ЧЕТЫРЕ

УСЛОВИЕ ВТОРОЕ: ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О САМОМ СЕБЕ

Если хочешь измениться, отбрось прежние представления о самом себе.

Перейдем ко второму условию капитана Лайфа: "Ты не должен брать никакой одежды и обуви, кроме простой белой простыни". Иными словами, это значит, что вы должны отбросить прежние представления о самом себе и остаться в естественной простоте. Самой серьезной трудностью в жизни человека является то, что он вновь и вновь спотыкается о собственные представления о себе. Образ самого себя — достаточно сложная структура, состоящая из вашего мнения о себе и самооценки, то есть той значимости, которую вы приписываете себе.

Человек часто оценивает себя с точки зрения жизненных обстоятельств — например, как замужнюю женщину, у которой есть супруг, дети, должность школьного учителя, какое-то увлечение, определенный темперамент, парочка хороших способностей к чему-то и, разумеется, имя и происхождение.

Следует, однако, понимать, что все эти признаки второстепенны, ведь их можно иметь только благодаря тому, что у нас есть материальное тело. Можно ли быть матерью, не имея тела? Как проявить свой талант к музыке, если у тебя нет материальных рук?

Что касается родословной и имени, то они зависят исключительно от обстоятельств рождения. Однако можно ли утверждать, что мы — это наше тело? Кое-кто действительно так считает! Другие думают, что они — это их разум. Третьи считают себя сочетанием тела, разума и души, духа или чего-то еще, не менее расплывчатого и эфемерного. Наконец, некоторые люди вообще ни о чем таком не думают!

А что думаете вы сами? Когда-нибудь задумывались об этом? Что касается меня, то я лишь могу честно признаться, что не знаю истины. Однако мне точно известно, что я — не мое тело, не мои эмоции и не мой разум, ведь я способен управлять всем этим. Тот факт, что мне удается управлять тем, что я делаю, чувствую и думаю, позволяет предположить, что где-то в глубине, за всем этим и кроется та сущность, которую я постепенно начинаю познавать. Я уже понимаю, что именно эта сущность и является моим настоящим Я — и оно не перестает меня удивлять своей безбрежностью, загадочностью и невероятной сложностью.

Нередко я просто замираю от безмолвного восхищения теми поистине волшебными способностями, которыми обладает эта сокровенная сущность под названием "человек". С другой сторона, эта внутренняя сущность на удивление проста, и потому мы можем постичь поразительные потенциальные возможности человека, только вернувшись к детской непосредственности (это, конечно, не значит, что нужно впасть в детство).

Иными словами, ощутить, кто мы на самом деле, можно лишь после того, как мы отбросим окружающий нас бесконечный клубок представлений о себе.

Что же делать с этими представлениями? Ответ удивительно прост. Поскольку человек — не материальное тело, можно смело прекратить думать о себе всякие глупости лишь потому, что "такими толстыми ляжками можно запустить "Боинг" в стратосферу" или "мое лицо похоже на автобусную кабину".

Поскольку мы — не наши эмоции, перестаньте потворствовать своему чувству вины, вызванному тем, что вы такой вспыльчивый.

Если вы — не ваш разум, не стоит считать себя полным идиотом только потому, что вы не компьютерный гений.

Другими словами, если вы — не ваш статус замужней женщины, матери либо школьной учительницы, нет никакого смысла терзать себя мыслями о собственной несостоятельности из-за того, что муж завел интрижку, сын стал гомосексуалистом и наркоманом, несовершеннолетняя дочь беременна, а половина учеников вашего класса не смогла сдать последний экзамен. Вместо этого лучше заняться самопознанием, и тогда вы, быть может, сможете понять, почему с вами случились все эти "ужасы".

Однако, прежде всего следует отбросить весь тот хлам, который вы таскаете на себе как обузу, и попытаться перейти к простым взглядам на жизнь.

Простейший из доступных подходов — детская непосредственность. Для ребенка существует только самое важное, а важным становится то, что происходит прямо здесь и прямо сейчас! Итак, я хорошенько присматриваюсь к себе — и что же я вижу? Я вижу, что у меня есть материальное тело (не важно, как оно выглядит), причем значительно отличающееся от тела другого существа, которое по какой-то непонятной причине называют женщиной.

Ага! Вот женщина, а вот я — существо, по не менее непонятной причине названное мужчиной. Что же все это означает? Вообще говоря, точные определения детей попросту не волнуют, им намного интереснее изучать "действие" рассматриваемых предметов. Возникает вполне естественный вопрос: что делают мужчины и что делают женщины?

Кое-что нам уже известно, и мы можем утверждать по меньшей мере то, что мужчина является охотником. Но важно помнить и то, что в каждом из нас есть внутренняя противоположность. Это значит, что в женщине кроется мужское начало, а в мужчине — женское. Кроме того, мы знаем, что мужчина как охотник понимает необходимость гармонии с окружающим миром, поскольку это условие его собственного выживания и успеха в выслеживании жертвы — независимо от того, идет речь о настоящем звере или какой-то другой "жертве", например, управлении собственным делом. Однако теперь нам следует подробнее поговорить о том, что именно из этого следует.

Прежде всего, необходимо отметить, что мы не можем позволить себе выйти на охоту с теми представлениями о самих себе, которые постоянно делают нам подножки.

"Эй ты! С чего это ты решил, что можешь на меня орать?"

"Ах ты мерзавец! Убери свою чертову ногу!"

"Слушай-ка, придурок! Я продаю хороший, спелый горох, и нечего врать, что он уже старый!"

"Прошу прощения, но не могли бы вы убрать свои грязные лапы от моего белоснежного платья?"

Собравшись поохотиться на дичь, вы просто не можете позволить себе "становиться в позу". Это, в свою очередь, означает, что нужно стремиться к разделению себя и своих представлений о себе, а еще лучше — к полному избавлению от таких представлений. Запомните одно волшебное слово: отстраненность. Эта наша единственная защита от коварных ловушек представлений о самом себе. Всякий раз, когда вы сталкиваетесь с каким-то испытанием, напоминайте себе о необходимости отстраниться от собственного образа себя. В противном случае вы быстро заметите, что снова сорвались, набросились на свою жертву с яростными воплями и беспощадно пронзаете ее своим копьем! Рано или поздно вы поймете, что пронзаете копьем воздух, жертва давно ускользнула и, хотя вокруг стоит запах крови, это ваша кровь, так как вы воткнули копье в собственную ногу.

Знакомая картина? Разумеется, последствия могут быть и худшими: придя в себя, вы можете с ужасом осознать, что маленький пушистый зверек, которого вы так яростно пытались пригвоздить копьем к земле, вдруг превратился в огромного льва, и ваши героические способности его не очень-то впечатляют! Начальник на работе? Оглядываясь назад в подобных случаях, с болезненной ясностью понимаешь, насколько мудрее было бы не выходить из себя, оставаться в гармонии с окружающим миром!

ДОСТИЖЕНИЕ ГАРМОНИИ ПОСРЕДСТВОМ КОНФЛИКТА

Любая осознанность относительна.

Такие понятия, как мужчина и женщина, не абсолютны — это некоторые значения, которые мы временно присваиваем тому или иному состоянию осознания, сравнивая его с другими состояниями.

В начале работы над собственными представлениями о себе прежде всего следует отметить, что понятия "мужское" и "женское" относятся не только к разделению по полам, но и описывают определенные состояния осознания, которые постоянно проявляются у любого человека независимо от пола. Будем называть это явление относительным фактором осознания.

Кроме того, необходимо заметить, что любое осознание развивается с помощью двух основных посредников: во-первых, всеобщего закона под названием "Гармония посредством Конфликта" и, во-вторых, того явления, которое мы назвали принципом зеркал.

Как ни странно, новые знания можно получить только благодаря конфликту, ведь там, где нет противостояния, не возникает и побудительных причин — нет никакого толчка, стремления узнать что-то новое. Чтобы получать новые знания и, следовательно, развивать свое осознание, нужно преодолевать испытания, а любое испытание неизбежно связано с тем или иным из конфликтов, даже если он остается сугубо внутренним, как, например, противоречие между тем, что мы думаем, и тем, что чувствуем. Что касается принципа зеркал, то о нем мы говорили ранее, хотя я настоятельно рекомендую вам прочесть об этой чрезвычайно важной концепции в других моих книгах.

Из-за своей низкой самооценки люди обычно не обращают внимания на Закон Гармонии посредством Конфликта. Вместо того, чтобы радоваться возникающим испытаниям, они просто оплакивают свою злую судьбу и жалуются, что им на долю выпало столько неприятностей. Однако, как уже было отмечено, в отсутствие конфликтов прекратилось бы и развитие осознания, а жизнь быстро потеряла бы свой смысл и содержательность.

Если оценивать жизнь совершенно объективно, это не так уж трудно понять. Когда человек честен перед собой, он быстро осознает, что любая конфликтная ситуация в действительности представляет собой возможность поупражняться в разумном сотрудничестве — либо с другим человеком, либо со всем окружающим миром. Давайте разберемся в этом вопросе с помощью примера.

Представим, что вы отдали свою машину в гараж на ремонт, а вернувшись за ней, обнаружили, что результаты совершенно не соответствуют вашим ожиданиям. Очевидно, что перед вами открываются несколько возможных вариантов поведения.

Во-первых, вы можете промолчать, вернуться домой и там слезно пожаловаться жене на скверную работу автомехаников.

Во-вторых, вы можете сделать вид, что очень заняты, и на следующий день отправить в гараж свою жену, чтобы она сама решила все спорные вопросы.

В-третьих, можно позвонить своему адвокату и договориться о том, чтобы он провел эту схватку вместо вас, но тогда вам придется оплатить такую услугу!

В-четвертых, вы можете обратиться за помощью к собственной заниженной самооценке — пусть она вступает в конфликт; но это будет означать, что вы просто предоставите всю власть своему мелкому тирану, который набросится на всех работников гаража, будет визжать и вопить, покажет себя настоящим придурком, а в завершение заявит, что не станет платить за такой ремонт. Если вы пойдете таким путем, то просто настроите всех вокруг против себя, не добьетесь никакого сотрудничества и рано или поздно, бормоча проклятия, уйдете ни с чем.

С другой стороны, вы можете отнестись к сложившимся обстоятельствам как к очередному испытанию, которое поможет вам накопить больше знаний и жизненного опыта. В этом случае ситуация обогатит вас знаниями и силой. При таком выборе нельзя забывать, что сила кроется в текущем мгновении и потому вам нужно действовать незамедлительно — во всяком случае, как можно быстрее. Что касается самих действий, то достаточно направиться прямо к начальнику гаража и вежливо, но твердо изложить суть проблемы, четко отметив, что вы недовольны работой автомеханика.

Все очень просто, и я не думаю, что такой подход может привести к каким-либо отрицательным последствиям. Любой человек сделает все, что в его силах, если начать разговор с ним словами: "Послушайте! У нас тут небольшое затруднение, Не могли бы мы обсудить его и решить проблему?" С другой стороны, если ворваться в мастерскую и заорать "Господи! Что вы сделали с моей машиной?!", любой человек немедленно выпустит на волю свою заниженную само оценку, окопается и станет, мягко говоря, довольно недружелюбным.

Во всех подобных обстоятельствах важно помнить, что другие люди входят в нашу жизнь вовсе не для того, чтобы над нами издеваться, а, напротив, для того, чтобы принеси нам новые возможности накапливать жизненный опыт, то есть охотиться за знаниями и, следовательно, силой — независимо от того, приятны или неприятны возникающие при этом испытания. В действительности, любой наш поступок представляет собой действие охотника, причем не так уж важно, ради чего мы вышли на такую охоту: чтобы помочь другим, добыть пищу (например, в магазине), найти теплые отношения (например, дружеские) или интересную работу, добиться высокой зарплаты, либо выпросить отгул.

Если вы не будете забывать, что просто отправились на охоту, то не сможете забыть и о том, что у каждого человека есть свое бремя страхов, сомнений и, прежде всего, заниженной самооценки. Когда вы идете порыбачить или пострелять, вас совсем не обескураживают те случаи, когда форель уходит от подсечки, а олень оказывается настолько невежливым, что срывается с места, едва вы берете его на мушку, — при этом вы не чувствуете себя жертвой обстоятельств или объектом издевательства.

В этом смысле окружающие люди ничуть не отличаются от зверей. Более того, они знают, что вы охотитесь на них точно так же, как они сами охотятся на кого-то другого. Итак, если вы хотите, чтобы олень оставался на месте, к нему нужно очень осторожно подкрасться, а не с шумом выскакивать из кустов, громко объясняя, что вы не сможете выжить без пищи. Сходным образом, если вы хотите, чтобы начальник повысил ваш оклад, его тоже нужно осторожно выследить. Вы ничего не добьетесь, если попросту ворветесь в его кабинет и заявите, что не в состоянии существовать на такое мизерное жалованье!

Что значит "выследить"? Сталкинг является особой формой манипулирования, выраженного стремления добиться от другого человека желаемого — но делать это нужно так, чтобы результат принес пользу обоим. Обычно манипулирование означает умение заставить другого человека удовлетворить ваши собственные корыстные интересы, чаще всего, за чужой счет. Сталкинг, напротив, подразумевает умение подтолкнуть другого человека к разумному сотрудничеству, которое принесет пользу и, следовательно, победу вам обоим.

Приемы традиционного манипулирования тесно связаны с игрой во взаимные обвинения, поскольку при этом проводится четкая граница между человеком и окружающим миром, который никогда не становится таким, каким человек хочет его видеть. Однако сталкинг опирается не на обвинение, а на объединение: "Все, что происходит прямо сейчас, является для меня и моего соперника возможностью накопить новые знания и силы". Чтобы увидеть, как это проявляется на практике, вернемся к примеру плохого авторемонта.

Итак, вы идете к начальнику мастерской и вежливо, но твердо сообщаете ему, что не удовлетворены проведенным ремонтом, а затем подробно поясняете, чем именно недовольны. Вы уже манипулируете этим человеком (предположим, его зовут Руди): вы заставили его не только внимательно вас выслушать, но и предпринять определенные действия в вашу пользу. Более того, вы ни в чем его не обвинили, и потому заставили перейти от защитной реакции к стремлению вступить в сотрудничество с вами и вместе найти решение возникшей проблемы — впрочем, даже не проблемы, а скорее обоюдной возможности получить новые знания на личном опыте. Все, что случится после этого, зависит только от того, насколько осторожно и мастерски вы будете продолжать сталкинг Руди! Вы можете попросить его, чтобы вас отвезли домой или на работу, пока механики не решат проблему; с другой стороны, вы можете попросить Руди дать вам на время другую машину.

Так или иначе, если вы сосредоточитесь на стремлении вовлечь Руди в сотрудничество, то можете быть уверены, что вашу машину починят надлежащим образом без дополнительных расходов и прочих неудобств. Кроме того, и Руди, и вы сами получите благодаря этому случаю немало новых знаний — иначе он оказался бы совершенно бессмысленным.

Думаю, у вас уже появилась добрая сотня вопросов о сталкинге, но для того, чтобы убедиться в простоте этого приема, достаточно начать применять его на практике. В любых обстоятельствах, независимо от того, кого вы пытаетесь выслеживать — своего начальника, мужа или детей, — руководствуйтесь принципом разумного сотрудничества.

Таким образом, если у вас возникнет ощущение, что кто-то пытается использовать вас в своих интересах, не сомневайтесь, что на самом деле вы не выслеживаете этого человека, а по-прежнему играете во взаимные обвинения. Всякий раз, когда вы возвращаетесь к этой игре, окружающие зеркала неизменно начинают отражать ваши собственные недостатки. Попытки сделать кого-то виновником возникших проблем могут служить гарантией того, что этот или какой-то другой человек тоже начнет в чем-нибудь вас обвинять — и тогда вы непременно почувствуете себя жертвой обстоятельств!

Если вы хорошо усвоите описанный здесь подход к жизни, то есть взгляд с точки зрения разумного сотрудничества, то поймете, что в действительности никогда не проигрываете, так как при поисках сотрудничества добиваетесь его, а добившись его, можете воспользоваться даже очевидными "неудачами" для получения новых знаний и, следовательно, силы. Однако для того, чтобы добиться разумного сотрудничества (в противоположность сотрудничеству неохотному и даже принудительному, которое редко приносит удовлетворительные результаты), вы не должны забывать об относительном факторе осознания. О нем мы сейчас и поговорим.

"МУЖЧИНА" И "ЖЕНЩИНА" — ОСОБЫЕ СОСТОЯНИЯ ОСОЗНАНИЯ

Разумность — источник роста осознанности, но любое осознание имеет два полюса.

Один называется мужским, потому что обладает признаками мужественности, а другой — женским, потому что обладает признаками женственности.

Мы настолько ограничены социальной обусловленностью, что без тени сомнений считаем, будто быть мужчиной само собой значит быть мужественным, а женщина всегда женственна. Наши представления о самих себе испытывают серьезное потрясение, когда мы обнаруживаем, что жизненные обстоятельства нередко требуют, чтобы мы играли роль, характерную для противоположного пола. Например, если вы мужчина и работаете под началом другого мужчины, то, должно быть, частенько чувствуете себя лишенным мужества, поскольку, по-вашему, начальник не уважает вас как мужчину. Хуже того, если ваш начальник женского пола, вы почти всегда будете ощущать себя неполноценным, ведь вам приходится выполнять указания женщины. Однако обе ситуации представляют собой совершенно заурядные житейские обстоятельства, а то, что вы выполняете распоряжения другого мужчины или женщины, ничуть не унижает вашей мужественности.

В жизни все относительно. Поскольку жизнь основана на осознанности, а осознание имеет два полюса — мужской и женский, — сама жизнь неизбежно измеряется относительно текущего уровня осознания.

Таким образом, работая под руководством мужчины, вы, независимо от своего пола, будете в сравнении с начальником более женственным; то же самое произойдет, если вы трудитесь под началом женщины — даже если вы настоящий мужчина. Сходным образом, отправляясь за покупками, вы становитесь "мужчиной" по сравнению с владельцем магазина, даже если он мужчина, а вы женщина. Горничная, которая прибирает в вашем доме раз в неделю, всегда остается женщиной относительно вашей жены. Что касается детей, то они, независимо от пола, будут "женщинами" относительно вас как матери. В этой книге просто невозможно изложить все технические подробности, связанные с этим принципом. Поэтому достаточно будет сказать, что всякий раз, получая от кого-то указания, вы переходите к женскому полюсу, а отдавая распоряжения, — к мужскому. В данном случае будем считать, что распоряжения отдает именно мужчина, поскольку он умеет ставить цели, а женщина подчиняется мужчине и умеет осуществлять его замыслы (и это неизменно позволяет ей самой исполнить собственные желания).

Все это ни в коем случае не подразумевает, что мужчины чем-то лучше женщин. Я уже говорил, что они равны, хотя и непохожи друг на друга. Иными словами, мужчины и женщины одинаково важны, но исполняют различные функции, то есть играют в жизни разные роли. Эти функции и роли определяются исключительно двумя полюсами осознания: мужским и женским. Не мы их выдумали, но именно мы разобрались с тем, как пользоваться этим для достижения гармонии и мирного сосуществования.

Представим, что вы — мужчина, который обязан зарабатывать деньги. Вы принимаете решение пойти на работу к человеку, у которого есть свое дело и, следовательно, какая-то цель. Если эта работа вам нравится, и вы хотите на ней задержаться, вам приходится выполнять указания хозяина, то есть осуществлять его цель. Для вас это единственный способ добиться собственной цели: заработать деньги. С другой стороны, если вы не желаете исполнять чужие распоряжения, не стоит жаловаться на то, что кто-то отдает вам приказы, — просто сами станьте хозяином, и тогда указания будете отдавать вы.

Аналогичным образом, если вы женщина и хотите иметь мужа, а не глупенького "маленького мальчика", позвольте ему стать настоящим главой семьи. В противном случае вы будете замужем, но, могу вас заверить, мужа в подлинном смысле слова у вас попросту не будет. Держа его под каблуком, вы навсегда закрепите отношения мамочки и малыша. Если это именно то, чего вы хотите, то будьте строгой мамочкой, но, прошу вас, не жалуйтесь, когда узнаете, что муж завел интрижку с симпатичной секретаршей, которая покорно выполняет все его распоряжения.

Из-за существования двух полюсов работа с различными ролями неизменно вызывает те или иные конфликты, хотя основаны они исключительно на ощущении угрозы своей мужественности или женственности.

Задумайтесь, к примеру, насколько часто женщины чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами.

С другой стороны, если вы мужчина, вспомните, как неловко вам становится временами в присутствии женщины.

Впрочем, как уже говорилось, смысл любого конфликта заключается в получении новых знаний. Если вы хотите добиться разумного сотрудничества с окружающим миром, то должны обратить пристальное внимание на те роли, которые исполняете в этой жизни. Определите, в каких случаях вам нужно стать мужской, руководящей силой, а в каких подчиняться такому руководству.

Мы вновь вернулись к принципу разумного сотрудничества, которое чрезвычайно отличается от ворчливой, подневольной совместной деятельности или поведения слона в посудной лавке. Жизнь и все, что она нам дает, зависит исключительно от того, хотим ли мы разумно сотрудничать с окружающим миром, а это желание, в свою очередь, опирается на наши представления о самих себе, от того, насколько хорошо мы себя понимаем, какими мы себя ощущаем. Для того, чтобы разобраться в этом, вернемся к принципу охоты, поскольку сейчас мы затронули самые его основы.

РОЛЬ ОХОТНИКА

Независимо от своего пола, охотник — мужчина.

У людей нередко появляются самые странные мысли с том, почему у них возникают проблемы в общении. В первую очередь, это вызвано тем, что они, судя по всему, считают, будто обладание мужским либо женским телом автоматически делает их мужчинами или женщинами. Хотя теоретически так и должно быть, мы уже убедились, что на практике мужская и женская энергии являются факторами осознания и определяются только относительно друг друга.

Таким образом, даже если вы мужчина с широкой волосатой грудной клеткой, вам все равно нужно учиться воплощать в жизнь свою потенциальную мужественность, то есть понять, что значит быть настоящим мужчиной.

Сходным образом, даже в том случае, если женщина пользуется экзотическими духами, красит губы яркой помадой, а ее груди позавидует сама Долли Партон, она все равно способна отпугнуть любого мужчину своими настойчивыми указаниями о том, что ему следует делать, как это нужно делать и когда именно, — и вся проблема лишь в том, что, несмотря на внешность, она совсем не научилась использовать свою потенциальную женственность.

Чтобы это стало понятнее, обратимся к примеру: предположим, вы с другом собрались на рыбалку. Приятель предлагает отправиться на определенное место, и вы соглашаетесь, хотя вам прекрасно известно, что там плохо клюет. В таком случае вы занимаете по отношению к своему другу положение женщины, так как без колебаний подчиняетесь ему. Аналогично, если вы приглашаете свою подружку на обед, но настаиваете на том, чтобы она сама решала, куда пойти, какое вино пить и какие блюда заказывать, то тоже занимаете по отношению к ней положение женщины — ведь, несмотря на свои мужские достоинства, вы по-прежнему ведете себя как маленький мальчик, отправившийся с мамочкой в кондитерскую.

Очевидно, что если вы хотите воспользоваться своим мужским потенциалом и попытаться быть настоящим мужчиной, то при необходимости сами должны обеспечивать определенное руководство — разумеется, оставаясь вежливым по отношению к приятелю и подруге.

Например, когда друг предлагает пойти рыбачить на неудачное место, вы можете занять мужскую позицию и объяснить, что там нет клева, а затем обязательно предложить другой вариант. В этом случае вы останетесь настоящим мужчиной, так как сами поставите ту или иную цель; с другой стороны, вы не лишите мужественности своего друга — хотя теперь руководство обеспечиваете вы, у него остается возможность вступить с вами в разумное сотрудничество и вместе решить, куда лучше пойти. Иными словами, не принимая его руководства и одновременно предлагая ему возможность управлять ситуацией, то есть сделать окончательный выбор, вы обеспечиваете вам обоим шанс остаться мужчинами. Так или иначе, вы не принуждаете приятеля подчиниться вашему решению.

Сходным образом можно поступить и в отношении своей подружки. Принимая на себя руководящую роль в вопросе о том, какой ресторан выбрать, вы можете оставаться вежливым: заранее сообщить ей, куда именно хотите пойти, и узнать, нравится ли ей это место. Если по каким-то причинам она не захочет отправиться именно туда, вы должны предложить другой вариант. Аналогично следует поступать при выборе вина и всего прочего. Главное, что при этом вы останетесь настоящим мужчиной, так как принимаете на себя ведущую роль, но в то же время предлагаете другому человеку разумное сотрудничество, не отказывая ему в праве на собственные желания и чувства.

Те же принципы применимы и к поведению женщины. Например, если вы добиваетесь внимания со стороны какого-либо мужчины, вам следует выследить его. Иными словами, вы должны начать охоту не только на мужчину, но и на определенные взаимоотношения с ним. Однако если вы начнете вести себя слишком по-мужски, а он будет настоящим мужчиной (иначе зачем он вам нужен?), то он скроется из виду, едва взглянув в вашу сторону. Если же вы решили провести подлинную охоту, то должны подчиняться его руководству, то есть вести себя как можно женственнее.

Если вы будете настоящей женщиной и постараетесь добиться разумного сотрудничества с ним, в мужчине непременно проснется вся его мужественность — очень скоро он станет таким мужественным, что даже предложит вам руку и сердце. С другой стороны, подчиняясь его руководству и оставаясь женственной, вы должны быть и как можно мужественней, так как охотник — всегда мужчина. Другими словами, будучи настоящей женщиной, вы должны использовать в охоте своего внутреннего мужчину!

Это относится даже к отношениям на работе. Например, если вы женщина-руководитель и хотите от мужчин-подчиненных неукоснительного исполнения своих распоряжений, вам следует стремиться вызвать у них проявление потенциальных признаков настоящего мужчины, но в то же время оставаться достаточно мужественной по сравнению с ними, ведь вы — их начальник.

Вот еще один пример: когда мужчина начинает ухаживать за вами, он воспользуется своей внутренней женственностью, чтобы опутать вас самыми разнообразными мелкими узами. Оставаясь обаятельным и откровенным, он не только будет прислушиваться к каждому вашему слову, но и предпримет страстные поиски путей разумного сотрудничества с вами.

Внимательность к любому вашему желанию принесет такому мужчине повышенную чувствительность; опираясь на интуицию, он будет подчиняться своим ощущениям, и это превратит его в лучшего мужчину на свете. Итак, несмотря на то, что во время охоты этот человек останется настоящим мужчиной, он все равно будет использовать свою внутреннюю женственность в поисках способов вызвать у вас наиболее женственный отклик.

Важно запомнить, что, независимо от пола, охотник всегда остается мужчиной. С другой стороны, не следует забывать и о том, что для успешной игры охотник должен вести себя достаточно ловко и обхитрить свою жертву. Охотничья хитрость подразумевает сталкинг, а любое выслеживание в конечном счете представляет собой разумное сотрудничество.

Действительно, на приведенных выше примерах мы уже убедились, что для добровольного сотрудничества с окружающим миром и мужчинам, и женщинам необходимо вступить в разумное сотрудничество со своими внутренними противоположностями.

Все живое представляет собой результат разумного сотрудничества: во-первых, между нами и нашими собственными внутренними аспектами и, во-вторых, между нашим мужским либо женским потенциалом и окружающим миром.

Итак, если жизнь и бывает "хорошей", то только благодаря успеху в достижении разумного сотрудничества. Если же она "плоха", то это значит, что вам не хватило мастерства, чтобы добиться такого сотрудничества. Если что-то не получается, то охота сложилась неудачно, то есть ваша мужская сторона не очень опытна в охоте. Как же овладеть этим искусством?

ПРАВИЛА РАЗУМНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Квинтэссенцией мужественности является гармоничность, а сущностью охоты — разумное сотрудничество.

Мы уже знаем, что, будучи охотником, мужчина понимает важность сохранения гармонии с окружающим миром. По существу, жизнь в гармонии со всем вокруг представляет собой сочетание определенных взаимосвязанных и взаимозависимых принципов. Давайте поговорим об их практической стороне.

Прежде всего, для того чтобы уметь выследить жертву и поймать ее в ловушку, охотник должен быть хорошо знаком со своим миром, но в то же время оставаться отстраненным от него.

Например, если вы хотите добиться успеха в делах, то должны на все сто процентов знать тонкости своего занятия — в противном случае вас ждет провал. Сходным образом, если ваш сын стал наркоманом, а вы хотите его спасти, вам совершенно необходимо как можно лучше ознакомиться со всеми гранями этой проблемы: в первую очередь, понять, почему ваш сын вообще обратился к наркотикам, затем узнать, что представляет собой сам наркотик, какое кратко- и долговременное воздействие он оказывает, разобраться в ваших взаимоотношениях с сыном, попытаться понять его взаимоотношения с другими людьми и окружающим миром. Коротко говоря, если вы не погрузитесь в проблему сына так, словно сами страдаете наркотической зависимостью, вам не удастся спасти его, ведь для этого мало просто попросить его стать хорошим мальчиком и никогда больше такого не делать!

С другой стороны, глубокое понимание своего мира тоже может стать смертельной ловушкой. Охотник может так привязаться к тем животным, на которых ведет охоту, что вскоре просто не сможет на них охотиться! У охотника возникнет такая любовь к ним, что он не сможет заставить себя убить, а затем съесть свою жертву! Люди нередко так сильно втягиваются в свою работу, что жертвуют всем остальным, включая здоровье и семью. Сходным образом, родители наркоманов не предпринимают всех необходимых действий, так как слишком любят своих детей и боятся быть жестокими. Влюбленные не пытаются прояснить свои отношения из страха оскорбить чувства другого.

Во всех таких случаях охотник слишком привязывается к своей жертве — деловому предприятию, проблемам с детьми или супругом, — и его оценки становятся односторонними. Отказываясь увидеть в испытании то, чем оно является на самом деле, такой человек теряет объективность и становится не охотником, а объектом охоты.

Вот почему так важно всегда сохранять отстраненность. Это не значит, что вы должны быть равнодушны к происходящему — напротив, происходящее так вас заботит, что вы без колебаний становитесь безжалостным, если только это необходимо для достижения поставленной цели.

Если вы занимаетесь бизнесом, но не хотите быть безжалостным к конкурентам, не ждите успеха в делах. Аналогично, если ваш сын пристрастился к наркотикам, а вы отказываетесь от безжалостного подхода, наркотики непременно одержат победу, а жизнь ребенка будет разрушена.

Что вы предпочитаете? Неужели вы любите свою работу так сильно, что готовы пожертвовать ради нее семьей и собственным здоровьем? Неужели вы так привязаны к своим конкурентам, что позволите им уничтожить ваше дело? Неужели вы настолько любите своего сына, что допустите, чтобы он умер от передозировки? Разве это настоящая любовь?

Подлинная любовь берет начало в безжалостности, а та, в свою очередь, зарождается в отстраненности, которая позволяет охотнику одолеть свое жертву. Охотник умеет быть безжалостным и отстраненным, поскольку прекрасно знает самого себя, а также понимает, что не следует истощать собственный мир.

Это утверждение ведет нас ко второму принципу. Охотник очень заботливо, с большим почтением относится к окружающему миру. Благодаря такой заботе и уважению охотник никогда не истощает его запасы и берет от мира лишь то, что ему действительно нужно. Охотник никогда ничего не забирает только ради того, чтобы забрать; он никогда не охотится сугубо ради удовольствия. На самом деле охотник не так уж любит охотиться, хотя и делает это невероятно виртуозно. Вот и весь секрет!

Хотя в мире не так уж мало людей, столкнувшихся с проблемой издевательств над детьми, никто из родителей в действительности не получает удовольствия от того, что наказывает своего ребенка. Сходным образом, очень многие рано или поздно усваивают урок причинения страданий, но настоящий хирург никогда не станет резать пациента ради собственного удовольствия.

Не пожалейте времени на раздумья об этом принципе, постарайтесь понять важность сказанного. С другой стороны, я обязан кое о чем вас предупредить: не относитесь к окружающему миру поверхностно.

Обратимся к примеру начальника, который видит высокие потенциальные возможности в преданном и трудолюбивом подчиненном. Предложив ему прибавку к зарплате, повышение и прочие поощрения, начальник может добиться того, чтобы подчиненный трудился еще усерднее. Пользуясь преданностью и энтузиазмом сотрудника, руководитель будет поступать так до тех пор, пока не превратит подчиненного в машину для производства денег — ведь во имя карьеры тот забудет о прочих сторонах своей жизни и быстро превратится из воодушевленного и творчески мыслящего молодого человека в жалкое создание, променявшее все на жадность и деловую хватку. Однако подлинным виновником этого будет сам начальник, который не просто соблазнил подчиненного, но и коварно воспользовался его естественными порывами и энтузиазмом. Впрочем, еще хуже то, что при этом сотрудник будет невероятно признателен своему начальнику, считая, что тот сделал для него все. Можно ли назвать такого руководителя заботливым?

Сходным образом, можно ли считать любящим отца, который манипулирует своим ребенком, заставляя его заниматься тем, к чему у сына не лежит душа, заявляя при этом, что он думает только о благе своего отпрыска? Перейдем к третьему принципу, который, по существу, представляет собой развитие первого.

Он описывается так: охотник знает привычки своей жертвы. Это означает, что настоящий охотник должен быть неплохим психологом, который на личном опыте постиг, что привычные поступки и предсказуемое поведение как людей, так и животных — естественные ловушки, достаточные для того, чтобы их поймать. Только неопытному охотнику приходится расставлять специальные ловушки, но тому, кто уже изучил привычки зайца, достаточно залечь в его излюбленных кустах в определенное время суток, дождаться появления жертвы и попросту схватить ее за уши! Разумеется, я говорю прежде всего о зайцах с человеческим лицом, ведь у обычных зайцев слишком тонкое обоняние и они редко оказываются такими глупыми и легкомысленными, как люди!

Вот почему перед началом охоты чрезвычайно важно изучить повадки жертвы. Например, если вы хотите улучшить взаимоотношения с начальником, то должны выявить и понять основные особенности его поведения, а также их причины. При этом вы должны хорошо усвоить, что оказывает влияние на его настроение, как он мыслит в различных обстоятельствах, что обычно делает в тех или иных случаях и как можно менять его настроение. Таким образом, если вы собираетесь попросить у него прибавки к жалованью, самый разумный подход будет заключаться в том, чтобы не сделать ничего такого, что ухудшило бы его настроение, — напротив, добиться того, чтобы он был веселым.

Иными словами, наблюдая за привычками, эмоциями и принципами мышления других людей, вы всегда сможете воспользоваться полученными знаниями в своих интересах. В конечном счете именно это и называется сталкингом! Мы переходим непосредственно к четвертому принципу: зная повадки своей жертвы, охотник находит способ ее перехитрить. Это звучит достаточно банально, но просто удивительно, насколько часто люди забывают о старомодном здравом смысле и начинают строить совершенно опрометчивые планы!

Разумеется, если охотник расставит свои ловушки таким образом, что звери их сразу заметят, то ни одно животное в них не попадется — и, прежде всего, в них не попадутся такие осторожные жертвы, как ваш начальник, изменяющий супруг или сын-правонарушитель. По этой причине по-настоящему хороший охотник редко раскрывает свои хитрости до того, как щелкнет пружина капкана. Достаточно задуматься о выслеживании своего начальника с целью получения прибавки или супруга, который завел интрижку на стороне, и вы быстро поймете, как это помогает на практике.

Наконец, нам нужно поговорить о пятом, последнем и очень важном принципе: охотник достаточно умен, чтобы понять, что все вокруг охотятся на него точно так же, как он сам охотится на свои жертвы!

Таким образом, если ваш сын вдруг устраивает генеральную уборку в своей комнате, выполняет все, что задано на дом, и моет посуду без постоянных напоминаний с вашей стороны, вы можете не сомневаться, что он начал выслеживать вас, пытаясь чего-то добиться.

Сходным образом, если начальник неожиданно вручает вам букет роз, повышает оклад и в придачу отпускает сразу после обеда, не стоит предаваться восторгам: именно этого (легкомысленной эйфории) от вас и ждут, но вы, наоборот, должны вести себя предельно внимательно. Прежде всего, помните: что бы вы ни думали о своем начальнике, но раз он стал вашим руководителем, то лучше владеет искусством сталкинга.

Очевидно, что если предсказуемые повадки кролика позволяют с легкостью поймать его за уши, то вы как охотник никогда не должны быть легкомысленным и предсказуемым.

Охотник ведет себя предсказуемо только в том случае, если хочет, чтобы его поймали, — подобная уловка может пригодиться при столкновении с другим хорошим и, следовательно, непредсказуемым охотником.

С другой стороны, если вы не хотите стать очередным зайцем, ваши поступки и действия должны быть неожиданными.

Например, если ваш брак дает трещину и вы подозреваете, что муж завел любовницу, настоящей глупостью станет продолжение старой привычки играть в бридж с шести до одиннадцати вечера каждый четверг. Отправляясь на игру, вы просто накличете беду. С другой стороны, если у вас не будет устойчивых привычек, шансы мужа завести интрижку на стороне станут минимальными.

Помимо прочего, вполне вероятно, что такая непредсказуемость развеет тоску в вашей семье, которая, возможно, и стала причиной разлада.

В любом случае, не забывайте, что предсказуемость означает отсутствие подвижности, а потеря подвижности неизменно влечет упрямство, стремление к господству и желание настоять на своем. Прежде всего, с вами просто будет скучно — а кому захочется хранить верность такому ничтожеству?!

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ ДЛЯ ПОИСКА НОВЫХ ЗНАНИЙ

Новые знания можно получить только благодаря конфликтам.

Люди избегают конфликтов вместо того, чтобы радоваться им. Это не значит, что следует всеми силами искать повод для драки — просто, если конфликты возникают сами собой, не стоит бежать прочь. Их нужно встречать открыто и обращать себе на пользу.

По существу, общее правило гласит: "Если твои взгляды отличаются от моих, это значит, что мы оба упустили что-то важное". Разумеется, упущенным связующим звеном являются новые знания.

Если ваши взгляды не совпадают с точкой зрения другого человека, совершенно глупо настаивать на том, что один из вас ошибается. Кто сказал, что оба не могут быть правы одновременно? Быть может, вы пытаетесь доказать, что даже в том случае, если прав я, вы все-таки "более правы"?

Только при понимании этого настоящий охотник может использовать конфликт конструктивно. Даже если это понимает только одна сторона конфликта, у обоих появляется возможность получить новые знания.

Помните, что тот, кто это понимает, не станет раздувать конфликт — наоборот, он попытается воспользоваться существующей проблемой для поиска новых знаний. Однако еще важнее то, что при использовании конфликта для накопления новых познаний охотник превращает отрицательное в положительное — в этом и кроется глубинный смысл достижения гармонии посредством конфликта.

Итак, остается один важнейший вопрос: "Как этого добиться?"

Ответ очень прост, и мы о нем уже говорили: разумное сотрудничество. Если сейчас он по-прежнему остается для вас непонятным, это значит, что вы читали книгу слишком быстро и не уделяли ей должного внимания. В таком случае, вернитесь к началу и еще раз перечитайте рассказ о разумном сотрудничестве — и вы непременно почувствуете, что все стало ясно!

Мы уже убедились, что любое осознание относительно; и в результате мужчины не всегда остаются мужественными, а женщины — женственными. Давайте поговорим об этом немного подробнее. Рассмотрим пример матери и ее сына.

При воспитании ребенка у матери есть только один вы-бор: руководствоваться собственным жизненным опытом, который, разумеется, и представляет собой совокупность ее познаний. Это значит, что мать оценивает поведение ребенка, сравнивая его с тем, что считает правильным — благотворным не только для самого сына, но и для всего окружающего мира. Следует, однако, понимать, что при этом матери приходится работать с уже известным, а это, как мы знаем, является функцией мужчины.

С другой стороны, ее сыну еще не хватает жизненного опыта и он имеет дело с неизвестным, что и заставляет его прислушиваться к советам матери. Поскольку он мирится с ее ведущей ролью, то занимает по отношению к матери положение женщины.

Это совсем не значит, что такой мальчик будет считать себя девочкой! Напротив, если он действительно прислушивается к своей матери, то быстро узнает, как должны вести себя мужчины. Однако суть их отношений от этого не меняется: любой ребенок, независимо от пола, не имеет достаточного жизненного опыта и потому вынужден подчиняться матери, хочет он того или нет. Только советы матери и либо подчинение ее указаниям, либо их нарушение позволяют ребенку накопить собственные знания на личном опыте.

Так или иначе, ребенок всегда занимает в отношениях с матерью положение женщины. При этом он может подчиняться ее требованиям, делать то, что она хочет; с другой стороны, он может на собственном опыте изучить, что будет, если он не станет выполнять требования матери, — но в любом случае он получает от нее указания.

То же происходит и в отношениях между взрослыми людьми, особенно на работе. Представим себе мужчину-подчиненного. Такой человек чаще всего очень редко задумывается о том, чтобы принять на себя мужскую роль руководства тем учреждением, в котором работает. Единственным, что его волнует, являются требования к его собственной должности. Иными словами, он понимает свои обязанности и функции в данном учреждении, поскольку их сообщили, когда он устраивался на эту должность. Однако, исполняя свои рабочие обязанности, он автоматически занимает женское положение относительно своего начальника, хотя при этом может оставаться лучшим мужчиной на свете.

Важность такого подхода невозможно переоценить, поскольку из-за социальной обусловленности мужчины очень часто чувствуют себя недостаточно "мужественными" по той причине, что не способны обеспечить мужское руководство на своей работе. Однако это вовсе не является необходимым. Такому мужчине достаточно понять, что он всегда остается "женственным" в сравнении со своим начальником, но это совсем не мешает ему быть мужественным в поисках разумного сотрудничества (вместо того, чтобы уныло сидеть на рабочем месте, дожидаясь распоряжений начальства).

В действительности, мало кто из работодателей хочет, чтобы в его учреждении работали угрюмые сотрудники, вечно ожидающие приказов. Большинство начальников разыскивают достаточно мужественных работников, то есть тех, кто умеет мыслить самостоятельно и проявлять инициативу — разумеется, до тех пор, пока они не начинают соперничать с самим начальником.

Настоящий мужчина прекрасно знает, что он настоящий мужчина, и потому ему не стыдно получать распоряжения от начальства. Склонностью к агрессивности и спорам обладают обычно те мужчины, которые по той или иной причине сомневаются в собственной мужественности. Дело в том, что любое указание начальника становится для них оскорблением и вызывает ощущение неполноценности. Конечно, все это относится и к женщинам.

Те женщины, которые понимают подлинный смысл женственности, не испытывают никаких сложностей при необходимости взять на себя мужскую, руководящую роль. С другой стороны, женщины, ощущающие себя неполноценными по сравнению с мужчинами, нередко пытаются всеми силами обскакать окружающих мужчин.

Была такая старая песенка: "Что бы ты ни сделал, я сделаю это лучше". Окончательным следствием такого подхода становится то, что я называю "второсортной мужественностью": хотя такие женщины, без сомнений, намного лучше большинства мужчин умеют руководить, водить грузовики и косить лужайки, они так и не могут раскрыть все свои потенциальные способности женственности и потому остаются в лучшем случае "второсортными мужчинами".

Впрочем, вокруг нас есть не только женщины, превратившиеся во второсортных мужчин, но и мужчины, ставшие второсортными женщинами.

"Да, дорогая. Как скажешь, дорогая".

"Конечно, господин директор. Будет исполнено, господин директор".

"Да, славненькая моя. Ты моя секретарша, а я такой очаровательный, что ты просто обязана заняться со мной сексом. Сделаем это прямо на столе или ты предпочитаешь комнату в каком-нибудь мотеле?"

Такие мужчины никогда не принимают на себя мужскую руководящую роль и, следовательно, не воплощают в жизнь свою потенциальную мужественность, то есть становятся скверными заменителями настоящих женщин, превращаясь в некое подобие чьей-то марионетки.

Впрочем, если вы сами не верите в свою мужественность, то даже с бородой и волосатой грудью останетесь тряпкой!

Итак, вернемся к основе основ, к важнейшей цели — разумному сотрудничеству. Сотрудничеству с кем и с чем? Ага! Это действительно самый главный вопрос, и ответ на него звучит так: прежде чем вступать в сотрудничество с кем-либо или чем-либо, следует оценить собственные потенциальные возможности.

Очень нелегко поддерживать разумное сотрудничество, если вы сами не знаете, что собой представляете и на что способны. Таким образом, если вы — второсортный мужчина либо второсортная женщина, ваши представления о разумности сведутся лишь к мыслям о том, как переплюнуть представителей противоположного пола, а идея сотрудничества — к коварным планам оставить их всех позади.

Подлинного разумного сотрудничества можно достичь только при таких условиях: во-первых, вы должны знать, что значит быть настоящим представителем своего пола; во-вторых, вам следует понимать, что для постижения собственного потенциала необходимо накапливать личный опыт, то есть знания, а в-третьих, такие знания можно получить только посредством разнообразных конфликтов. Вспомните, к примеру, насколько часто на протяжении этой книги я задевал какие-либо ваши болезненные струнки?

Теперь понятно? Это и есть конфликт!

Однако вы до сих пор не отбросили ее в сторону, и это значит, что уже вступили на путь разумного сотрудничества и поиска новых знаний. Помните о том, что было сказано в самом начале: разумное сотрудничество — это здравый смысл и обоюдная польза! Здравый подход к чему-либо вовсе не требует, чтобы это что-то вам нравилось.

Чтобы понять, как это проявляется на практике, обратимся к предыдущим примерам.

Что показывает пример матери и сына? По опыту все мы знаем, что мать и сын смотрят на одно и то же по-разному, и результатом этого становится конфликт. И все же он полезен, даже совершенно необходим. Таким образом, нельзя говорить, что сын — плохой мальчишка, на самом деле он просто пытается получить какие-то новые знания.

Вы будете считать себя плохим только потому, что открыли мою книгу? Это прекрасный пример тому, насколько неразумной может быть социальная обусловленность! Любой мальчик может стать плохим лишь в том случае, если он не вступает в разумное сотрудничество с матерью и не пытается самостоятельно, на собственном опыте, открывать новые знания.

С другой стороны, если от такого сотрудничества отказывается его мать, ее тоже можно назвать плохой, ведь она предпочитает считать своего сына невоспитанным только потому, что он не исполняет всех ее указаний — на самом же деле она просто не предоставляет ему возможности самостоятельно искать новые знания.

Что касается примера начальника и подчиненного, то сотрудника вовсе не стоит считать плохим, если он просто высказывает начальнику все, во что искренне верит. Он будет "плохим" только в том случае, если не станет развивать свою потенциальную мужественность, то есть вступать в разумное сотрудничество с начальником.

У подчиненного есть две возможности: либо оставаться безвольной марионеткой, беспрекословно исполняющей любое распоряжение свыше, либо из страха перед начальником постоянно обвинять его в ошибках, что также означает отсутствие разумного сотрудничества.

Сходным образом, начальник не станет менее мужественным, если будет поддерживать разумное сотрудничество с подчиненными, принимая во внимание их личный опыт и взгляды на общее дело. С другой стороны, если он высокомерно отказывается даже выслушать мнение своих подчиненных, то он просто отказывается от разумного сотрудничества — обычно потому, что видит в других мужчинах угрозу.

Следует понять, что разнообразные конфликты просто неизбежны, даже если они заключается в простых словах: "Я смотрю на это иначе". И все же каждый раз, когда такое случается, необходимо призывать на помощь разумное сотрудничество, так как это единственный способ получить новые знания. Знания — вот что важно независимо от того, какие именно знания имеются в виду: опыт мальчика, который постигает, что значит быть настоящим мужчиной, опыт начальника и подчиненного, пытающихся установить хорошие рабочие отношения, либо знания, необходимые для делового успеха. Конфликтов нельзя избежать, они нужны для того, чтобы учиться разумному сотрудничеству, а только оно способно приносить новые знания.

Те же принципы относятся и к сотрудничеству между представителями разного пола. Мужчины отличаются от женщин, их роли не совпадают. По этой причине лучше оставить попытки превратить свою жену во второсортную копию самого себя, а мужа — в неполноценную версию того, каким, на ваш взгляд, должен быть мужчина.

Начните с того, что мужчины и женщины непохожи друг на друга, но равны. Если вы не будете забывать об этом, то не станете добиваться того, чтобы другие видели мир так же, как вы, — напротив, вас будут интересовать иные точки зрения. При этом ваша собственная точка зрения станет шире и богаче. Очень скоро вы поймете, что разумное сотрудничество приносит не только радость, но и много нового!

Предположим, например, что некая женщина по имени Анна заявляет своему мужу. Стэну: "Не знаю, стоит ли об этом говорить, но мне кажется, что в наших отношениях что-то не так". Обычно после таких слов муж чувствует, что его в чем-то обвиняют, и сердито требует пояснений. Но в действительности Анна уже сказала, что не понимает, в чем именно проблема, для нее это просто ощущение.

Если Стэн — настоящий мужчина, он не станет требовать от Анны конкретных описаний ее чувств. Вместо этого он сравнит ее слова с собственным "банком данных", куда входят все его знания о взаимоотношениях с женой, то есть обратится к тому, что ему уже известно. Если это не поможет ему понять, что имеет в виду Анна, Стэн попытается разобраться в ее ощущениях с помощью наводящих вопросов — не рявкнет: "О чем ты?", а спросит, например: "Попробуй рассказать, что ты чувствуешь".

Иными словами, оставаясь мужчиной и подталкивая жену к разумному сотрудничеству, Стэн воспользуется собственной внутренней женственностью, чтобы они с Анной хорошенько разобрались в ее смутных ощущениях.

С другой стороны, принимая руководящую роль Стэна, Анна воспользуется своей внутренней мужественностью, чтобы попытаться логически понять то, что она как женщина выловила в собственном океане неизвестного.

Конечным результатом такого разумного сотрудничества Стэна и Анны, а также между каждым из них и его внутренней противоположностью станет то, что Стэн по-настоящему ощутит чувства Анны и сможет точно определить, что именно тревожит его жену. Этому поможет другая цепочка вопросов: "Ты имеешь в виду, что…?" либо "Ты чувствуешь, что…?"

Очень скоро Анна воскликнет: "Да! Именно об этом я и говорила!". Этот пример дает понять, что для того, чтобы быть по-настоящему мужественным, мужчине чрезвычайно важно научиться прислушиваться к своим ощущениям, которые в конечном счете относятся к его внутренней женственности.

Аналогично, чтобы оставаться по-настоящему женственной, женщина должна не только прислушиваться к своим чувствам, но и подчиняться внутренней мужественности, которая позволит разобраться в том, что подсказывает интуиция. Никогда не забывайте об этом: хотя именно мужчина является охотником, хотя именно он добивается практического воплощения идей в материальном мире, ему тоже следует прислушиваться к своему сердцу, к своим ощущениям. Они подскажут, где лучше охотиться или выращивать урожай, когда лучше это делать.

До тех пор пока мужчина не научился чему-либо на личном опыте, у него нет никаких знаний — только чувства. Однако, накопив нужные знания, он тут же начинает приумножать их путем логического осмысления. Таким образом, решая насущную проблему, он быстро найдет ответ, сравнивая неизвестное с известным.

То же относится и к женщине. Ее задача заключается в заботе о детях и очаге, и потому в поисках нужных ответов женщине приходится погружаться во внутреннее неизвестное, в свои чувства. Более того, когда муж на охоте, а женщина остается дома, у нее нет иного выбора, кроме обращения к собственным ощущениям, которые подскажут, что нужно делать. Благодаря этому женщина учится мыслить рационально.

Однако разница между мужчиной и женщиной заключается в том, что женщина подчиняется ведущей роли мужчины и вследствие этого всегда имеет дело с неизвестным. Она пытается ощутить, как лучше всего достичь цели мужчины.

Таким образом, когда ей нужно что-то сделать, женщина неизменно оценивает ситуацию с такой точки зрения: "Как бы поступил мой муж?" либо "Что он подумает, если я сделаю так?"

Это ни в коем случае не означает, что жена — просто служанка для мужа. Нет, просто она чувствует, ощущает, что осуществит собственные цели лишь тогда, когда добьется целей мужа. В результате настоящая женщина всегда (если это возможно) предпочитает обратиться со своими проблемами к мужу и позволить ему найти верный ответ.

Рассуждая о поведении мужчин и женщин, мы убеждаемся, что и те, и другие прежде всего должны прислушиваться к своим чувствам, а затем думать о том, как лучше всего воплотить их в действиях или найти решение возникших трудностей. Как ни странно, настоящие мужчины сначала прислушиваются к своему сердцу и лишь после того, как у них возникает такая иррациональная точка зрения, начинают сравнивать ее с рациональным "банком данных" — так и рождается правильный ответ.

Иными словами, настоящий мужчина вначале чувствует, потом думает. С другой стороны, настоящая женщина сначала думает, а потом чувствует — это значит, что, приняв ведущую роль мужчины, она вначале сравнивает свою проблему с целью мужчины, а затем переходит к интуитивным ощущениям предстоящих правильных действий.

Однако в обстановке социальной обусловленности мужчин чаще всего учат: "Думай, мальчик мой! Думай!"

Печальный конец этой сказки сводится к тому, что сейчас мужчины ужасно боятся уделять внимание таким глупостям, как чувства, и изо всех сил стараются вести себя как можно логичнее.

Когда жена говорит мужу о том, что их отношения кажутся ей какими-то неправильными, он погружается в усердные размышления об этом. Не обнаружив никаких рациональных причин таким странным ощущениям жены, муж сердито требует, чтобы она объяснила, что к чему, — разумеется, четко и логично! После этого женщина чувствует себя полной дурой, так как ее упрекнули в отсутствии логики, и тоже отчаянно старается быть рациональной. Все кончается тем, что оба становятся невероятно рассудительными и окончательно забывают о своих подлинных ощущениях.