• Явная бессмыслица
  • Бедный кандидат в темноте
  • Сокровенные тайны природы и науки
  • Луч света
  • Заключение
  • ГЛАВА ПЕРВАЯ. УТРАЧЕННЫЕ ТАЙНЫ МАСОНСТВА


    “Масонство возникло еще до всемирного потопа; это создание недавнего прошлого; это всего лишь повод для праздника; это разрушающая духовность атеистическая организация; это благотворительное общество, делающее добрые дела под личиной дурацкой таинственности; это политическая сила огромной мощи; у него нет никаких секретов; последователи этого учения держат в тайне величайшее знание, доверенное всему человечеству; они отправляют свои тайные ритуалы, взывая к Мефистофелю и заручаясь его поддержкой; их ритуалы совершенно безобидны и чрезвычайно глупы; на их совести все нераскрытые убийства; их единственная цель заключается в распространении добра и построении всемирного братства - - вот голословные утверждения глупцов, не входящих в круг посвященных и не принадлежащих к Братству Вольных Каменщиков. Omne ignotum pro magnifico. Чем меньше люди знают о масонстве, тем больше выдумывают”.

    (“Дейли Телеграф (Лондон)”, 1871.)

    “Масоны тратят много усилий на распространение в их среде высоких моральных норм. Однако нет ничего удивительного в том, что общество, использующее тайные рукопожатия, знаки и язык для распознавания его членов, подозревают не в добрых, а в злых умыслах, К чему использовать такие методы, если не стремишься к сокрытию истины? Зачем скрываться, если нечего скрывать?

    Те, кто не принадлежит к масонам, считают переодевание, цитирование эзотерических текстов и соблюдение странных ритуалов настолько глупым, что волей-неволей верят в существование у этого общества других, куда более зловещих целей. Возможно, их и нет... но доказать обратное всегда было очень трудно”.

    (“Дейли Телеграф (Лондон)”, 1995.)

    Явная бессмыслица


    В 1871 г. королеве Виктории предстояло править еще тридцать лет, президентом США был Улисс С.Грант, и масонство вызывало в обществе повышенный интерес. Прошло сто двадцать пять лет, поколение назад люди высадились на Луну, мир опутан сетью Интернет, а масонство по-прежнему приковывает к себе всеобщее внимание.

    Первую из приведенных выше цитат мы обнаружили в пыльном томе истории масонов. Некий давно покойный член братства тщательно вырезал эту статью, аккуратно сложил и воспользовался ею как закладкой.. Вторую цитату нашел Крис [2], листая газету в перерыве между ленчем и просмотром знаменитого кинобоевика.

    За последние век с четвертью изменилось почти все, включая газетный шрифт, но отношение общества к масонству осталось таким же недоуменным, как в девятнадцатом столетии. Люди не доверяют тому, чего не понимают, а если они сталкиваются с элитарностью, это недоверие быстро превращается в неприязнь, если не в ненависть. Хотя масоном всегда мог стать всякий мужчина, достигший двадцати одного года (согласно шотландской конституции - восемнадцати лет), здоровый телом и духом, обладающий хорошим характером и верящий в Бога, в прошлом на Британских островах членами этого общества были главным образом аристократы и те, кто принадлежал к верхним слоям среднего класса.

    В эпоху королевы Виктории солидному мужчине было чрезвычайно важно считаться масоном. Нувориши, появившиеся в результате промышленной революции, повышали свой статус, становясь членами тайного общества, в которое входили аристократы всех рангов, включая членов королевской семьи. Теоретически стать масонами могли и простые рабочие, но мало у кого из них хватало смелости требовать места в “клубе для боссов”. Поэтому членство в масонской ложе долго ассоциировалось с определенным уровнем благосостояния. Все остальные слои общества могли только гадать о том, какие секреты скрывают члены этой тайной организации, носящие фартуки и широкие воротники, закатывающие брюки и обменивающиеся странными рукопожатиями, шепча друг другу пароль.

    Во второй половине двадцатого века масонство стало намного менее элитарной организацией; в него допускаются люди из всех слоев общества. Однако стоит взглянуть на верхушку английских масонов, как становится ясно, что член королевской семьи или наследственный пэр обладают огромным преимуществом при продвижении по ступеням масонской иерархии.

    Почти все жители Запада имеют хотя бы смутное представление о масонах. Тайны этого общества не дают покоя двум большим группам людей: немасонам, ломающим себе голову над секретами Ордена, и масонам, делающим то же самое. Заговор молчания, заключенный масонами, объясняется вовсе не преданностью принесенным ими священным клятвам и не страхом возмездия за нарушение этих клятв, а всего-навсего боязнью насмешек над глупыми и бессмысленными ритуалами, которые они соблюдают.

    Масонство для нас и всех тех “братьев”, которых мы знаем, не более чем клуб, в котором занимаются театральной самодеятельностью, после чего переходят к обильному застолью со множеством пива и вина. Сложный и темный ритуал запоминается только после долгих упражнений в хоровой мелодекламации. От вступающего усиленно требуют заверений в искренности и чистосердечности, но этому несчастному понятна лишь небольшая часть ритуала, предъявляющая кандидату высокие моральные требования; все остальное представляет собой странную смесь бессмысленных слов и попыток разыграть сцену, в основу которой, видимо, положены исторические события, имевшие место при строительстве иерусалимского храма царя Соломона примерно три тысячи лет назад.

    Пока мы, “посвященные”, тратим время на заучивание наизусть бессмысленных стишков, все остальные пытаются разрушить наше общество, видя в нем причину мировой коррупции, бастион капиталистических привилегий или клуб, в котором занимаются дурацкой болтовней. Ажиотаж публики подогревают бесчисленные книги, посвященные этой теме. Некоторые из них (например, принадлежащие перу американца Джона Дж. Робинсона) представляют большой научный интерес; другие же (вроде писаний покойного Стивена Найта) - чистой воды фантастика, питающая худшие страхи представителей антимасонского сектора.

    Антимасонское лобби обвиняет наше общество во всех смертных грехах. Мы убедились в этом на собственном опыте. Один из друзей Криса недавно заявил, что выполняет в своей церковной общине функции советника. Мы спросили, кому он дает советы, и с ужасом услышали:

    - Тем, кто страдает от проклятий масонов.

    - И что же это за проклятия? - спросили мы, не признаваясь в своей принадлежности к Ремеслу (как принято называть масонство среди посвященных).

    - Масоны должны клясться друг другу в преданности, превышающей преданность родным. Тот, кто нарушает эту клятву, навлекает ужасные мучения на себя и своих близких.

    Тут мы лишились дара речи. В масонстве есть многое, но нет зла. Однако некоторые люди свято уверены в обратном. Опровергая злонамеренные обвинения, Объединенная Великая Ложа Англии публично заявляет, что “гражданский долг масона выше обязанностей перед другими масонами” и что “масонам не позволяется причинять вред семье собрата, отнимая у него слишком много времени или денег, а также заставлять масона предпринимать действия, направленные против интересов его родных и близких”.

    Мы не собираемся защищать масонство, но, насколько нам известно, оно делает много добрых дел и никому не причиняет зла. Оно жертвует очень большие суммы на благотворительность (обычно анонимно), распространяет в обществе идеалы добра, справедливости, гражданского долга и соблюдает высокие этические нормы, которым следуют другие. Цвет кожи, раса, религиозные и политические взгляды никогда не мешали членству в Ордене, двумя главными целями которого являются создание общественного уклада, основанного на свободе личности, и стремление к знанию. Единственным категорическим требованием к его членам является вера в Бога... любого бога.

    По нашему мнению, крупнейшим недостатком масонства является его полная бессмыслица. Никто не знает, откуда оно взялось, никто не представляет, к чему оно стремится, и чем дальше, тем больше становится ясно, что у него нет будущего в мире, который требует ясности целей и добивается максимальной выгоды. Неизвестно не только происхождение масонства. Признаны утраченными “истинные тайны Ордена”; вместо них в масонском ритуале используются “замещающие тайны”... “пока не настанет время, когда они будут обретены вновь”.

    Если слова, использующиеся во время ритуала, действительно имеют какой-то смысл, то масонству должно быть по крайней мере три тысячи лет. Однако в этом сомневаются не только противники Ордена; Объединенная Великая Ложа Англии тоже не настаивает на такой старине. Опасаясь насмешек непосвященных, она избегает высказывать официальную точку зрения на происхождение Ремесла и позволяет обсуждать ограниченные исторические свидетельства древности его существования так называемым “теоретическим ложам”.


    Бедный кандидат в темноте


    Вступая в Орден, мы оба подверглись процедуре, которую проходил каждый желающий приобщиться к Ремеслу в течение по крайней мере двухсот пятидесяти лет. Частью этой церемонии была просьба дать честное слово, что мы никогда не выдадим непосвященным великих масонских тайн. Мы полностью отдаем себе отчет, что сведения, приведенные в этой книге, могут быть расценены некоторыми масонами как предательство. Однако Объединенная Великая Ложа Англии считает, что единственная тайна, которая заслуживает быть скрытой от непосвященных, это способ распознавания масонами друг друга. Поэтому человек, прочитавший эту книгу, не сможет выдать себя за члена Ордена. Нам было необходимо достаточно детально обрисовать ритуал, поскольку именно эти подробности составляют основу нашего исследования. Некоторые из произносимых в ходе ритуала слов представляют собой пароли, но поскольку мы не указываем, какие именно слова используются в тех или иных обстоятельствах, с нашей стороны сделано все возможное, чтобы соблюсти дух принесенных нами клятв. В конце концов, мы согласились дать их при условии, что эти обеты не будут противоречить нашей моральной, религиозной и гражданской свободе . Если бы эти клятвы мешали нам довести до сведения общества сделанное нами важное открытие, они бы явно противоречили этим свободам.

    * * *

    Хотя несколько лет назад мы порознь вступили в разные ложи, наши ощущения были похожими. Вот как это было (для краткости вместо “мы” будем употреблять “я”).

    Несколько месяцев назад я прошел собеседование с группой посвященных и подготовился ко вступлению в масоны. К чему именно я присоединялся, было для меня полной загадкой. Мне задали один-единственный вопрос: верю ли я в Бога. Я ответил утвердительно; дальше все пошло своим чередом и закончилось тем, что я оказался стоящим перед огромной дверью храма. Сопровождавший меня страж постучал в нее рукоятью обнаженного меча и спросил, могу ли я войти.

    Затем я был ослеплен (иными словами, мне завязали глаза) и облачен в свободные белые брюки и куртку. Моя правая нога была обута в шлепанец (синоним - “стоптанный ботинок”), левая голень обнажена до колена, а левая пола туники отброшена в сторону, обнажая грудь. Потом невидимый палач надел мне на шею петлю; при этом свободный конец веревки падал мне на спину. Я избавился от всех металлических предметов и подготовился к введению во Храм. (Позже мы узнали, что подобную одежду из грубой ткани и затягивающуюся петлю средневековые инквизиторы надевали на еретиков во время процедуры публичного покаяния).

    Я вспоминаю, что ощущал присутствие множества людей и чувствовал себя совершенно беззащитным. Моей груди коснулось холодное острие.

    - Ты что-нибудь чувствуешь? - раздалось прямо передо мной. Мне на ухо подсказали ритуальный ответ, который я повторил вслух:

    - Да.

    - Да будет это уколом твоей совести и напоминанием о том, что в случае предательства ныне доверяемых тебе тайн тебя ждет немедленная смерть.

    Затем прозвучал второй голос с другой стороны комнаты (я узнал в нем голос Достопочтенного Мастера):

    - Поскольку масоном может стать только свободный мужчина зрелого возраста, ныне я спрашиваю тебя: свободен ли ты и исполнился ли тебе двадцать один год?

    - Да.

    - Так как на этот вопрос ты ответил удовлетворительно, я задам тебе другие вопросы и верю, что ты ответишь на них с не меньшей искренностью. Клянешься ли ты своей честью, что добровольно хочешь приобщиться к тайнам и привилегиям масонов, а не по наущению неправедных друзей, прельщенный корыстью или по другим недостойным причинам? Далее, клянешься ли ты своей честью, что желаешь приобщиться к этим привилегиям с милостивого позволения нашего Ордена, движимый стремлением к знанию и искренним желанием делать добро своим собратьям?

    - Да.

    Кинжал, который до того держали у моей груди, отодвинулся (хотя в тот момент я об этом не знал), но петля (точнее, корабельный швартов) оставалась на моей шее. Человек, стоявший справа, шепотом велел мне встать на колени и вознести короткую благодарственную молитву Верховному Властителю Вселенной (то есть Богу, названному так, чтобы это было приемлемо для представителя любой монотеистической религии).

    Церемония продолжилась тем, что мой помощник повел меня по периметру Храма. Он трижды останавливался и представлял меня как “бедного кандидата, находящегося в темноте”. Хотя я не видел этого, на полу в центре Храма был выложен прямоугольник, состоящий из белых и черных квадратов. С восточного края этого прямоугольника находился пьедестал Достопочтенного Мастера, на южном краю стоял Второй Надзиратель, а на западном - Первый Надзиратель, пьедесталы которых были несколько ниже.

    Проделав три круга, я, все еще с завязанными глазами, предстал перед пьедесталом Достопочтенного Мастера, спросившего:

    - Поскольку ты находишься в темноте, каково твое сердечное желание?

    И снова ответ продиктовали мне на ухо:

    - Свет.

    - Да будет тебе явлено это благо. - Кто-то стоявший сзади снял повязку. Поморгав глазами, я увидел, что нахожусь перед Достопочтенным Мастером, который тут же обратил мое внимание на эмблемы масонского “света”, состоявшие из Вместилища Священного Закона (для христиан - Библии), Наугольника и Циркуля. Затем он сказал мне, что я получаю звание Ученика [3] - первую из трех степеней, которые должен буду пройти, прежде чем стану полноправным Мастером. Потом мне сообщили тайные знаки, способы рукопожатия и пароли Первой Степени и сказали, что левая колонна притвора храма Соломона имеет для масонов особое значение. Копии левой и правой колонн, в оригинале якобы представлявших собой позолоченные медные столбы в четыре сажени высотой, стояли по обе стороны от Достопочтенного Мастера. Левая колонна называлась Воаз (в честь Вооза, прапрадеда израильского царя Давида).

    После того как я несколько раз обошел Храм, мне пожаловали простой белый фартук из телячьей кожи, символизировавший только что полученный мной ранг. Затем мне сказали:

    - Он древнее золотого руна и римских орлов, почетнее ордена Звезды, Подвязки и любого ордена на свете; он является эмблемой непорочности и нерушимости дружеских уз...

    Как оказалось, это наиболее “прозрачная” часть ритуала, проливающая свет на происхождение масонства и являющаяся убедительным историческим свидетельством его долголетия; ниже мы покажем, что она создавалась в три разных периода истории - от очень древней до относительно новой.

    Во время прохождения церемонии меня склоняли к различным моральным и общественным добродетелям, используя для этого множество аналогий из области архитектуры; при этом любимым средством самоусовершенствования был инвентарь каменщика. Когда ритуал инициации близился к концу, я встрепенулся, узнав, что есть некоторые контрольные вопросы, без правильного ответа на которые нельзя достичь следующей степени - а именно звания Товарища [4]. Среди этих вопросов и ответов есть такие, которые скорее интригуют, чем несут в себе какую-либо информацию.

    Вопрос. Что есть масонство?

    Ответ. Своеобразная моральная система, скрытая покровом аллегорий и символов.

    Вопрос. Каковы три главных принципа, на которых зиждется масонство?

    Ответ. Братская любовь, избавление и истина.

    Любому кандидату кажется разумным первый принцип, но два остальных ставят его в тупик. Избавление от чего? Какая истина?

    Новоиспеченный полноправный брат, хотя и всего лишь простой Ученик, я покинул Храм, чувствуя, что произошло нечто необычное, однако совершенно не понимая его значения. За этим последовала обильная трапеза, на которой я, как герой дня, сидел по левую руку от Достопочтенного Мастера. Тосты и спичи лились рекой, и все закончилось ко всеобщему удовольствию. Однако тайны Ремесла мне так и не открылись. Возможно, думал я, все станет ясным во время следующей церемонии.

    Не стало.


    Сокровенные тайны природы и науки


    Несколько месяцев спустя я выдержал процедуру посвящения во Вторую Степень - “Товарища”. На этот раз я вошел в Храм вместе с остальными собратьями, облаченный в простой белый фартук из телячьей кожи, который был символом моей искренней непорочности... и очень скромного статуса. Убранство ложи было точно таким же, как и во время посвящения в Первую Степень. Мне, как кандидату на повышение, пришлось пройти суровое испытание, отвечая на вопросы, с которыми меня ознакомили в конце предыдущей церемонии. Как только я справился с этой задачей, доказав свое умение повторять всякую абракадабру, мне было предложено на время покинуть Храм, чтобы полностью подготовиться к “процедуре прохождения”.

    Мне позволили надеть ту же грубую одежду, что и во время церемонии инициации, только теперь обнажена была левая нога и правая грудь. Мастера-дьяконы обвели меня вокруг Храма, а затем сообщили новые пароли и знаки включая позу с поднятой рукой, восходящую к позе Иисуса Навина, который “бился во имя Господа в долине Иосафат [5] и вознес молитву о том, чтобы солнце остановило свой бег, пока он окончательно не разобьет Его врагов”. Впоследствии эта фраза оказалась очень важной. (См. Приложение 1).

    В дополнение к информации о левой колонне притвора храма Соломона, которую я получил на предыдущем этапе, мне рассказали о правой колонне. Эта колонна называется Иахин - как говорят, в честь верховного жреца Яхина, который освящал эту часть иерусалимского храма. Двойным колоннам Воаз и Иахин предстояло сыграть важнейшую роль в нашем будущем исследовании. Первое имя означает “сила” или “в нем сила”, второе - “основание, или основывать”; вместе же они символизируют понятие “прочность”.

    После завершения церемонии посвящения во Вторую Степень мне было “позволено распространить свои интересы на сокровенные тайны природы и науки”.

    За церемонией снова последовали еда, питье, тосты и пение.


    Луч света


    Несколько месяцев спустя я в чине Товарища, облаченный в белый фартук с двумя синими розетками, был произведен в высшую степень - степень Мастера (Master Маson). Однако сначала пришлось еще раз доказать свою компетентность в деле изучения ответов на контрольные вопросы.

    Пока я отвечал на эти вопросы, мое внимание привлекло то, что “наши древние собратья получали свое жалованье в средней палате храма Соломона без всякого стеснения или угрызений совести, ибо в те дни они были заодно со своим нанимателем”. Несмотря на тщательное изучение Библии, мы так и не смогли найти там упоминание о какой-то средней палате. Поскольку фактическая ошибка в Священном Писании вряд ли возможна, остается предположить, что смысл этих вопросов заключается в указании на то, что доверительные отношения наемных рабочих с работодателем были возможны в прошлом, но никак не в настоящем.

    Затем я услышал фразу, сказанную в лучшем библейском стиле, но в Библии тоже отсутствующую. Эта фраза указывала на миссию, которую мне предстояло выполнить в качестве Мастера: “Господь в силе и славе Своей сказал: “Я укореню Свое Слово в Доме Моем, который будет стоять вечно”. Выяснилось, что эта цитата также имела громадное значение, хотя современным масонам она кажется бессмыслицей (впрочем, тогда нам казалось то же самое).

    Вслед за этим я получил пароль, который позволил мне заново войти в Храм и принять участие в заседании ложи Мастеров. На сей раз все было совсем по-другому и протекало весьма драматично.

    Снова войдя в Храм, я оказался в полной темноте, если не считать одинокой свечи, горевшей в восточной части комнаты и стоявшей перед Достопочтенным Мастером. Эта свеча не могла осветить огромное помещение без окон, однако когда глаза привыкли к темноте, я сумел разглядеть не только лица людей, но и оценить размеры Храма, тонувшего в черных и темно-серых тенях. И тут до меня дошло, что предметом научных штудий представителей этой степени является... смерть.

    Церемония началась с краткого обзора предыдущих степеней:

    “Собратья, каждая степень масонства является более сложной по сравнению с предыдущей и может быть пройдена только с помощью времени, терпения и усидчивости. Во время Первой Степени мы учимся обязанностям перед Господом, перед нашим соседом и перед самим собой. Во время Второй Ступени нам позволяется познавать тайны человеческой науки, а также милость и величие Творца с помощью тщательного анализа Его созданий. Но Третья Степень сплачивает все остальное; считается, что она должна связать людей магическими узами взаимной привязанности и братской любви; она имеет дело со смертной тьмой и могильным мраком, которые выступают предвестниками ослепительного света, за коим последует возрождение справедливости, когда смертные тела, давно лежавшие во прахе, воссоединятся со своими душами и облекутся в бессмертие..”

    Затем была вознесена молитва, заканчивавшаяся такими словами:

    “...мы молим Тебя явить Свою милость этому Твоему слуге, который жаждет разделить с нами мистические тайны Мастера-Масона. Даруй ему такое мужество, чтобы в час испытаний он не пал духом, но с Твоей помощью успешно миновал темную долину смертной тени, чтобы в конце концов подняться из гробницы греха и воссиять подобно звездам ныне, и присно, и во веки веков”.

    Далее церемония продолжалась почти так же, как в предыдущих случаях, вплоть до того момента, когда мне пришлось принять участие в весьма примечательном действе, объясняющем, при каких обстоятельствах были утрачены великие тайны Мастера-Масона. Я сыграл роль человека, который существует только в масонских ритуалах; мне сообщили, что его звали Хирам Абиф. Начал рассказ Достопочтенный Мастер:

    ...природа дает нам еще один важный и полезный урок - урок самопознания. Она учит человека с помощью размышления готовиться к самым трудным часам существования; а когда мыслящий человек прошел по запутанной жизненной тропе, она учит его умирать. Таковы, мой дорогой брат. странные вещи, с которыми имеют дело достигшие Третьей Степени масонства. Эта степень заставляет тебя думать об ужасном и учит тому, что человеку справедливому и честному умирать не так страшно, как человеку, запятнанному обманом и бесчестьем.

    Эта великая истина подтверждается анналами масонов, в которых запечатлен яркий пример непоколебимой верности. Наш Великий Мастер Хирам Абиф безвременно умер, утратив жизнь перед самым завершением строительства храма царя Соломона. Несомненно, тебе известно, что он был главным архитектором этого храма. Обстоятельства его смерти таковы.

    Пятнадцать его Товарищей,, назначенные руководить остальными, обнаружили, что храм почти завершен, а они все еще не обладают тайнами, которые известны Мастеру-Масону. Тогда они сговорились во что бы то ни стало овладеть этими тайнами, не останавливаясь перед прямым насилием. Накануне дня, на который было назначено приведение замысла в исполнение, двенадцать из них отреклись от него, но трое (более решительные и злобные, чем остальные) решили настоять на своем. С этой целью они спрятались у южных, западных и восточных ворот храма и стали дожидаться нашего Мастера Хирама Абифа, который имел обыкновение в самый полдень приходить в храм молиться Всевышнему.

    Закончив молитву, Хирам Абиф вышел в южные ворота, у которых его остановил первый из негодяев. Не найдя лучшего оружия, он запасся свинцовой линейкой и потребовал у нашего Мастера, Хирама Абифа, выдать сокровенные тайны Мастера-Масона, угрожая ему в случае отказа смертью. Но тот, верный своему долгу, ответил, что эти тайны известны лишь трем людям на свете и что без согласия двух других он не может и не станет их выдавать. Кроме того, он сказал, будто не сомневается, что труд и настойчивость в конце концов сделают любого, даже самого худшего каменщика, ровней этим троим. Что же касается его самого, то он скорее согласится умереть, чем выдаст доверенную ему священную истину.

    Не удовлетворенный таким ответом, негодяй сильно ударил нашего Магистра по голове, но поскольку мерзавец был испуган твердостью и решительностью его поведения, линейка скользнула по правому виску Мастера. Тем не менее сила удара была такова, что Хирам Абиф зашатался и опустился на левое колено”.

    В это мгновение я сам ощутил легкий удар по правому виску, а затем два сопровождавших меня дьякона показали, чтобы я опустился на колено в подражание герою рассказа.

    “Слегка оправившись от удара, Мастер поспешил к западным воротам, где встретился со вторым негодяем. Хирам Абиф сказал ему то же, что и первому, только с еще большей твердостью. Тогда мерзавец, вооруженный уровнем, сильно ударил Мастера в левый висок и заставил упасть на правое колено.

    Тут я снова почувствовал прикосновение к виску и встал на правое колено.

    “Поняв, что пути к бегству на юг и запад отрезаны, окровавленный Мастер шатаясь устремился к восточным воротам, где его ждал третий мерзавец. Получив на свое дерзкое требование тот же ответ, что и другие (ибо наш Мастер оставался верным долгу даже в час самых тяжелых испытаний), бандит сильно ударил его в середину лба тяжелым каменным молотком, после чего бездыханный Мастер замертво упал навзничь... Таковы были обстоятельства его смерти”.

    При свете свечи я увидел, что стоявший на пьедестале Достопочтенный Мастер протянул руку с каким-то инструментом и притронулся к моему лбу, после чего меня подхватило множество рук и я повис в темноте лицом вверх. Едва мое тело коснулось земли, как его окутал саван, оставивший неприкрытым лишь лицо. Затем Достопочтенный Мастер продолжил:

    “Собратья, во время данной церемонии наш Брат сыграл роль одного из величайших героев в анналах истории масонства, которого звали Хирам Абиф. Этот человек умер, но не выдал доверенную ему священную истину. Я верю, что это произведет неизгладимое впечатление не только на нового Брата, но и на ваши умы, и надеюсь, что в час испытания вы поведете себя так же.

    Брат Второй Надзиратель, попробуй поднять останки нашего Мастера рукой Ученика”.

    Второй Надзиратель нагнулся, вынул мою руку из-под савана, потянул ее вверх и отпустил.

    “Достопочтенный Мастер, рука скользит”.

    Несколько мгновений вокруг моей “могилы” суетились темные фигуры, а затем вновь раздался голос Достопочтенного Мастера:

    “Брат Первый Надзиратель, попробуй сделать то же рукой Товарища”.

    Новая попытка также оказалась безуспешной.

    “Братья Надзиратели, вы оба потерпели неудачу. Остается третий, весьма необычный способ, который называется Львиной, или Орлиной Хваткой. Нужно впиться кончиками пальцев в сухожилия на правом запястье и подхватить тело в пяти местах, что я с вашей помощью сейчас и попытаюсь проделать”.

    Достопочтенный Мастер крепко схватил меня за запястье, потянул и тут же поднял на ноги. Меня снова подхватили невидимые руки. Когда я принял вертикальное положение, Достопочтенный Мастер прошептал мне на ухо два странных слова. Теперь я знал обе части Слова Масона. В то время они звучали бессмыслицей, но, как будет показано ниже, благодаря нашим исследованиям мы установили их древнее магическое значение.

    “Таким образом, мой дорогой Брат, все Мастера преодолевают символическую смерть и воссоединяются со своими товарищами по прежнему тяжелому труду. Молю тебя обратить внимание на то, что свет Мастера-Масона, пронзающий тьму, есть только слабое отражение того света, который сияет нам из невообразимо далекого будущего. Таинственный покров тьмы непроницаем для человеческого разума без помощи этого льющегося сверху божественного света. Но сей сверкающий луч позволит тебе убедиться лишь в том, что ты стоишь на самом краю могилы, в которую ты символически сошел и которая по окончании этой бренной жизни снова примет тебя в свое холодное лоно”.

    Промолвив эти леденящие душу слова, Достопочтенный Мастер заставил меня посмотреть вниз и направо. Сквозь тьму я увидел отверстую могилу с человеческим черепом и парой скрещенных костей в изголовье. Впервые за все время участия в масонских церемониях у меня по спине побежали мурашки.

    “Пусть эти символы смерти, ныне лежащие перед тобой, заставят тебя задуматься над неизбежной судьбой и побудят погрузиться в самое интересное и полезное из человеческих занятий - познание самого себя.

    Постарайся решить выпавшую тебе задачу, пока царит день; прислушайся к голосу природы, который свидетельствует, что даже в этом бренном теле воплощен бессмертный жизненный принцип, коий внушает святую уверенность в том, что Властелин Жизни позволит нам попрать ногами Князя Ужаса и поднять глаза...

    Тут Достопочтенный Мастер указал вверх и налево. С восточной стороны, диаметрально противоположной могиле, я различил небольшое светящееся пятнышко в форме звезды.

    ...к этой яркой утренней звезде, восход которой несет мир и спокойствие всем верным и добросовестным представителям рода человеческого”.

    В результате “воскрешения из мертвых” я возродился Мастером. Церемония завершилась сообщением мне новых паролей и способов рукопожатия, а также дополнительными аналогиями из области строительства, призывавшими меня к нравственному самоусовершенствованию в качестве масона и сознательного члена общества. Позже, во время официального собрания ложи, мне рассказали о событиях, последовавших за убийством.

    “Вскоре состоялся общий сбор рабочих, трудившихся на разных участках, во время которого недосчитались трех надсмотрщиков. В тот же день двенадцать подмастерьев, принимавших участие в заговоре, предстали перед царем и добровольно сознались в том, что случилось до того, как они отказались от исполнения своего преступного замысла.. Боясь за жизнь своего главного зодчего, царь отобрал пятнадцать надежных Товарищей, приказал им найти Мастера и убедиться, жив он или погиб от руки мерзавцев, пытавшихся вырвать у него секреты, подобающие его высокому рангу.

    Договорившись о дне возвращения в Иерусалим, они сформировали три ложи Товарищей и отбыли в три разных стороны от Храма. Много дней прошло в бесплодных поисках; одна группа вернулась, не обнаружив ничего важного. Второй группе повезло больше. Однажды вечером, претерпев множество лишений и сильно утомившись, один из Братьев присел отдохнуть. Когда пришло время вставать, он ухватился за росший поблизости куст. К его удивлению, куст легко вылез из земли. При ближайшем рассмотрении оказалось, что почва была недавно раскопана. Тут он кликнул своих товарищей. Объединенными усилиями они разрыли могилу и обнаружили в ней наспех похороненное тело нашего Мастера. С почтением закопав могилу, они отметили это место воткнутой в изголовье веткой акации и поспешили в Иерусалим, чтобы сообщить ужасную новость царю Соломону.

    Когда царь сумел преодолеть жгучую скорбь, он приказал им вернуться и перенести останки нашего Мастера в гробницу, подобавшую его рангу и выдающемуся таланту; в то же время царь известил их, что из-за безвременной гибели Мастера-Масона его секреты утрачены. Поэтому он повелел им тщательно наблюдать за Знаками, Символами или Словами, которые могут случайно проявиться, а затем отдал последнюю печальную дань заслугам покойного.

    Они исполнили порученное дело с величайшим тщанием. А во время вскрытия могилы один из Братьев оглянулся по сторонам и заметил, какие места занимали при этом его товарищи...”

    Затем мне объяснили, что Товарищи пытались поднять Хирама Абифа с помощью тех же способов и слов, которые использовались во время моего собственного символического извлечения из могилы, и что с тех пор эти способы и слова повсюду в мире используются при посвящении в Мастера-Масоны, покуда время или обстоятельства не позволят открыть истинные. Потом рассказ был продолжен.

    “Тем временем третья группа, отправившаяся на поиски в направлении Иоппии [6] и уже подумывавшая о возвращении в Иерусалим, случайно набрела на пещеру, откуда доносились плач и горькие стенания. Войдя внутрь, чтобы обнаружить причину, они нашли трех человек, по описанию похожих на пропавших. Выслушав обвинение в убийстве и видя, что пути к бегству отрезаны, они полностью признались в своей вине. Затем их связали и отвели в Иерусалим, где царь Соломон приговорил бандитов к смерти, которой полностью заслуживало совершенное ими ужасное преступление.

    Наш Мастер был заново похоронен рядом со Святым Святых, как позволял израильский закон; его могила была расположена в нескольких футах от центра Храма и имела три фута в ширину и больше пяти футов в длину. В самом Святом Святых его похоронить не могли, ибо туда был запрещен вход всему обычному или нечистому. Даже первосвященник мог входить туда лишь раз в год - в великий день искупления грехов - да и то после множества омовений и очищений, поскольку, согласно израильскому закону, всякая плоть считалась нечистой.

    Пятнадцати верным Товарищам было приказано прибыть на похороны одетыми в белые фартуки и белые перчатки - символы непорочности”.

    Далее церемония продолжалась так же, как в первых двух случаях, и в конце ее я стал полноправным Мастером. Несколько месяцев спустя во время собрания ложи, на котором не принимался новый кандидат, бывший мастер ложи дал дополнительные объяснения ритуала посвящения в Третью Степень. Трех злодеев, убивших Хирама Абифа, звали Джубела, Джубело и Джубелум; всех вместе их называли “Джуис” (Juwes) [7]. Получили разъяснение “плач и горькие стенания”, доносившиеся из пещеры. Преступники глубоко раскаивались и желали себе самого страшного наказания за совершенное злодеяние. Это желание было учтено - царь Соломон приказал предать каждого из мерзавцев той смерти, которую тот сам себе выбрал. Подробности казней также описаны в ритуале, но мы опускаем это описание, так как оно является частью способа, с помощью которого масоны опознают друг друга.


    * * *


    Приведенный здесь экстракт из трех степеней масонского ритуала покажется очень странным тем читателям, которые не входят в число “избранных”; сами же масоны не видят в нем ничего странного. Однако сила привычки не может сделать нормальным то, что любому здравомыслящему человеку кажется по меньшей мере эксцентричным. Некоторые масоны верят в правдивость этих историй так же, как многие христиане верят в легенды Ветхого Завета. (Остальные считают их всего лишь довольно любопытными притчами с морализаторским уклоном).

    Многие из героев этой истории хорошо известны в иудейско-христианской мифологии (например, царь Соломон, Вооз, Яхин и некоторые другие, которых мы не упомянули), но личность главного героя остается совершенно таинственной. В Ветхом Завете не упоминается ни Хирам Абиф [8], ни строитель Храма, ни его убийцы. Многие христианские критики масонства осуждают Ремесло, заявляя, что оно говорит о воскресении человека, который не был Иисусом Христом; по их мнению, масонство является языческой религией. В этой связи следует заметить, что убитый Хирам Абиф так и остался мертвым; ни о его возвращении к жизни, ни даже о существовании после смерти не было и речи. В масонском ритуале нет ничего сверхъестественного, и именно поэтому сторонники самых разных вероисповеданий (включая иудаистов, христиан, индуистов и буддистов) считают, что этот ритуал скорее дополняет их теологию, чем противоречит ей.

    История, лежащая в основе этого ритуала, сама по себе очень проста, незатейлива и не исполнена никакого символического смысла. Да, Хирам Абиф предпочел умереть, но не выдать то, во что он верил; однако так поступало и поступает бесчисленное множество мужчин и женщин. Если бы кто-нибудь решил придумать легенду, которой суждено было стать ядром нового общества, он наверняка сочинил бы что-нибудь более яркое, понятное и запоминающееся. Именно эта мысль заставила нас с головой погрузиться в исследование, посвященное происхождению Ордена.

    Мы, как и многие другие, были искренне огорчены туманностью взглядов на происхождение масонства. Наши споры становились все более частыми, интерес к данной теме рос тем сильнее, чем больше мы воодушевляли друг друга, и по прошествии недолгого времени мы решили предпринять серьезное исследование, целью которого были бы поиски сведений как о человеке по имени Хирам Абиф, так и об утраченных тайнах масонства. В то время никто из нас не верил, что из этого что-нибудь выйдет, но путешествие обещало быть интересным. Тогда невозможно было представить, что мы сумеем сделать одно из величайших открытий всех времен и народов и что наши находки будут иметь огромное значение не только для масонов, но и для всего мира.


    Заключение


    В масонском ритуале очень много необычного. Кандидату завязывают глаза, отбирают деньги и металлические предметы, одевают как осужденного еретика, идущего на виселицу, а в конце концов заявляют, что сущностью Третьей Степени является обучение тому, “как следует умирать”! Путешествие из темноты к свету так же важно, как существование двух колонн, называющихся Воаз и Иахин и символизирующих “силу” и “основание”, а вместе означающих “прочность”.

    Масонство претендует на бОльшую древность, чем золотое руно или римские орлы, и стремится к братской любви, избавлению и истине, не считая сокровенных тайн природы и науки, которые также представляются весьма важными. Нам сказали, что вместо утраченных истинных тайн Ордена используются заменители, и так будет до тех пор, пока не найдутся оригиналы.

    Главной фигурой масонства является строитель Храма по имени Хирам Абиф, убитый тремя его подручными. Символические смерть и воскрешение кандидата есть мистический акт, который делает последнего Мастером, а когда он поднимается из могилы, над горизонтом встает яркая утренняя звезда.

    Как и почему у людей возникли столь странные представления? Начать наше исследование можно было только одним способом: изучить теорию вопроса.



    Примечания:



    2

    имеется в виду один из авторов данной книги, Кристофер Найт - Е.К.



    3

    Entered Apprentice - букв. “Подмастерья-Новичка” - Е.К.



    4

    т.е. квалифицированного подмастерья. Fellowcraft Freemason - букв. “Товарищ по Ремеслу” - Е.К.



    5

    в библейской Книге Иисуса Навина “Аиалон” (10:12) - Е.К.



    6

    ныне Яффы - Е.К.



    7

    не путать с “Jews“ - евреи - Е.К.



    8

    ошибка авторов - Е.К.