ТРИ

УСЛОВИЕ ПЕРВОЕ: ПОНИМАНИЕ ИНОГО СОСТОЯНИЯ БЫТИЯ

Жизнь — далеко не наша социальная обусловленность

Поговорим о первом условии капитана Лайфа: "Поднимаясь на борт моего судна, нельзя брать с собой никаких книг, фотографий и картин. Вместо них ты должен принести только ручку и чистую бумагу".

Это означает, что, если мы хотим жить полной жизнью, а не оставаться покорным соучастником социальной обусловленности, нужно позабыть обо всем, чему нас учили (книги), отбросить все, что, как нам кажется, мы знаем (фотографии и картины), а затем начать заново изучать (ручка и чистая бумага) ту жизнь, какую нам хотелось бы прожить. Задумайтесь о том, что вы уже знаете.

Вас когда-нибудь учили думать самостоятельно? Скорее, вас учили думать так, как думают все остальные.

Быть может, вам вручили инструменты, с помощью которых можно самому найти смысл жизни? Скорее, просто заставляли придерживаться чужих убеждений и предвзятых мнений.

Возможно, вас учили дорожить личным опытом и ставить его выше сведений, которые получены от других? Скорее, вам постоянно твердили, что собственных переживаний следует стыдиться.

Вы усвоили нечто такое, что можете с полным правом назвать собственным открытием? Думаю, если вы будет достаточно честным перед собой, то сами придете в ужас, когда поймете, как мало знаний получили на личном опыте.

Большая часть всего того, что люди обычно считают своими познаниями, является на самом деле чужими мыслями и мнениями, достоверность и справедливость которых нередко остается неопробованной и непроверенной. Все эти факты как случайно, так и намеренно, навязываются нам социальной обусловленностью. Итак, в действительности у вас очень мало настоящих знаний о жизни. Точнее говоря, вы слишком мало цените то, чему научились на практике, на личном опыте. Разве удивительно, что теперь у вас возникают трудности в общении с окружающими и с самим собой, в жизни вообще? Давайте же подробнее поговорим обо всем, что все это реально значит.

Не так уж важно, о каком общении мы говорим — с любимым человеком, родителями, братьями и сестрами, начальником или всем миром в целом. Если мы хотим, чтобы общение стало гармоничным, первым шагом должна стать внимательность к состоянию бытия другого человека. То же относится и к общению с самим собой.

Однако как понять собственное состояние бытия, не говоря уже о жизни окружающих? Под "состоянием бытия" я понимаю то место, которое каждый, включая нас самих, занимает в собственной жизни, — как человек мыслит, чувствует и реагирует, сталкиваясь с жизненными обстоятельствами.

Чтобы понять, насколько редко нам удается проникнуть в состояние бытия другого человека или самого себя, достаточно бросить взгляд на многообразие взаимоотношений в окружающем нас мире. Например, братья и сестры часто достаточно похоже видят мир, но в подавляющем большинстве случаев очень редко мечтают об одном и том же.

Единственное, что объединяет братьев и сестер, — общие родители, и потому вместо настоящего общения (то есть такого общения, когда люди учитывают состояние бытия другого человека) между ними часто устанавливаются отношения соперничества — "если бы не родился ты, все внимание уделяли бы мне". Такие взаимоотношения вообще трудно назвать общением, это скорее состязание, корни которого уходят в ту или иную форму ощущения внешней угрозы. В результате братья и сестры не только не пытаются понять друг друга, но тратят немало времени на взаимную борьбу за внимание со стороны родителей, либо пытаются обойти другого в учебе или на спортплощадке.

На работе царит то же соперничество с окружающими, полностью вытесняющее стремление объединиться и помочь друг другу в общем деле, понять сильные и слабые стороны своих коллег и свои собственные. Вследствие этого сотрудники постепенно становятся тайными врагами, и каждый боится, что кто-то другой поймет, каков он на самом деле. В этом случае общение тоже чрезвычайно затруднительно, ведь общаться приходится с неким фасадом, с внешними проявлениями, а настоящее общение возможно только с подлинным человеком, который скрывается за такой маской.

Подобных примеров очень много. Мать и дочь нередко вступают в скрытое соперничество за внимание отца, а причина очень проста: в глубине души ни одна из них не верит в собственную значимость и потому нуждается в поддержке со стороны мужчины.

Сын отчаянно старается оправдать надежды отца, так как убежден, что в противном случае отец перестанет любить его просто таким, какой он есть. Мать часто руководит жизнью сына уже после того, как он покинул отчий дом, — по той простой причине, что он сам не доверяет собственным знаниям, а мать просто не может найти в своей жизни иного смысла, кроме помощи сыну.

Начальник без колебаний прибегает к командным методам вместо того, чтобы сделать подчиненных своими помощниками, а причина заключается лишь в столь низкой самооценке, что начальник видит угрозу даже со стороны секретарши, подающей чай. Этот список можно продолжать бесконечно. Если вы задумаетесь о собственной жизни, то без труда найдете в ней другие примеры соперничества, заменяющего взаимопонимание. Независимо от внешних проявлений, коренная причина всего этого заключается, во-первых, в неумении учитывать состояние бытия другого человека и, во-вторых, в отсутствии веры в собственные знания и ценности, что, собственно, и становится источником ощущения угрозы и неопределенности.

Оглядевшись по сторонам, можно заметить, что лишь редкие люди действительно умеют общаться, тогда как большая часть окружающих просто соперничает с остальными. Конечным результатом обычно является стиль поведения, который достаточно разрушительно влияет на все стороны общения. В связи с этим следует отметить, что плодами любых настоящих взаимоотношений, напротив, становится воодушевление и укрепление участвующих в нем людей. Этот смысл подразумевает само слово "общение", то есть "общность, объединение" — по существу, полная противоположность соперничества.

Я хочу предложить вам одно упражнение, которое позволит понять, насколько правильно вы оцениваете свои собственные взаимоотношения. Составьте их список, уделяя особое внимание тем отношениям, которые вы обычно считаете само собой разумеющимися — скажем, общение с соседями, дворником, домашним животным и, самое главное, с самим собой.

Не пытайтесь обмануть себя, так как для этого нужна настоящая честность. Очень важно, чтобы вы не забыли также и о тех взаимоотношениях, которые искренне считаете хорошими. Помните, что признаком подлинного общения является воодушевление и взаимная поддержка, а не ослабление и разрушение. Задумайтесь, в частности, о своих друзьях и сами определите, помогает ли ваше общение с ними укрепить сильные стороны обоих. Быть может, вы просто усугубляете слабости друг друга?

Настоящим другом можно считать того, кто любит вас достаточно сильно, чтобы открыто выражать свое мнение и не бояться поссориться с вами. Тот, кто постоянно соглашается с вами (даже если вы допускаете небезукоризненные поступки) только ради того, чтобы сохранить эту дружбу, — совсем не друг, а, скорее, соучастник преступления!

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАХА

Чтобы общаться с собой, другими и окружающим миром, необходимо быть осознанным.

Первым шагом к настоящему общению является развитие привычки осознавать все, что происходит вокруг и в глубине души. Осознанность — не только необходимое условие понимания чужого состояния бытия, но и жизненно важное условие воспитания текучести восприятия. Иными словами, осознание не позволит вам идти по жизни, замкнувшись на собственной точке зрения. Напротив, вам следует научиться открытости и умению переходить на самые разнообразные позиции, причем без малейших сомнений в ценности собственных знаний.

Очень скоро вы поймете, что в мире существует столько же разных точек зрения, сколько людей на земном шаре. И это не должно удивлять, ведь уникальна каждая личность и ее собственный подход к жизни.

Подлинная красота заключается в том, что точку зрения любого человека можно сравнить с гранью огромного бриллианта. Таким образом, у вас есть одна его грань, у меня — другая, у остальных — все прочие грани, но, складывая их вместе, мы можем насладиться чудными переливами света. Каким волшебным блеском начинает блистать разум, когда множество умов объединяет свои силы в одном деле, прекратив соперничество друг с другом, и перестав твердить: "Я прав, а это значит, что ты ошибаешься!" Воспитание такого подхода к жизни — вот что может принести осознанность.

Уместно отметить, что не стоит путать понятия "осознанность" и "сознание". Слово "сознание" означает "совместно общее знание" и, разумеется, подразумевает умение учитывать состояние бытия другого человека. С другой стороны, осознанность означает "свойство или состояние эмоциональной либо интуитивной восприимчивости". Оно перекликается с выражениями "быть внимательным, бдительным", "оставаться начеку", которые, в свою очередь, тесно связаны с чувством страха.

Эта связь довольно существенна для нашего разговора о взаимоотношениях, поскольку при малейших признаках страха или даже ощущения страха человек становится очень внимательным и, следовательно, осознающим.

Я отделяю "ощущение страха" от обычного "страха", так как это два разных состояния бытия. Надеюсь, что следующая аналогия поможет вам понять разницу. Представьте себе, что произойдет, если поднести руку близко к огню. Разумеется, вы почувствуете сильный жар, и это чувство вызовет ощущение страха, которое, собственно и не позволит совершить глупость — сунуть руку прямо в раскаленные угли. С другой стороны, если кто-то скрутит вам руки веревками и деловито потащит к огромному костру, вы еще не почувствуете никакого жара, но, без сомнений, уже будете целиком во власти паники, понимая, что сейчас превратитесь в яркий факел!

Разница между этими чувствами очень важна, так как чаще всего люди начинают полностью осознавать происходящее лишь в том случае, если что-то угрожает их жизни.

Таким образом, именно настоящий страх, либо, по меньшей мере, ощущение страха подталкивает человека к состоянию внимательности, или осознанности. Если вы впустите в дом страхового агента, весьма вероятно, что к тому времени, как он уйдет, вы уже подпишите договоры о страховке на случай пожара, ограбления и продолжительного лечения, не говоря уже о страховке жизни. Вы потратите кучу денег только потому, что этот агент получает немалые комиссионные за умение вселить в вас совершенно реальный страх. Он убедит вас, что в отсутствие этих полисов вы окажетесь в настоящей беде, когда — заметьте, не "если", а "когда"! — разразятся все эти катастрофы.

Спустя какое-то время вы вдруг задумаетесь о том, зачем, собственно, подписали страховку на тот случай, если вдруг скоропостижно протянете ноги, ведь вы совершенно одинокий человек, у вас нет ни супруги, ни детей, ни родственников, ни кота или собаки — даже попугая! Тогда-то вы и поймете, как вас обхитрили, и не сможете отрицать тот факт, что страхом действительно можно заразить!

Впрочем, перейдем к положительным особенностям страха: не следует забывать, что именно он подталкивает нас вперед, заставляет становиться лучше и сильнее, мудрее и терпимее, внимательнее и, следовательно, ответственнее. Таким образом, чтобы полностью осознавать окружающий мир, нам просто необходимо испытывать определенное чувство страха — например, бояться того, что страховой агент заставит нас расстаться со значительной долей ежегодного дохода.

Разумеется, это совсем не тот отупляющий ужас, который вызывает возглас: "Боже мой! Как я боюсь тех последствий, которые могут случиться, если я не последую советам своего страхового агента!"

Итак, для того чтобы осознавать, нам, прежде всего, нужно распознать собственные страхи, а не делать вид, будто мы ничего не боимся, либо просто загонять их в глубину сознания. Помимо того, следует открыто взглянуть в лицо своим страхам и хорошенько их изучить — это поможет научиться пользоваться ими как преимуществом, а не оставаться целиком в их власти.

РАЗВИТИЕ УВАЖЕНИЯ

Осознанность подразумевает не только умение пользоваться своими страхами, но и уважение.

Сохраняя полную осознанность, мы учимся пользоваться своими страхами как своеобразными инструментами, помогающими быть бдительными. Однако если мы хотим научиться применять свой страх конструктивно, необходимо разобраться и в значении уважения — не только к другим, но и к самому себе. В отсутствие страха мы очень скоро начинаем относиться к людям и окружающему миру пренебрежительно.

Следует, впрочем, понимать, что провести всю жизнь в полусне, не испытывая никакого страха, означает относиться к миру слишком легкомысленно, а такое отношение отдает пренебрежением к себе и окружающим. Очень часто оно проявляется в стиле "Не нравится — выбрось" либо "Даже если потеряю этого человека (этот дом), в море останется еще много рыбы (всегда смогу купить другой дом)". Подобный подход означает полное неуважение к миру.

Итак, подлинный смысл постоянной осознанности сводится к ощущению страха, который опирается на уважение. Если бы вы лишились страха и уважения, то очень скоро погрузились бы в дремоту, так как умом овладела бы скука, а сон разума не может сочетаться с осознанностью.

Подведем общий итог: если к настоящему времени вы оцениваете действенность своего общения процентов на десять, то это значит, что 90 процентов своей жизни вы проводите в полусне.

С другой стороны, я не могу вас ни в чем обвинить, даже если вы до сих пор не очень-то понимаете, о чем я веду речь. Мне самому потребовалось невероятно много времени, чтобы сообразить, что большая часть моих "драгоценных" взаимоотношений всегда загадочным образом превращается в какую-то вялую и липкую массу.

Понимаете, о каких отношениях я говорю? О том приятном, теплом и удобном общении, когда лежишь в постели и до самого утра делишься с другим человеком самыми сокровенными тайнами. Я всегда поражался тому, почему подобные отношения очень быстро сворачиваются по взаимному согласию, но в один прекрасный день меня озарило: им просто недостает страха и уважения.

Что же все это означает с практической точки зрения? Чтобы увидеть эти явления в действии, обратимся к примеру романтических отношений.

Представим себе молодого человека, который пару дней назад повстречал чудесную девушку.

С той самой секунды, когда Том познакомился с симпатичной Теей, он только о ней и думает, и очень скоро приходит к неизбежному заключению, что ему просто необходимо снова увидеть ее. Том тщательно обдумывает оригинальнейшую идею позвонить Тее и предложить ей где-нибудь пообедать. Именно в этот миг на поверхности впервые поднимается ощущение страха.

Внезапно Том полностью теряет уверенность в себе, и в результате его самооценку начинают подрывать самые разнообразные опасения: "А что, если она откажется?", "А вдруг она замужем или помолвлена?", "Что делать, если она просто заявит, что я полный кретин?"

Нет нужды пояснять дальше — все мы прекрасно знаем, как будет вести себя Том на первом свидании, если ему все же удастся набраться достаточной смелости и пригласить Тею на обед. Он будет очень бдительным и невероятно предупредительным! Он начнет следить за каждым своим шагом, улыбкой, выражением глаз. Том не упустит ни малейшей возможности дать Тее понять, что она настоящая принцесса. Он не выйдет из дому, пока не удостоверится, что выглядит на все сто и стал образцом мужественности. Его машина будет вымыта и вычищена до блеска, в гостиной все будет подготовлено к тому, чтобы выпить после обеда чашечку кофе, а на следующее утро, когда к дверям дома Теи принесут букет цветов, в воздухе у порога еще будет чувствоваться чарующий аромат его лосьона после бритья.

Что же случится потом? Тея смертельно влюбится в своего удалого и совершенно неотразимого принца, затем с лучащимися глазами выйдет за него замуж — но звезды в глазах быстро сменятся ядовитыми кинжалами, ведь, добившись своего, старый добрый Том тут же станет таким, каким был прежде: пузырящиеся потертые джинсы и грязная футболка, вплоть до засохших брызг крема для бритья на зеркале в ванной, которая завалена сброшенным вчера бельем. Сам Том развалится на диване перед телевизором, целиком погрузившись в футбол или какой-то другой не менее отталкивающий вид спорта, а Тея будет готовить, стирать, сражаться со слишком большой для ее роста газонокосилкой или мыть машину под палящим полуденным солнцем. "Цветы? Тебе захотелось цветочков, дорогая? И что теперь? Если хочешь цветов, пойди да сорви. Насколько я помню, в нашем садике их пруд пруди".

Думаю, картина ясна. Уважение уже выпорхнуло в окошко, ведь Тому уже нет смысла чего-то бояться. В конце концов, Том — далеко не последний парень в окрестностях. Возможно, он не слишком в ладах с газонокосилкой, зато умеет хорошо повеселиться. Тея должна быть благодарна уже за то, что он, Том, взял ее в жены! Предаваясь таким самодовольным мыслям, Том даже не замечает, что улыбка Теи уже давно отражает не обожание, а презрение. Тот же принцип проявляется и на работе.

Предположим, ваш начальник неожиданно сообщает, что хочет видеть вас у себя ровно в 14:00, но не говорит по какому поводу. В тот же миг возникают опасения — достаточно сильные, особенно если вам не удалось исполнить в срок его последнее поручение. В голове проносятся самые разнообразные мысли и вопросы: "Ох! Неужели меня уволят?", "Может, ограничатся выговором?" "Интересно, лишат ли премии?", "О чем, черт возьми, он хочет поговорить?"

Такое ощущение страха и неопределенность заставляют вас стать предельно внимательным и вести себя намного уважительнее, чем обычно. В указанное время, ровно в два часа дня, когда вы растерянно входите в кабинет начальника, остается одно соображение: держаться почтительно, оставаться начеку и, разумеется, быть очень внимательным.

Таким образом, если вы хотите сделать свои взаимоотношения приятными и глубокими, следует сохранять полную осознанность. Чтобы достичь этого, нельзя позволить себе оставаться самодовольным, забывать о страхе или терять уважение.

РАЗНИЦА МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ

Жизнь опирается на пары противоположностей: положительное и отрицательное, дух и человек, мужское и женское.

Обратившись к примеру Тома и Теи, мы столкнулись с вековечной проблемой, которая связана с подлинной сущностью мужского и женского начала. Вы понимаете, в чем ее смысл? Возможно, вы уже давным-давно оставили все надежды разобраться в этой проблеме и смирились с ее существованием?

Вот он, момент, когда нужно отбросить социальную обусловленность — хотя бы на те несколько минут, пока вы будете читать мои объяснения. Достаточно хорошо прислушаться — и вам непременно понравится то, что я скажу!

Впрочем, я отнюдь не требую от вас слепого доверия. Напротив, я предлагаю вам получить общее представление об этом вопросе, а затем попытаться проверить мои слова на собственном опыте. Если это принесет пользу, вас уже не нужно будет ни в чем убеждать. Так или иначе, нет смысла отрицать нечто еще до того, как вы узнали, что это такое; бессмысленно отказываться от чего-то, не убедившись на деле в его бесполезности.

В том случае, если вы примените предложенные приемы на практике и они вам не помогут, прежде всего следует убедиться в том, что вы сделали все правильно. В противном случае попробуйте еще раз и посмотрите, что получится. Наконец, если вы совершенно уверены, что сделали все верно, но мой подход не помогает, просто вышвырните эту книгу в окно!

Итак, в чем заключается самое основное отличие мужчины от женщины? Природа устроена таким образом, что мужчина является охотником. Таким образом, именно мужчина обязан ходить на работу и приносить домой пищу.

С другой стороны, женщина, которая остается вместилищем таинств зачатия и деторождения, обычно остается дома, чтобы заботиться о семье и домашнем очаге. В дальнейших книгах мы поговорим обо всем этом подробнее, так что теперь я просто сформулирую этот чрезвычайно важный принцип и расскажу о нем столько, сколько необходимо для наших текущих целей.

Что же из этого следует? Попросту говоря, это означает, что мужчину — того, кто вырабатывает животворную сперму, — главным образом интересует окружающий мир. Половые органы мужчины расположены снаружи, он выделяет сперму во внешний мир. Мужчина должен засеять поля вокруг своего дома, чтобы вырастить пищу; подобно этому он должен найти себе жену и засеять свою сперму, что приумножить свой род.

Это значит, что мужчина инстинктивно считает себя частью большого внешнего мира. Он понимает, что, для того, чтобы вырастить урожай и найти жену, ему нужно достичь гармонии с окружающим миром. В связи с этим следует отметить, что, в конечном счете, для мужчины существуют только он сам и окружающий мир, а его существование, равно как и благополучие семьи, очень сильно зависит от того, насколько гармоничны взаимоотношения мужчины с огромным и довольно жестоким миром. Легко переругиваться с соседом из-за надежной изгороди вокруг дома, но в том случае, если деловой конкурент предпринимает недвусмысленные действия в попытках взять над тобой верх, без осторожности нет и доблести. Весьма приятно быть охотником, выслеживающим оленя, но стать объектом преследования голодного льва вовсе не так захватывающе: если охотник недостаточно хорошо знаком с окружающим миром (а это возможно лишь при гармоничных отношениях с ним), лев очень скоро удовлетворит свой голод.

Женщина занимается очагом и семьей, а внешний мир ее не так уж волнует. Женские половые органы находятся внутри тела, там же происходят зачатие и беременность. Таким образом, женщина прежде всего заботится о еще нерожденном ребенке в своей утробе, а позже — о новорожденном младенце в пещере, где живет вся семья. Это значит, что женщина, по существу, отрезана от внешнего мира. В результате она обращается к самой себе в поисках ответов на вопросы о том, как, например, лучше воспитывать детей, поддерживать в пещере порядок и тепло, так как эта пещера является для женщины символическим отражением ее собственной внутренней полости — матки. По этой причине женщина инстинктивно чувствует, что ей нужно обращаться внутрь себя, и внутренний мир волнует ее намного больше, чем внешний.

Из этого и следует основное различие: чтобы стать хорошим охотником, мужчине нужно развивать гармоничные отношения с окружающим миром, тогда как женщина, ищущая все необходимые ответы в самой себе, все глубже погружается в анализ, который приносит ей ясность при решении любой задачи.

Общим следствием этой первичной разницы становится то, что мужчина учится мыслить, чтобы перехитрить свою жертву и найти лучшее место для посева, а женщина, которой необходимо добиться благополучия в своем доме и внутренней полости, учится доверять чутью, то есть внутренним ощущениям.

ПРИМЕНЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ПОЗНАНИЙ

Подлинное мышление не имеет ничего общего с внутренним диалогом.

Достаточно печально признавать, что никто не учит нас думать в истинном смысле слова, хотя все и одобряют логическое мышление. Каждый из нас — настоящий специалист в жонглировании абстрактными концепциями. Они неизбежно вызывают самые разнообразные эмоции, которые порождают все новые мысли и концепции, а те, в свою очередь, — новые эмоции. Таким образом, мы очень редко думаем по-настоящему и обычно просто ведем так называемый внутренний диалог.

Если вы хотите быть честным перед собой, то признайтесь, часто ли мыслите "здраво"? Так, например, как сейчас.

"Почему он задает такие вопросы? (Нахмуренные брови) Кто дал ему право решать, умею я мыслить здраво или нет? В точности как тот вчерашний тип, который намекнул, что я пытался его надуть, хотя я просто забыл вовремя оплатить счет. О Боже! (Паника) Хорошо, что вспомнил! Похоже, я забыл сказать детям, что сегодня не смогу вовремя забрать их из школы. (Задумчивость. Встревоженность) Так значит, я не умею мыслить здраво! Вот как! (Негодование) Высокомерный дурак! Что же делать, позвонить в школу? (Колебания) Хм, а что подумает директор? (Раздражение и озабоченность) Черт побери! Выходит, я не умею мыслить здраво! А может, мне следует…"

Ничего не напоминает? Именно это и называют внутренним диалогом, который представляет собой полную противоположность подлинного мышления. Настоящее мышление не отнимает времени, всегда остается точным и ясным, так как является мгновенным воспоминанием или регистрацией знаний. Впрочем, чтобы разобраться, чем оно является в действительности, следует понять, что между настоящим знанием и информацией есть большая разница.

Информация представляет собой сведения о чем-то прежде не известном, которые неизменно поступают и какого-нибудь внешнего источника: от другого человека, из книги, радио- и телепередачи и так далее. С другой стороны, знания возникают изнутри, это нечто такое, что извести вам в точности, поскольку вы сами переживали это в прошлом или ощущаете прямо сейчас. Например, если вы никогда не бывали во Франции, но прочли много книг о ней, то у вас есть немало сведений об этой стране. Однако в том случае, если вы приехали во Францию и побывали в нескольких городах, вы познаете эту страну на личном опыте.

Не важно, сколько книг о Франции вы прочли и часто ли беседовали с теми людьми, которые там побывали, — вы не сможете утверждать, что по-настоящему знаете эту страну до тех пор, пока сами не попадете туда. Таким образом, лично для вас Франция остается чем-то неизвестным, просто вы можете иметь какие-то сведения о ней. Однако, оказавшись там, вы сможете с полным правом говорить, что знаете Францию, обладаете знаниями о ней. В таком случае эта страна уже станет для вас чем-то известным. Вернемся к разговору о мужчинах и женщинах. Нам следует четко понимать разницу между знаниями, личным опытом и информацией, потому что для точного определения ролей мужчин и женщин мы должны разобраться в том, что понимается под известным и неизвестным.

Обратимся к мужчине, охотнику. Разумеется, он может охотиться только благодаря своим знаниям. Иными словами, ему приходится постоянно вспоминать то, что он знает, и потому мужчину главным образом интересует уже известное. Конечно, он может проводить эксперименты с полученной откуда-то извне информацией, но не будет знать, полезна она или нет, пока не испробует эти факты на деле. В поисках решений возникающих проблем женщине постоянно приходится обращаться к себе. Это означает, что она все время сталкивается с неизвестным, то есть неизвестность кроется в ней самой.

В этом и заключается важнейшее испытание женщины: в отличие от мужчины, который пытается оставить свой след во внешнем, известном ему мире, женщине следует постигать неизвестное, искать неведомые ответы, и для этого она погружается в непознанные внутренние глубины.

В свою очередь, это подразумевает, что при столкновении с неизвестным думать просто не о чем — по той простой причине, что об этом нет никаких предыдущих знаний и воспоминаний. Таким образом, когда женщина погружается в неизвестное, она, по существу, пытается преодолеть прежде неведомое испытание и становится первопроходцем в буквальном смысле этого слова. При этом, как и все первопроходцы, женщина может полагаться только на одно: на свое чутье, на умение чувствовать путь в темноте, во мраке неизвестного.

Из всего вышесказанного вовсе не следует, что женщины вообще не думают, а мужчины ничего не чувствуют. Я просто описываю основополагающее различие подходов настоящего мужчины и настоящей женщины.

Мужчине нередко приходится опираться на чувства, но даже в этих случаях он по-прежнему склонен к размышлениям, то есть сравнению своих ощущений с накопленными знаниями.

Сходным образом, женщина часто действует на основе своих познаний, но, поскольку она всегда больше озабочена внутренним миром, еще чаще она ощущает, что в данных обстоятельствах ее познаний будет недостаточно для того, чтобы получить все необходимые ответы. Итак, даже при осмыслении ситуации и воспоминании о своих знаниях женщина остается склонной инстинктивно ощущать неизвестное.

ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ — НЕ ОДНО И ТО ЖЕ

Эмоции всегда укажут путь к подлинному чувству

Чувства можно описывать как интуицию, ощущение либо просто чутье. Что касается эмоций, то все мы прекрасно знаем, что это такое. Как ни странно, существует только одна основная эмоциональная реакция — желание.

Желание можно определить словами "Я хочу", которые и представляют собой простейшее словесное выражение эмоций. Однако желание имеет четыре различных проявления: страх, гнев, печаль и радость.

Страх представляет собой желание убежать, гнев — желание вступить в столкновение, печаль — желание что-то изменить, а радость — желание жить. Подумайте об этих определениях. Очень скоро вы поймете их глубинный смысл. Оценивая эти проявления с точки зрения настоящего мужчины и настоящей женщины, мы вновь без труда заметим различия если не в их применении, то в самом подходе.

Для мужчины существует он сам и внешний мир, и потому он склонен к мышлению. Для женщины существует она сама и ее внутренний мир; в результате она больше полагается на чувства и при этом учится работать с эмоциями более осознанно, чем это делает мужчина.

Обратимся к примеру. Джон и Барбара вступили в какой-то спор. Оба рассержены и пылают желанием вступить в бой. Сначала они сражаются друг с другом: Барбара заявляет, что Джон, по ее мнению, совсем не заботится о ней, а Джон гневно утверждает, что Барбара совершенно взбалмошна. Разумеется, при этом Джон выхватывает меч известного. Поскольку он не может припомнить каких-либо известных случаев собственной невнимательности, он требует, чтобы Барбара привела ему хотя бы один пример. С другой стороны, Барбара не может назвать ничего конкретного и описать какой-нибудь определенный пример, который показался бы Джону обоснованным. Причина в том, что сейчас она переполнена самыми разными чувствами и, следовательно, уже размахивает мечом неизвестного!

Я убежден, что вы сами десятки раз оказывались в сходных ситуациях. В своих поступках Барбара опирается на неизвестное, предчувствие и чутье, но Джон хочет от нее ответа, основанного на чем-то известном. Поскольку она не может дать ему вразумительный ответ — то есть такой ответ, над которым он мог бы поразмыслить, — Джон вихрем выскакивает из дома, не сомневаясь, что его жена просто чокнутая.

Барбара остается дома одна и занимается детьми, собакой, попугаем, стиркой, кухней и садом. У нее есть только один выход: направить свой гнев (эмоции) на поиски необходимых ответов. Она решает найти точный ответ на причины возникновения того чувства, что ее муж недостаточно заботлив, а затем направляет весь свой гнев на изучение глубин собственного внутреннего неизвестного.

Что касается Джона, то он уже едет в машине по дороге и направляет свою злость (эмоции) на попытки обдумать безумие своей жены. Ему, однако, не удается найти каких-либо обоснованных ответов на свои вопросы, после чего он неосознанно начинает ощущать то, что, похоже, пыталась объяснить ему жена. Испытав это чувство, Джон останавливает машину и начинает анализировать свои ощущения, то есть сравнивать их с тем, что ему известно о собственном поведении.

Так или иначе, мы ясно видим, что именно эмоции всегда направляют нас к ощущению правильного пути в темноте — разумеется, если только мы не мешаем этому совершенно естественному процессу. К сожалению, большую часть времени люди просто не обращают на него внимания.

Таким образом, вместо того, чтобы позволить своему гневу вызвать у него новые ощущения, Джон чаще всего просто мстительно мчится в пивную в надежде найти себе какого-нибудь соучастника по преступлению, который сочувственно обсудит с ним неразумность всех женщин.

Что касается Барбары, то она тоже довольно редко допускает, чтобы гнев привел ее к более глубоким чувствам, и обычно тоже ищет сестру по несчастью либо просто погружается в ненависть к себе, то есть чувствует себя совершенно глупой, недостойной такого умного мужа.

Однако все эти душещипательные сцены совершенно излишни. Если бы и мужчины и женщины хотя бы на мгно-вение задумывались о том, что функции их мышления различаются не меньше, чем анатомическое строение, они не удивлялись бы и тому, что имеют право на разные подходы к жизни. В следующем разделе мы поговорим о том, как примирить эти различия, как добиться разумного сотрудничества между мужчиной и женщиной — вместо того, чтобы кидаться друг на друга с двумя мечами, по определению имеющими совершенно разную природу.

ЧТО ТАКОЕ НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ?

Краеугольным камнем настоящей любви является разумное сотрудничество.

Любовь к супругу, ребенку, начальнику или попугаю вовсе не служит гарантией того, что супруг будет вечно верен вам, ребенок не взбунтуется против вашей благотворной опеки, начальник не сократит вашу должность, а попугай не укусит вас за палец при попытке вычистить его клетку.

То, как большинство людей понимает любовь, не имеет ничего общего с разумным сотрудничеством. Вообще говоря, в наши дни определения слова "любовь" и странного набора связываемых с нею чувств оказались настолько размытыми, что ни одного точного определения попросту не осталось! Определяемое и переопределяемое, это понятие стало просто невразумительным оправданием самых разнообразных пороков, предрассудков и предвзятых мнений, которые составляют большую часть человеческого багажа — груза настолько разнородного по своему содержанию, что в нем уже не найти ничего приятного для глаза. Однако еще неприятнее, что люди взваливают весь этот хаотический груз на шеи своих любимых — и горе тому, кто осмелится хотя бы на мгновение подумать о том, а не сбросить ли это грубое ярмо! Но хомут на шее — совсем не любовь. Ярмо есть ярмо, независимо от того, чем мы пытаемся оправдать порабощение другого существа.

Настоящая любовь, напротив, представляет собой чрезвычайно утонченное чувство, и именно поэтому ей невозможно дать словесное определение. Настоящая любовь выражается только на деле. По этой причине мы проявляем свою любовь в поступках по отношению к другим. Настоящая любовь — совсем не попытки заставить другого человека жить в соответствии с теми требованиями, которые большинство людей связывает с "любовью". Думаю, вы понимаете, о чем я говорю.

"Покажи, что ты меня любишь, — подай-ка мне тапочки". "Если ты меня любишь, то не стоит говорить таким тоном". "Если бы ты меня любил, то давал бы больше карманных денег и никогда не запрещал бы оставаться на ночь у приятеля". "Если бы ты действительно любил меня, то не пытался бы усадить секретаршу себе на колени". "Ты ведь любишь меня? Сделай то, сделай это, не делай того, не делай этого…" И так далее, и тому подобное — и подлинный смысл слова "любовь" становится все более искаженным.

Проявление любви не имеет ничего общего с тапочками и деньгами на мелкие расходы. Оно означает проявление разумности в сотрудничестве. "Давай я принесу тебе тапочки, а ты тем временем разведешь камин. Так мы сэкономим время — то время, которое сможем провести вместе", "Я с удовольствием заплачу тебе за скошенную лужайку перед домом. У тебя будет больше карманных денег, а я сэкономлю на садовнике".

Настоящая любовь означает совместную ответственность за создание желаемых условий жизни — такой обстановки, которая вызывает ощущение доверия, веры в другого человека, надежности и, прежде всего, сердечности. Поскольку настоящая любовь безусловна, она может возникнуть лишь тогда, когда два человека готовы к разумному сотрудничеству, нацеленному на построение особых взаимоотношений. Эти взаимоотношения строятся не на мечтах (которые очень редко исполняются), а на взаимном уважении, товариществе и искренней сердечности. При этом человек понимает: "Если победишь ты, победу одержу и я", а не требует: "Почему ты не помогаешь мне одержать победу над тобой?"

Всюду, где царит разумное сотрудничество, с неизбежностью возникает настоящая, безусловная любовь. Нет смысла давать ей определения, потому что действия и взаимоотношения двух людей говорят сами за себя.

Чтобы понять, как лучше всего добиться разумного сотрудничества, необходимо внимательнее оценить те проявления внушенной нам социальной обусловленности, которые связаны с мужчинами и женщинами и, в частности, с романтическими отношениями.

Итак, вспомните все, чему вас учили о мужчинах и женщинах, а затем на мгновение задумайтесь: какая часть этих сведений непосредственно связана с тем, какими должны быть отношения между ними? Много ли вы знаете о разумном сотрудничестве? Если полученная вами информация достаточно правильна, то эти сведения должны ясно описывать и то, как достичь подобного сотрудничества.

Однако истина заключается в том, что никого из нас никогда не учили тому, что значит быть мужчиной или женщиной. О разумном сотрудничестве мы знаем и того меньше. Помимо прочего, в современном мире лишь немногие люди осознают, что и мужчины, и женщины по сути своей гермафродиты, то есть в каждом мужчине есть скрытое женское начало, а в каждой женщине — мужское.

Анатомические различия между представителями разных полов представляют собой лишь материальные проявления того подхода, который нам предстоит избрать в текущей жизни, одной из множества на пути эволюции осознания.

Это значит, что, получив мужское тело, мы обязаны напустить на себя задумчивый вид и идти по миру с высоко поднятым знаменем рассудка. Если же нам досталось женское тело, следует обзавестись носовым платочком, чтобы утирать слезы и махать вслед своему мужчине, а затем уйти назад, в глубины своей пещеры, своей матки, своих чувств.

Однако даже у мужчин есть своя внутренняя пещера: способность ощущать, чувствовать "нутром".

С другой стороны, у женщин тоже есть скрытое знамя рассудительности, которое помогает ей двигаться во тьме неизвестного, этом бесконечном лабиринте человеческих чувств.

Следует, впрочем, понимать, что "нутро" — совсем не матка, а женская логика отличается от мужской. Для мужчины чутье является врожденным, изначальным пониманием того, что сейчас он тут и должен направиться туда. По этой причине его рассудок прямолинеен и подчиняется законам логики.

Для женщин чувство представляет собой вездесущее, развивающееся и усиливающееся понимание того, что никуда не нужно идти, так как следует оставаться именно здесь. По этой причине ее рассудительность движется по кругу и связана скорее с тщательным собиранием всех кусочков и фрагментов целого, которое необходимо, чтобы оставаться именно здесь и именно сейчас.

ПОНЯТИЕ ЗЕРКАЛ

Ты — не твое поведение.

Если мы хотим разобраться во всех этих таинственных вопросах, чрезвычайно важно смириться с мыслью о том, что мы — таинственные создания и в нашей природе есть много сторон, которые не известны нам самим. Время от времени люди в очередной раз допускают одну фатальную ошибку: считают, что уже познали самих себя. В действительности, нам известно только одно — то, как наше поведение влияет на действия других.

Предположим, некто заявляет: "Я прекрасно себя знаю. Если наступишь мне на ногу, я дам тебе сдачи. Если уведешь мою жену, сверну тебе шею. Если же купишь мне мороженое, то… что ж, это, конечно, приятно, но чего, собственно, ты хочешь этим добиться?"

Такие слова демонстрируют предвзятость, а не подлинную мудрость. Действительно, могут ли подобные реакции на поступки других что-то рассказать о том, кто мы на самом деле? К примеру, когда я переключаю передачу своего автомобиля, он определенным образом откликается на это действие. Когда вы пытаетесь изменить мою точку зрения, я тоже реагирую соответствующим образом. Мне известно о том, как реагирует на мои действия моя машина, но это ничуть не помогает понять, как она устроена. Я знаю, как реагирую на некоторые действия других, но это совсем не объясняет, почему они вызывают у меня радость, печаль, злость или дурацкие поступки. Подобные наблюдения могут принести только один результат: любой человек быстро поймет, что при переключении скоростей моя машина ведет себя совсем не так упрямо, как я, когда меня пытаются склонить к иной точке зрения! В целом, люди всего лишь учатся играть во взаимные обвинения.

"Ну почему ты такой упрямый?"

"Я упрямый? Это ты упрямая!"

Знакомо, правда? Впрочем, дело не в том, что люди обвиняют друг друга. Проблема кроется в том факте, что они никогда не осознают, что все окружающие — просто зеркала. Представьте, что вы бреетесь перед зеркалом в ванной и все это время ворчите о своей упрямой жене, упрямых детях, собаках и начальниках.

Но тот человек в зеркале, с которым вы беседуете, — вы! Иными словами, если вы упрямы, то во всех зеркалах непременно будет отражаться упрямство. Если же вы свободны в своих взглядах, зеркала покажут вам ту же открытость.

Таким образом, беда не в самой игре в обвинения. Просто нужно помнить, что, если нам не нравится лицо в зеркале, виновато не зеркало и не Господь Бог — мы сами виноваты в том, что выглядим так уродливо!

Принцип зеркал относится не только к поведению, но и к нашим поступкам. Если вы воруете на работе канцелярские принадлежности или "решите", что никто не заметит, если сегодня вы уйдете домой сразу после обеда, то не стоит возмущаться, когда ребенок тайком вытащит мелочь из вашего кармана, а проходящий мимо бродяга "решит", что вы не заметите пропажи парочки предметов с веревки для сушки белья. Что видно, то и отражается, а зеркала имеют склонность отражать все без разбору.

Люди даже не подозревают о существовании зеркал, так как обычно разговаривают лишь с приятными зеркалами — теми, что отражают только их привлекательные стороны. "Ах! Какая очаровательная девочка! Она так похожа на меня в юности: этот чудесный румянец, прекрасные волосы и обворожительная улыбка"; "Смотри, какой противный ребенок! Когда ты не в духе, выглядишь точно так же. Господи, какой злобный у него взгляд! Почему бы вам не научить своего отпрыска хорошим манерам?"

Думаю, вы поняли, что я имею в виду. Если же вам захочется подробнее узнать о подлинной природе зеркал, обратитесь к другим моим книгам.

Самой главной стороной этого принципа является то, что без какого-либо зеркала мы просто не в состоянии увидеть собственное внутреннее Я, оценить свое поведение. Это особенно справедливо в отношении нашей скрытой теневой половины. И мужчинам, и женщинам необходимо вступать во взаимоотношения с представителями противоположного пола, так как это позволяет уловить собственную обратную сторону. Только благодаря изучению женщин мужчина может понять разницу между мужским и женским полом — не только осознать скрытое женское начало в самом себе, но и постичь, что значит быть настоящим мужчиной.

Понять это в окружении таких же несведущих и сбитых с толку мужчин попросту невозможно. В чисто мужском обществе можно научиться только одному: много пить, ходить и разговаривать по-ковбойски "мужественно", а также хвастать своими сексуальными подвигами.

Коротко говоря, у представителей собственного пола можно перенять только социальную обусловленность. Но в тот самый миг, когда жена видит вас заявившимся домой пьяным, пытается сдержать смешок при виде вашей мужественно раздутой груди или отворачивается к стенке, так как у нее "болит голова", вам приходится либо вступать в игру взаимных обвинений, либо пускаться на душевные поиски чего-то подлинного и глубокого.

Я привел пример, связанный с мужским полом, но то же самое относится и к женскому обществу.

В итоге можно сделать следующий вывод: мужчины и женщины равны, но не одинаковы. Таким образом, вместо того, чтобы вступать в войну между полами и обвинять друг друга во всех грехах, нам следует изучать противоположный пол. В результате мы лучше поймем не только его представителей, но и самих себя.

В следующем разделе мы перейдем к практической, пов-седневной стороне этого вопроса и поговорим о нем подробнее.

МИР СОСТОИТ ИЗ МАМОЧЕК И МАЛЕНЬКИХ МАЛЬЧИКОВ

Эволюция осознания делится на три этапа: мать, мужчина и женщина. Цель эволюции заключается не только в том, чтобы развить все три аспекта осознания, но и в том, чтобы примирить их, то есть добиться разумного сотрудничества между ними

Во вступлении я обещал, что буду говорить и о технических вопросах. Теперь я собираюсь сдержать свое обещание. По этой причине все, кто захочет глубже изучить те сведения, которые сжато изложены в этом разделе, могут обратиться к другим моим книгам. Они помогут лучше разобраться в том, что сейчас будет очерчено лишь кратким наброском.

Хотя люди этого не замечают, современный мир главным образом представляет собой продукт одного из аспектов осознания, который описывается понятием материнства. Вообще говоря, именно этому аспекту подчиняется большая часть наших поступков, мыслей и эмоций.

Например: "Если собираешься выйти из дома, надень что-то поприличнее. Что подумают о тебе люди?" "Се-годня постарайся быть вежливым со своим начальником. Если не проявишь почтения, никто не позволит тебе уйти с работы пораньше". "Говорили тебе, что нужно уделять больше времени школе. Если бы ты хорошо учился, сейчас зарабатывал бы намного больше".

Независимо от того, кто отпускает такие замечания — ваша настоящая мать, жена (либо муж), друг или просто внутренний голос, — это значит, что вы до сих пор думаете, чувствуете и ведете себя как мальчик или девочка. Детям нужно, чтобы кто-то говорил им, что нужно делать, и одобрял их поступки. Разумеется, самым важным остается одобрение матери! Однако если мы так хотим, чтобы кто-то указывал нам, что делать, о чем думать, что чувствовать и говорить, то можно ли говорить о каком-то разумном сотрудничестве?

Всякий раз, когда брак или романтические отношения разбиваются о скалистый берег, нет никаких сомнений в том, что при этом женщина действовала в режиме матери, а мужчина — в режиме маленького мальчика. Вначале эта проблема не так уж заметна, но после того, как отношения теряют свою новизну, мужчина устает от постоянных наставлений, а женщина недовольна тем, что ей все время приходится объяснять муженьку, что нужно делать. Вскоре между ними начинают протекать такие, например, диалоги:

Мужчина: Перестань говорить мне, что я должен сделать! Ты что, идиотом меня считаешь?

Женщина: А ты не можешь подумать своей головой? Ну как можно было договориться с приятелями о встрече в баре, ведь ты знаешь, что сегодня день рождения моей мамы!

Мужчина: Так где сворачивать?

Женщина: Не этот поворот, а следующий.

Мужчина: А этот чем плох? В конце концов, кто из нас за рулем?

Женщина: Но ты сам спросил, где сворачивать!

Мужчина: Да помню я, но этот поворот ничуть не хуже следующего.

Мужчина: Может быть, сходим куда-нибудь, поужинаем?

Женщина: Да, было бы неплохо.

Мужчина: Отлично! Куда тебе хотелось бы пойти?

Женщина: В какой-нибудь уютный ресторан. Мне все равно.

Мужчина: Черт побери, ты можешь говорить точнее? Ну, соберись с остатками мыслей! Я спросил, куда бы тебе хотелось пойти!

Женщина: Послушай, тупица! Если я скажу, куда хочу пойти, ты тут же заявишь, что я вечно командую.

Большая часть подобных сценок происходит в спальне вскоре после того, как мужчина, горящий желанием угодить своей "мамочке", начинает чувствовать себя как-то скованно, потому что "мамочка" уже устала любить своего "малыша" и объяснять ему, что можно, а чего нельзя. Далее следует еще одна стандартная сцена:

Мужчина: Почему ты так холодна со мной?

Женщина: Я не холодна, просто устала.

Мужчина: Может быть, я смогу как-то тебя развлечь?

Женщина: Не знаю… У меня голова болит, давай спать.

Сходный сценарий разыгрывается и на рабочем месте, даже если его героями становятся мужчина-начальник и мужчина-подчиненный, но об этом мы поговорим чуть позже. Пока я просто пытаюсь описать в общих чертах следующий принцип: современный мир до сих пор целиком подчиняется материнскому осознанию, а мужчины и женщины пытаются тем или иным способом добиться одобрения матери.

Не обманывайтесь общепринятым убеждением в том, что мы живем в патриархальном обществе! То, что в античности боги побеждали богинь, а наше общество только начинает выкарабкиваться из трясины неравенства полов, мужского шовинизма и рабства женщин, объясняется лишь тем, что маленькие мальчики на какое-то время взбунтовались против тиранического правления матерей. Однако, несмотря на продолжительность восстания, мать по-прежнему остается лицом неприкосновенным — правда, несколько растрепанным и, безусловно, весьма недовольным! Каким будет окончательный результат? Мужчины — точнее, маленькие мальчики — упадут к ее коленям и, мучаясь угрызениями совести за свое дурное поведение, начнут умолять мамочку о прощении!

А что теперь? Несомненно, время бесстрашных рыцарей в сверкающих доспехах и отважных охотников уже кануло в прошлое. В мире, который обязан заплатить свою цену за преступление против матери, нет места для героев! Однажды герои уже получили свой шанс, все испортили и теперь им уже нельзя предоставлять возможность вновь подвергнуть сомнению авторитет матери.

Что же делать теперь? Думаю, вы уже догадываетесь, что необходимо не восстание и порабощение, а разумное сотрудничество. Материнский аспект имеет право на существование, его нельзя уничтожать или подавлять. Дело в том, что маленькие мальчики должны расти, учиться ценить мудрость матери, а впоследствии искать пути сотрудничества с ней — и при этом совсем не обязательно цепляться за ее передник. Другими словами, мужчинам пора стать настоящими мужчинами, потому что любая мать начнет доверять сыну, если он показал себя отличным охотником. С другой стороны, ни одна здравомыслящая женщина не оставит без присмотра малыша, который постоянно демонстрирует свою безответственность, а после еще и грубит!

Итак, возникает вопрос: кто такой настоящий мужчина и какую роль играет во всем этом настоящая женщина? Очень скоро мы поговорим об этом, а пока важно подчеркнуть, что женщина по сути своей имеет двойственную природу. Это означает, что у каждой женщины есть две стороны: материнская и женственная.