздвигли у себя копию входа в Храм с непременными колоннами Воаз и Иахин. Основания этих колонн сохранились до сих пор. Они стоят по обе стороны восточных дверей ризницы, из которой открывается вход в то, что часто называют кумранским “Святым святых”. Невозможно поверить, что два единственных основания колонн, обнаруженные во всем поселении, по чистой случайности украшали восточные ворота здешнего импровизированного храма. Нет, у этих двух колонн проходила важнейшая церемония инициации старших членов общины, с замиранием сердца ожидавших двух мессий, которые должны были появиться незадолго до “конца веков”. Кумранские трактаты, которые называют свитками Мертвого моря, уже позволили получить массу важной для нас информации, но когда мы обнаружили упоминание о “тайне колонн” в четвертом фрагменте свитка, который называется “Бронтологион”, то буквально затряслись от радости.

    Принято считать, что современное арабское слово “Кумран”, которым называют место, где давным-давно находился ессейский “монастырь”, само по себе ничего не значит. Однако когда нам посчастливилось ознакомиться со вторым экземпляром тогда еще не опубликованной книги покойного Джона Аллегро - человека, который полностью перевел “Медный свиток” - мы обнаружили, что это неверно. Аллегро, специалист по семитским языкам, видел в слове “Кумран” ясно различимый корень. Он описал этимологию этого слова и указал, что во времена Иисуса и Иакова оно звучало как “Кимрон”. Значение этого слова Аллегро было безразлично. Он привел его в рукописи просто как любопытный казус, но на нас этот “казус” подействовал как взорвавшаяся бомба! (Allegro J. The treasure of the Copper scroll).

    Оказалось, что слово “Кимрон” означает ни более ни менее как “свод, арка, дверной проем, портал” и тому подобное. Кумранцы отождествляли себя со “сводчатым порталом” - точнее, были людьми-колоннами с аркой наверху! Портал создавали колонны “цедек” и “мишпат” и священная арка “шалом”.

    Масоны считают, что слово Иахин означает “основывать, учреждать”. Задача духовного мессии (“цедек”) - учреждение в Израиле праведности, с помощью которой можно будет восстановить Храм. Согласно масонским представлениям, правая колонна, Воаз, называется “сила”. Это колонна царственного, или “мишпат”-мессии, ответственного за обороноспособность страны, соблюдение гражданских законов и дела управления. Масоны же говорят, что результатом двух объединенных колонн является “прочность”. Наверно, невозможно найти другое слово, которое бы точнее передавало смысл понятия “шалом”. Но пора подвести итог: современные масоны вкладывают в понятие двух колонн храма Соломонова точно тот же смысл, который вкладывали в него члены Кумранской общины и Иисус Христос.

    В Кумранских пещерах были найдены фрагменты “Завета Левию” [62], который наверняка старше, чем завет самого Левия, включенный в Библию [63]. В этом документе имеются упоминания о мессии, позволяющие сделать вывод, что “Завет” составлен кругами, ожидавшими прихода скорее левитского (т.е. духовного) мессии, чем царственного мессии из рода Давида. Из того перевода, который мы видели, явствовало, что эти люди ставили духовного лидера выше общественного и считали, что царь должен подчиняться первосвященнику. (Peake’s commentary on the Bible).

    Эту мысль подтверждают и другие кумранские свитки, в частности “Дамасский документ” (упоминающий “мессий Ааронова (священного) и Израилева (царственного)”, однако все точки над i ставит менее известный, но от этого не менее значительный “Завет Левию”. В Евангелии от Матфея (3:3) Иоанн Креститель описывается как “глас вопиющего в пустыне”. Это точная цитата из свитков Кумранской общины. Поэтому у нас возникло сильное подозрение, что авторы синоптических Евангелий изрядно исказили текст Писания с целью изобразить мессией именно Иисуса. Кроме того, в “Завете Левию” указывается, что даже в момент написания относительно позднего Евангелия от Луки люди считали мессией Иоанна Крестителя. В главе 3 (стих 15) Лука пишет:

    “Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он...”

    Возможно, этот стих ускользнул от внимания большинства христиан, которые ищут в Библии вдохновение, а не исторические свидетельства, однако для нас он является ключевым. Употребление слова “все”, а не “некоторые” показывает, что в Иоанне видели первого кандидата на роль мессии. В последние сорок лет среди христианских теологов распространилось мнение о том, что Иоанн и Иисус были неким “единым мессией в двух лицах”. (Kuhn K.G. Die Beiden Messias Aarons und Israels). Выше мы упоминали о живущих в южном Ираке мандеях, которые называют себя наследниками назореев и считают основателем своей секты Иоанна Крестителя. Интересно, что эта секта возникла именно в тот момент, когда кумранцы стали проповедовать новый культ, отойдя от замкнутой ессейской практики, которая характерна для сект, обнаруженных в турецком городе Эфес или на египетском острове Элефантина.

    Это утверждение наверняка напугает многих христиан, привыкших считать, что Иисус Христос был единственным мессией, но оно покажется угрожающим лишь тем, кто цепляется за эллинизированное, мистическое толкование обычного древнееврейского термина. Если это слово воспринимать в его первоначальном (и единственно правильном) значении, вполне естественно видеть в Иоанне духовного мессию, а в Иисусе - колонну “мишпат”, то есть мессию царственного.

    Иоанн вел суровую жизнь в пустыне, очищая души людей путем погружения их грешных тел в текучие воды реки Иордан. Это был любимый способ кумранцев, обычно использовавших для очищения непроточную воду из цистерн. Иоанн был олицетворением кумранской праведности, ел только разрешенную пищу вроде акрид (саранчи) и дикого меда и носил одежду из грубой верблюжьей шерсти с кожаным поясом на чреслах. По убеждению Иоанна, вся иерусалимская верхушка полностью прогнила; стремясь исправить нравы сильных мира сего, он обращался к ним с гневными проповедями. Он призывал своих слушателей к покаянию и очищению с помощью ессейско-кумранского ритуала крещения. Некоторые исследователи считают Учителем Праведности именно Иоанна. Возможно, это правда, но мы так и не сумели найти убедительных доказательств, подтверждающих данную точку зрения.

    Рассказ о крещении Иисуса сознательно приукрашен поздними евангелистами в угоду вкусам христиан-неевреев, любивших описания магических ритуалов. Утраченное евангелие, восстановленное по историческим источникам Маком Бартоном, позволяет пролить свет на взаимоотношения этих двух по-настоящему великих людей. (Burton L.M. The lost gospel).

    Автор доказывает, что крещение Иисуса Иоанном выдумано евангелистом Марком. Утверждается, что Иоанн узнал о существовании Иисуса лишь от своих учеников, рассказавших ему о новом мудром учителе, прибывшем с севера и заявляющем, что даже римский сотник показал больше веры в силу Господа, чем простой иудей. Иисус обязан был стать центральной фигурой Кумранской общины, поскольку он принадлежал к роду Давида и был чрезвычайно талантливым учеником. Очень похоже, что так называемый обряд крещения, совершенный Иоанном, был обрядом инициации, приема Иисуса в первую ступень члена Кумранской общины. Описание того, как на Иисуса спустился голубь, является классической еврейской метафорой, выражающей понятие “обретение мудрости”.

    Куда интереснее выяснить, что случилось с Иисусом после крещения. Согласно Новому Завету, он удалился в пустыню, где постился сорок дней и ночей. Однако там не сообщается, что после этого поста он покинул пустыню; наоборот, Библия короля Якова говорит, что он оставался там еще три года - с 27 по 31 г. н.э. Нужно напомнить, что во всех свитках Мертвого моря слово “Пустыня” означает самое Кумранскую общину. Оно не имеет ничего общего с картиной, которая возникает в мозгу каждого современного христианина: одинокий Христос, бредущий по песчаным дюнам. Теперь ясно, что это значило: Иисус прошел в Кумранской общине три ступени инициации и поднялся до высшего уровня в братской иерархии. Не следует забывать, что продолжительность каждой ступени составляла равно один год. Здесь он научился противостоять искушениям Сатаны и отворачиваться от даров вождей других народов. На последней ступени, по окончании трех лет, над ним совершили доставшуюся по наследству от Моисея тайную церемонию воскресения, извлекли из символической могилы, велели вести честную и праведную жизнь и быть готовым к наступлению царства Божьего.

    Очень похоже, что Иисус прожил в общине еще год, подчиняясь здешнему строжайшему уставу. Однако после казни Иоанна в начале 32 г. н.э. он решил, что быстрее и эффективнее подготовит народ Израиля к приходу “Царствия Небесного”, если нарушит здешние правила: цель оправдывает средства.

    Из всей доступной нам информации следовало, что Иисус и его младший брат Иаков были лучшими учениками Кумранской общины и добились в ней высокого положения. Иоанн Креститель спросил своего даровитого ученика из рода Давида, тот ли он, “кто должен прийти”, то есть царственный мессия, второй столп (или колонна) общины. Иисус ответил на это в стиле “пешер”: “Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют” (Матфей 11:3-5). Это ни в коем случае не значило, что он сам совершил все перечисленные подвиги; Иисус лишь цитировал пророка Исаию, который предсказывал, что подобные чудесные излечения случатся тогда, когда будет восстановлено царство Израиль. Таким образом Иисус подтверждал, что “конец веков” близок и что он готов “помогать готовить путь”. В то время считалось, что все умственные и физические болезни посылаются людям за грехи и что “удаление от греха” способно исцелить любую хворь.

    В воссозданном Бартоном евангелии приводится краткий, но выразительный отзыв Иисуса об Иоанне, который многое объясняет:

    “Вы знали, что Иоанн пророк, и не ждали, что он облачится в царские одежды. Но вы не знали того, что я скажу вам. Иоанн больше чем пророк. Он тот, о котором написано: “се, Я посылаю вам Моего предвестника. Он приготовит вам путь”. (Burton L.M. The lost gospel).

    Этот ранний христианский текст ошибочно толкуют в том смысле, что скорее Иисус видел в Иоанне духовного мессию, чем Иоанн видел в Иисусе мессию царственного. Однако данный отрывок прямо указывает на то, что хотя судьба Иоанна была предопределена заранее, люди не ждали от него “облачения в царские одежды”, потому что стать царем предстояло не ему. Многих людей до сих пор сбивают с толку фрагменты, в которых Иисус называет Иоанна “тем, кто должен прийти”, а Иоанн обращается с теми же словами к нему. Но как только начинаешь думать о них обоих как о колоннах небесных врат, становится понятно, что в этом нет никакого противоречия: каждый из них нуждался в другом.

    Деятельность мессии Иоанна Крестителя продолжалась только шесть лет и закончилась в начале 32 г., когда ему отрубили голову. Иосиф Флавий пишет в “Иудейских древностях”, что Иоанн был убит по приказанию Ирода Антипы. Тетрарх, правивший четвертью Иудеи, боялся, что проповеди Иоанна, обладавшего мессианской натурой, могут привести к восстанию. Должно быть, для Иисуса, лишившегося второй колонны, это было страшным ударом. Кумранская община и все ее последователи потеряли одну из своих опор накануне “конца веков” и наступления “Царствия Божьего”. Несмотря на то, что действительно святых людей, способных заменить Иоанна, было ничтожно мало, заполнить образовавшуюся брешь быстро вызвались два кандидата. Первым из них был тот, которому предстояло стать вождем Кумранской общины и которого звали “Иаков Справедливый”, а вторым - его старший брат, человек, которого мы называем Иисусом!

    Как только мы, убежденные в огромном значении двойных колонн, приступили к изучению Нового Завета и свитков Мертвого моря, вся картина предстала в совершенно ином свете. Мы удивлялись, почему никто не заметил этого раньше; но, с другой стороны, никому до нас не приходило в голову рассматривать события первого века нашей эры с точки зрения древнеегипетских и современных масонских ритуалов. Мы сами не ожидали, что обнаруженная нами исследовательская жила окажется такой богатой. Оставалось только надеяться, что следующий этап работы, посвященный изучению жизни царственной колонны, самого Иисуса Христа, окажется не менее плодотворным.


    Заключение


    Изучение событий, происшедших в Святой Земле во времена Иисуса, заставило нас сделать вывод, что маленькая Кумранская община имела огромное значение для нашего исследования. Мы знали, что ее члены были авторами свитков Мертвого моря, и в конце концов пришли к твердому убеждению, что Кумранская община, ессеи, назореи и Иерусалимская церковь - всего лишь разные названия одного и того же явления.

    Исследовав эпоху Хасмонеев, мы обнаружили, что в отличие от римской католической Библии из Библии короля Якова исключены первая и вторая книги Маккавеев. Католики изображают Хасмонеев иудейскими героями; было ясно, что протестанты придерживаются противоположного мнения. Это явно указывало на существование связи между врагами Хасмонеев кумранцами и английской правящей верхушкой семнадцатого века. Эта связь могла быть установлена одним-единственным способом - через тамплиеров и их духовных наследников масонов.

    Мы нашли у кумранцев и масонов много общего - от степеней иерархии до запрещения иметь при себе во время инициации монеты и металлические предметы. Из свитков Мертвого моря явствует, что кумранцы призывали к истине, праведности, доброте, справедливости, честности и скромности, сочетающихся с братской любовью. Не приходилось сомневаться, что это делало их духовными наследниками египетских царей и предшественниками тамплиеров и масонов.

    Из изученных нами свитков следовало, что существовали тайные книги, в которых описывались ритуалы, сообщенные членам общины самим Господом и обычно передававшиеся из уст в уста заранее выбранным людям. Однако в преддверии надвигавшихся событий эти ритуалы были записаны и зашифрованы. Эти ритуалы хранились в строгой тайне и долго передавались из поколения в поколение. Кроме того, мы обнаружили ссылку на существование “тайны колонн”.

    Наша первоначальная гипотеза о том, что рыцари-храмовники подкопались под Святое святых и обнаружили там тайные писания, подтвердилась благодаря обнаруженной в Кумране рукописи “Успение Моисея”, где членам общины предписывалось скрыть самые драгоценные свитки в самом драгоценном для них месте.

    Вне всяких сомнений, вождь Кумранской общины являлся духовным наследником первого строителя храма Соломона - человека, известного масонам под именем Хирама Абифа. Кроме того, мы убедились, что Иаков, брат Христа, был “Иаковом Справедливым” из свитков Мертвого моря и главой Иерусалимской церкви.

    Сущность кумранской парадигмы “двух колонн” заключается в том, что колонна, стоящая слева от ворот, символизирует идею “цедек”, правая - “мишпат”, а арка Яхве с центральным замкОвым камнем, скрепляющим все воедино, идею “шалом”. Иоанн Креститель и Иисус какое-то время были единым мессией в двух лицах, но после убийства Иоанна политическая ситуация резко обострилась. Теперь требовалось выяснить, что именно произошло в этот переломный период. Особенно между Иисусом и Иаковом.




    Примечания:



    5

    в библейской Книге Иисуса Навина “Аиалон” (10:12) - Е.К.



    6

    ныне Яффы - Е.К.



    54

    Напоминаем, что номера псалмов в православной Библии не совпадают с прочими вариантами. - Е.К.



    55

    Отсутствуют они и в каноническом русском переводе Библии. Согласно “Библейской энциклопедии”, этих книг четыре, и все они считаются апокрифическими. - Е.К.



    56

    жившего в эпоху вавилонского плена и сорок пять лет проповедовавшего в Иерусалимском храме - Е.К.



    57

    Перевод наш. Единственные места в книге пророка Иеремии, которые перекликаются с восьмой главой Послания к Евреям, звучат следующим образом: “Вот, наступают дни, говорит Господь, - и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет судить мудро, и будет производить суд и правду на земле” (23:5); “Но вот завет, который заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь : вложу закон Мой во внутренность их, на сердцах их напишу его, и буду им богом, а они будут Моим народом” (31:33) - Е.К.



    58

    Господом - Е.К.



    59

    Вот что сообщает об Асафе “Библейская энциклопедия” (с. 64): “Сын Берехии, внук Левия, известнейший певец из начальников певцов при Давиде. Он был также провидцем. Ему приписывают следующие псалмы: 49-й, 72-й, 80-й и 82-й. Должность начальника хора, по-видимому, оставалась наследственной в его роде. Может быть, некоторые псалмы написаны кем-либо из его потомков, потому что содержание их указывает на позднейшие времена”. - Е.К.



    60

    Вот что сообщает об этом человеке “Библейская энциклопедия”: “Ездра, происходивший из рода Ааронова, был благочестивый и ученый священник, живший в Вавилоне при царе Артаксерксе Лонгимане; в седьмой год царствования означенного государя он получил дозволение отправиться в Иерусалим и взял с собою всех евреев, которые пожелали возвратиться в свое отечество... Число лиц, пожелавших сопровождать Ездру в Иудею, простиралось до 1734 человек... Обращают на себя внимание два важных его деяния, именно: восстановление обрядности закона Иудейского по древним обычаям, бывшим в употреблении у иудеев до плена Вавилонского и согласным с указаниями пророческими, и затем собрание и соединение священных Ветхозаветных книг в один состав - установление канона их... Кроме того, Ездра признается писателем 1-й и 2-й книг Паралипоменон, книги Ездры и второй части оной - книги Неемии” (с. 216-217). - Е.К



    61

    царской династии потомков сподвижника Александра Македонского диадоха Селевка, правившей на Ближнем и Среднем Востоке (основная территория - Сирия) в 312-64 гг. до н.э.; в 64 г. государство Селевкидов было завоевано Римом - Е.К.



    62

    т.е. евангелисту Матфею - Е.К.



    63

    т.е. Евангелие от Матфея. Согласно преданию, Матфей, отправлявшийся проповедовать в другие страны, по просьбе иудеев оставил им “завет”, придав письменную форму тому, что он проповедовал устно - Е.К.