empty-line...

БхагаванШри РаманаМахарши —

СветИстины

доверилисьГуру,то мы вбезопасности,ибо наше дости­жениецели этим обеспечено.

Сейчасмы перейдемк центральномуи едва ли неединственномунаставлению,которое Махаршидавалвсемискателям длясамостоятельногоизучения иопыта.

Сознаниебытия, вечноприсутствующеечувство „Яесмь”, котороеявляется постояннымво всех трехсо­стояниях:бодрствования,дремы(снасосновидениями)и глубокогосна, представляетИстину илиРеальность,равнодушнуюк тому, чтоя есть,такому, как «яесть это тело»,«я есть Рама»или «я — учитель».

Даже послеглубокого сначеловек просыпаетсяи говорит: «Якрепко спал».Чувство «яесмь» всегдапро­должаетсуществовать,и оно являетсянитью, ведущейчеловека кРеальности.

То,которое сияетвнутри каждогоиз нас как «Яесмь», сутьСамость,ИстинноеЯ,единственнаяреальность,а всеостальное естьпросто кажимость.В Библии такжеясно и выразительноговорится, чтоБог сказалМоисею:«Я есмьто Я есмь»14.Стихи 13-й и 14-йтретьей главыкниги„Исход”резюмируютмиссиюМахарши,а именно, что„Я есмь” — этоимя Бога, и сознание„Я есмь”, котороекаждый носитвнутри себя,является голосомБога, или Самости,Истинного Я.

Махаршиговорит всемискреннимискателямИстины: «Накаждом шагуи по любомуповоду вы говорите„я”, „я”: „я хочуузнать это”,„я чувствуюэто”, „я думаюэто”и такдалее. Спроситесебя, кто естьэтот „я”, откудаэта „я”-мысльвозникает, чтоявляется ееисточником.Сох­раняйтесвой ум твердоустановленнымна этой мысли,чтобы исключитьвсе остальныемысли, и этотпроцесс раноили поздноприведет васк осуществлениюСамости, вашегоИстинного Я».

Прямойметод, рекомендованныйМахарши, являетсяединственнымв своем роде.Возможно, онне покажетсялегким, но своимсобственнымопытом Махаршигаран­тируетнам, что этократчайший,безопаснейшийи наибо­леенадежный метод.

Заключаетсяон в следующем.Вы спрашиваетесебя: «Кто я?»и пытаетесьудержать целикомвесь ум скон­центрированнымна полученииответа на этотвопрос. Правда,внутри васбудут возникатьразличныенезваные мыслии пытатьсяотвлечь вашевнимание. Однакодля всех этихмыслей „я”-мысльявляется источникоми пищей. Поэтомукак только таили иная мысльпоявляется,спрашивайте,не допускаяее развития:«Ктополучаетэтумысль?»Ответбудет:«я».Тогдаспросите себя:«Кто этот „я”и откуда?» Махаршиговорит: «Небудьте обескураженыразнообразиеми множественностьюмыс­лей,которыепытаютсяотвлечь вас.Следуйте описан­номуметоду с веройи надеждой, ивы навернякадос­тигнетецели». И Он даетпример. Вы осадиликрепость. Каждогозащитника,покидающегоее для вылазки,вы будете сражатьударом меча.Убив последнегоизних,вы захватитекрепость. Дотех пор, покавсе мысли небудутуничтожены,онипродолжаютвыход.Убивайтеих всех мечомИсследования«Кто я?», и в концеконцов крепостьбудет взята.Но победа достигаетсяне путем простогобормотанияслов «Кто я?»,обращенныхк себе. Интенсивноеусилие ума,полная интроверсиявсех спо­собностей,тотальноепогружениев поиск источникавозникновения„я”— всеэтонеобходимодляуспеха.В одном из своихстихов Махаршиговорит:

«Ныряйтеглубоко внутрьсебя, в сокровенныеглу­бинысвоего Сердца,как искательжемчуга, сдерживаяречь и дыхание,ныряет глубоков воду, и, такимобразом, достаньтес помощью бдительногоума сокровищеСамос­тивнутри себя»15.

Когдавсе мысли исчезнут,то и центральная,или коренная,мысль — „я”, умили эго — такжеперестанетсуществовать,и Самость (тоесть ИстинноеЯ) в Сердце будетодиноко сиятькак осознание„Я — Я” — безмолвно,самопроизвольно,не описуемоумом, нечтотакое, что можетбыть пережитолишь послетого, как умперестаетсуществовать.Пребывать вСамости, посколькуэго исчезлополностью, безостатка, каксгоревшаякамфора иликак река, ставшаяединой с океаном,— это Мудрецыи называютОсвобождением.Нет смыслафилософство­ватьо том, каковоэто состояние.Те, кто испыталего, говорят,что оно исполненоМира и неизреченногоБла­женства,но каждый долженузнать это сам.Как сказалнашТаюманавар16на своем неподражаемомтамили:

«Ктоможет описатьи кто можетпонять великолепиеСамости?Есливы становитесьТЕМ, то вы будетеТЕМ,и тогдаТО само будетговорить свами».

Нокогда сказано,что Самостьвнутри Сердцабудет говоритьстобойили даст СЕБЯпочувствоватьтебе,то речьидет не о физиологическоморгане с левойсто­роныгруди, а о психическомцентре с ееправой стороны.

Библиятакже утверждает:«Сердце мудрого— на правуюсторону, а сердцеглупого — налевую» (стих2, глава 10, книгаЕкклезиаста,или Проповедника).Махар­шицитирует„Йогу-Васиштху”,гдеговорится,чтосерд­цес правой стороны— это единственное,что надо учиты­вать,что Сердценаходится нивнутри, ни снаружи,что ОНО естьвезде, будучиприродой чистогоСознания, основойи источникомвсего 17.

Учениео том, что есливсе мыслипрекращаютсяиумуспокоен, тоСамость внутриоткроет СЕБЯи мы узнаемреальноеблаженство,вИндииобщепринято.Возьмемв качествепримера классическуюстрофу Таюманавара:

«Есличеловек остаетсячистым, безмысли,

ТогдаТО есть Самость,наша действительная

Обитель.

ТО естьсостояниеМилости.

Изтакой ништхиМилостьструится,

как толькочеловек забываетсвое эго;

ТО, являющеесясущностьюМилости,

победоносновсходит изнутри.

ТО естьсамо Блаженство,больше ничегонет.

Толькоони, получившиесокровищетакого

Блаженства,

Достиглисвободы отнового рождения».

Это тоже учение, котороесуммированов Библии, в 11-мстихе 46-го Псалма:«Остановитесьи познайте, чтоЯ Бог». Если мынеподвижныв Сердце, тодостигаемдействительноймауны.Мы всеможем познатьили достичьСамости, Бога,всегда извещающегоо Своем Присутствиивнутри каждогоиз нас как «Яесмь», «Я есмь».

Дляуспокоенияума необходимотолько повернутьего вовнутрьи заставитьпогрузитьсяв Сердце, обительСамости. Ум— этотаинственнаясила, такжеисходя­щаяиз нас самих,существующаяв Самости,как при­зрак-змеясуществуетв веревке-реальности.Пока ум существует,джива,мир и Бог— все троесуществуют,но когдаон исчезает,то остаетсятолько Самость.По­смотритена собаку, сделаннуюиз камня. Когдавы ви­дитесобаку, вы забываетео камне, из которогоона сделана.Когда же вашевнимание установленона этом камне,вы не видитесобаки; собакаисчезла, осталсятолькокамень.

Поворотуума вовнутрьпрепятствуетнаше убеж­дение,что мир реален.Но, как ужеговорилосьвыше, мир— это тольковидимость,творениеума. Современ­наянаука такжеобнаружила,что, в предельнойформе существуетне атом, не вещество,каким бы тонкимоно нибыло, а единственноэнергия иливолны, вихриили центрыэнергетическихвибраций.Определенныеклассы вибрацийрезультируютсяв появленииодного предмета,а некоторыедругие классывибраций — впоявлениидругого и такдалее. Все этипредметы, которыемы назы­ваеммир, являютсяфеноменами,призраками,проис­текающимииз единой энергии,единственнореальной, ко­торуюадвайтаведанта называетСамость, илиАтман.

Мывсегда отождествляемсвое чувство„Я” с нашимителами. На основеСобственногоопыта Шри РаманаМахарши говорит,что когда мыповорачиваемум во­внутрьи начинаемИсследование«Кто я?», это„я” исче­заетиз поля зренияподобно „другужениха”в извест­нойтамильскойпритче.

Набольшой свадьбехорошо одетыйчеловек, незна­комый никомуиз присутствующих,был принятвсеми за„друга жениха”и некотороевремяпользовалсяосо­бымвниманием навсех застольяхи иных церемониях.Но позже,когда людиначали интересоваться,расспра­шиватьдруг друга, ктоже этот всемиуважаемыйгость, щегольтихо исчез.Махарши говорит,что эго,котороемы кормим,балуем и стольвысоко ценим,не имеет в реальностиотдельногоили независимогосуществованиясамо по себе,и в тот момент,когда мы начинаемиссле­дованиеего источникаи природы, оноисчезает подобно„другу жениха”.

Умили эго понуждаютвас верить, чтовы есть тело.Но и ум, итело — обаперестаютсуществоватьдлявасв глубокомсне. В это времявы их не осознаете,но, одна­ко, припробужденииощущаете свежесть,а в дальнейшемчувствуете,что это именновы получилиудовольствиенеомраченногосчастья глубокогосна. Это „Я”,которое продолжаетсуществоватьдажевглубокомсне,когда вынеосознаетени тела,ни ума,давая вамнезамутнен­ноесчастье приотсутствииума, тела и всехобъектов чувственныхрадостей в полесознания, это„Я” есть источниквсего вашегоблаженстваиотражениереаль­нойСамости, ИстинногоЯ внутри вас.Поэтому пресле­дуйтеэто „Я”, каксобака преследуетзапах своегохо­зяина,и такой путьприведет васкСердцу,гдепребы­ваетСамость, ИстинноеЯ. Вот в чемзаключаетсяВесть, принесеннаяМахарши. Исследование«Кто я?» — этоединственныйметод, значениекоторого Онпостоянноподчеркивал.

ШриБхагаван, однако,совсем не отрицалкаких-либодругих хорошоизвестныхметодов, таких,как карма,бхакти илираджайоги,повторениемантр,церемониипочитания,посещениехрамов,соблюдениеритуалови т.п., выбранныхпреданнымидля достиженияБога. Он советовалкаждому следоватьтому методу,который ка­жетсяемунаилучшимили самым легким.Онуверялнас, чтовсе паломники,идущие различнымипутями, достигнутодной Цели,которая, Оннастаивал, естьосу­ществлениеСат-Чит-Ананды,Одно-без-второго.Все уче­ныедиспутыобадвайте,двайтеиливишишта-адвай­теОн считалпустыми ибесполезными,ибо погружениев Самостьвозможно лишьпри условии,что деятельностьума в действительностисведена к нулю.

Мимоходомследует упомянутьвопрос о чудесахи сверхъестественныхсилах. Махаршине являетсяторгов­цемчудесами ипоэтому, далекийот рекламыспособностик чему-либосверхчеловеческому,Он имел обыкновениеотрицать всюобязательностькаких-либочудесныхпе­реживаний,которые Егопочитателимогли получитьи искреннеприписать Егоособой Милостипоотношениюк ним.Два Его стихасжато формулируютЕго точкузренияпо этому вопросу:

«ЗнаниеСамости толькои являетсядействительнойсиддхи.Вседругие сиддхивоображаемы,подобны тем,чтомы пожинаемво сне со сновидениями»18.

«Обретениесиддхиневозможноиначекакспо­мощьюидеятельностьюума.Сдругойстороны, мук­ти,илиОсвобождение,достигаетсятолько приабсолют­номспокойствииили угасанииума»19.

ЭтоЕгознаменитаяточказрениянасиддхи.Темнеменее, в переживанияхмногих Егоучениковслуча­лисьразличныечудесные вещи,которые онине могут объяснитьиначе, как истечениемЕго великихсил иособойдобротой поотношению кним.

НаставленияМахарши сейчасдоступны измногих книгна различныхязыках. Некоторыекниги написаныИмСамим, другие— Его последователями.Книга „Кто я?",первоначальноопубликованнаяна тамили, ужепереведеннаяболее чем надесять20языков—индийскихи иностранных,— являетсязаслуживающимдоверия со­браниемнаставленийМахарши, данныхсерьезномуучени­ку, преданномупочитателюШивапракашамуПиллаю.Онанаписана ясным,прозрачнымязыком и в наиболеесжатой формедает суть философииМахарши и техникиСамо-исследования.

СистемаМахаршиудачноназвана„Маха-йога”,в сравнениис четырьмявидами йоги,хорошо известнымив Индии. В карма-йогесуществуетджива,пытающаясяосвободитьсебяотузрожденияисмертивыполнени­емкармыбезпривязанности.В бхакти-йогесуществуетджива,чувствующаяотделенностьот своего Бога,ко­торый являетсяее отцом,матерью,учителем,другомилилюбимым, и желающаявоссоединитьсяс Ним по­средствомпреданностии любви. В раджа-йогеджива чувствуетотчуждениеот своей подлиннойприроды и хочетвосстановленияединства путемразличныхпрактик, включаяуправлениедыханием. Вджняна-йогеджива пребываетв неведениии уничтожениемвсего ложногоищет достиженияЗнания Реальности.Следуя методуМа­харши, вопрошанию«Кто же это„я”?», связанномус йогическимипрактиками,мы исследуемпроисхождение,природу и источниксамой дживы.Искательобнаружива­ет,что „я”, которое,по общему мнению,проводит всеэти практики,является несуществующим,а только видимо­стью,и что единственнойРеальностьюявляется Самость,Одно-без-второго,чья природаесть Сат-Чит-Ананда,Бытие-Сознание-Блаженство.

Так будемже все изучатьи практиковатьэту прямую ипростую Маха-йогуи достигатьМира и Блаженства!

ПРИЛОЖЕНИЕII

Неизвестныйискатель

ПОИСКИСТОЧНИКА ЭГО—

ПРЯМОЙ ПУТЬК СЕБЕ

ВЕНОКСОНЕТОВ

Ключ

Впещере СердцаИстинное Я

Сияеттонким Светомодиноко,

Собойявляя Сущностьбез порока

БлаженноеСознанье Бытия.

Реальность— в Брахмане,ТО ИстинаСама,

Мирдвойственности— магия Истока,

Объектдля эго,жаждущегосока,

Игрушкабеспокойногоума.

ЕстьПуть прямойк Природенеизменной,

ШриРаманой открыт,Учителемнетленным:

Лишьосознать,что эго блеф,не-Суть,

Найтиисточник мыслив Той Пещере

Самозапросом«Ктоя?»,свято веря,

Войти,познать и завершитьсвой Путь!

1

В пещереСердца ИстинноеЯ,

ИсточникСлавы, пребываетвечно —

Бессмертная,бескрайняяЗаря,

Зов Бесконечности,Отрада человечья.

Здесьразрушаютсяобманы бытия

ПриобнаженьеИстины конечной—

Сгорает эголживый облик.Нечто

Чудесноеесть в смене„я” на Я.

Когдавосходит личностизвезда,

„Мое”и „я” твердящаявсегда,

Нитьвозникает кБытию-Истока,

Природе,Знанию, Блаженству.В Путь, адепт!

Исследуйсамость1,зная, что Завет

Сияеттонким светомодиноко.

2

Сияеттонким Светомодиноко

ОН —Атман,скрытыйтроицею тел...

Бесстрашныйи Бесстрастный,вне упрека.

ШатраЕГО непреходящудел!

— «Тоизлученьечистое далеколь?»

— «Взоротврати отизверженийдел,

Внутрьустреми ТОжаждущее око,

Ведьждет всегдацелительныйПредел.

Где Цель— бесценная,а Цельность— Суть,

В Пещерепламеннойсгорает Путь,

ДаруяИзбавление-от-Рока,

Когдалишь Свет воистинуОдин

Присутствует— и раб и господин,—

Собой являяСущность безпорока».

3

Собойявляя Сущностьбез порока,

ИскателяприветствуетОно —

От веказаповедноезвено,

ЗавещанноеМудростьюВостока.

О, Истина,Исток и сутьПотока!

О, в жизнибренной вечноезерно!

О, ТЫ,внутри царящееглубоко,

Все— только ТЫ,везде лишь ТЫ— Одно!

О,силу дай отвергнутьмира злато,

Извергнутьвасаны,влекущиеобратно,

Извлечьиз тела Твоечувство — Я!

К ТЕБЕспешу, к Себе— в Приют сердечный

ПознатьСебя в ТЕБЕ,несущем вечно

БлаженноеСознанье Бытия.

4

БлаженноеСознаньеБытия,

Сат-Чит-Ананда— тройственностьв Едином,

Подарокразума в егокончине.

НапитоквоскрешающихСебя.

О, состояньевечного Огня,

ГорящегоспокойствиемПричины,

Живущегоодним дыханьемс Я,

Оно Само.Где ты, приютродимый?!

ВооружасьУчителя Заветом—

Святого Раманы,как СветомСвета,

Иду наПоиск, Им полнасума.

Исконноепризваньенедоступно,

Покане осознаешьцелокупно—

Реальность— в Брахмане,ТО — ИстинаСама.

5

Реальность— в Брахмане,ТО — ИстинаСама.

Бездонностьбездн бильоновизмерений,

Бесчисленностьимен и формтворений —

Лишьголый блеф,глобальнейшаяМгла.

«Всё —ТО, всё — ТО» —вот пропусксквозь Туман,

«Ктоя? Кто я?» — вотмеч, разящийТени,

И ТО-что-ЕСТЬподниметсякак Гений,

Единый,без другого,без ума.

О, Лучезарность!Вечно юныймиг!

О, Океан,не знающийвериг!

Единственный!Спасенье всехпотоков!

А остальное— Фокус ильИгра?...

Теорий— хватит. Осознатьпора:

Мир двойственности— магия Истока.

6

Мирдвойственности— магия Истока,

Плодмайи дивной,ее тайных сил:

Кактолько тамасИстинусокрыл,

Уж раджасс жароммыслеформыточит.

И чувство„я” покинулоИсточник,

ЗабылоТО — доподлинныйНастил,

Родилось„я”, „мое”, „они”и прочее —

Доброи зло, различьявсех мерил.

Тут самостьправит персональныйпир:

Нагайкойлогики орудуя,вампир

Впространстве-времениобжился, лживыйдока.

Все содержимоемногоразличныхчаш —

Напитоктвой, безудержныйалкаш,

Объектдля эго, жаждущегосока.

7

Объектдля эго, жаждущегосока, —

Капустаоболочек, тотсосуд,

Гдеполыхают жизненныетоки,

Что дживук воплощениювлекут.

Там страждутпищи пять головжестоко

И плотимира бешенососут:

Вкус,зренье, осязанье,нюх и слух,

Адвигатьсяжелают тожестолько:

Речь,руки, ноги, роди выделенье,

Дыханийпятерица —дополненье;

Ноне цветами лишьполна сума...

Внутрисидит коллегиальныйорган2,

Ався Вселенная— всего лишьпешка, орден,

Игрушкабеспокойногоума.

8

Игрушкабеспокойногоума —

Желанийжаждущих, стремленийвечно новых,

Рациональнойстянутых основой—

Весь лестворений, всехобъектов тьма.

Какблудный сын,забывший Дом,куда

Ни бросится,не обретаеткрова,

Так чувство„я” — вне Брахманародного—

Мартышкоймечется. Повсюдуи всегда.

Идживабедная— суть ИстинноеЯ —

Страдаякорчится накруге бытия

Вперерожденьяхк жизни эготленной.

Ей невдомек,что есть Тропа-Домой,

КСвободе подлинной,Возврат кСебе-Самой,

ЕстьПуть прямойк Природе неизменной.

9

Есть Путьпрямой к Природенеизменной,

Чтовыше всех условийи начал.

БезбрежностьАбсолюта — тотПричал,

Приемникдуш, взыскующихбессмертья.

Столетьямисей Полюссокровенный,

Сансарырастворяющийпечать,

Манилподвижников,желавшихИзбавленья,

Писаньячтивших и наказМахатм.

Религийвсех, дорогдуховных —он

Есть Цельконечная срождения племен,

Хотьи по-своемусгибают всеколени...

Средьмногих троп,что к Брахмануведут,

Ивертикальный,словно шест,маршрут —

ШриРаманой открыт,Учителем нетленным.

10

Шри Раманойоткрыт, Учителемнетленным,

Вшестнадцатьлет преодолевшимСтрах,

Познавшимтела миф и сутьКостра

И ПоискомдостигшимПросветленья,

Покинувшимродимые места:

Аруначала— вот Его селенье...

ЗемноевоплощеньеСвета Сердца,

Зовущеек исследованью„я”.

В пещереи в Ашраме, увершины,

Онбыл везде бесплотныйи Единый —

Писанийподтверждениеи Сутр!

Сад-Гуру,Тишиноюнаставляя,

Адептовучит — к Брахманупрямая:

Лишьосознать, чтоэго — блеф, не-Суть.

11

Лишьосознать, чтоэго — блеф,не-Суть,

Бесплотныйдух, скучающийпо формам:

Сансара,тело,беспокойныйум,

Всё — отраженьеСвета и не более.

Мир восприятийэто чувствокормит

И холитиндивидуумачум.

„Я” маскируясь,ИстинноюРолью,

Вулканомсамость грязьструит из дум.

Где кратер,где начало рябитой,

Что позжеобернетсясуетой,

ТемзнаменуяВечности-Потерю?

Чтобывернуть утраченнуюСуть,

Шри Раманауказывает Путь—

Найти источникмысли в ТойПещере.

12

Найтиисточник мыслив Той Пещере,

Имумиранье обретясвое, —

Профанноеисчезнет бытие,

Невозникая вновь.ДостигнутБерег!

Иначеокеан сансарыв теле

Какпереплыть?Тяжелы „я”,„мое”...

Без этойвсеобъемлющейпотери,

Нежертвуя, какв Жизни Сольвойдешь?

НаЛотос Сердцас правой стороны

Вниманьенепрерывноестремить,

Сад-Гуру!Милость— дай! Утопимзверя,

Что,чувство Я присвоив,эго стал,

Теммикро-Я, чтомайи мирсоздал,

Самозапросом«Кто я?», святоверя.

13

Самозапросом«Кто я?», святоверя,

Неколебимоэто „я” гоня,

Адептдостигнеттонкого Огня

ВСердечномЛотосе, в завещаннойПещере.

На ложеубиения себя

Единоерождается какФеникс.

Равныприобретеньеи потеря,

Разэго исчезаетголовня.

Шри Рамана!Молю я Милости,как манны,—

Исследованьесделать неустанным,

Сдороги заповеднойне свернуть...

Твойученик лелееттолько эту

Мечту,возникшую вТвоем чудесномСвете, —

Войти,познать и завершитьсвой Путь!

14

Войти,познать и завершитьсвой Путь!

Чей?Кто? Куда? Отпаливсе сомненья,

Единство,двойственность.Лишь Истиныбиенье —

Сат-Чит-Ананда,Бытиеи Суть.

Тат-Твам-Аси...Закончилсямаршрут.

ЦельЖизни — Тождество,Освобожденье—

Достигнута.ПервичноеБлаженство

Возвращено,коль нет в сознаньепут.

Мудрецобъемлет всёи вся Собою.

Свидетельпламенный,навечно успокоен,

Он— воплощеньеСлавы Бытия.

Он— ТО. Он — Брахман,ТонкоеСиянье,

Он сам— заветныйпринцип Почитанья,

ВПещере СердцаИстинное Я.

ГЛОССАРИЙ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ

СПИСОК

ГЛОССАРИЙ*

А

абхьяса — духовнаяпрактика.

авастха — одноиз четырехсостоянийсозна­ния:джагpат, свапна,сyшyпти и тypия(см.).

адвайта — недвойственность;также и учениенедyализма.

аджняна — незнаниечеловеком своейсобст­веннойИстинной Природы.

аджняни — человек,не знающийсвоей Истин­нойПрироды.

ананда-майя-коша — оболочкаБлаженства,последняяоболочка, скрывающаяЯ; причин­ноетело майи, неведенияили заблуждения.

антаp-мyкха — обращенность(ума) вовнутрь.

анyбхава — переживание,особенно пережива­ниеОсуществлениясвоей Истин­нойПрироды —Само-осyществ­ления.

апаpокшанyбхyти — непосредственноепереживаниеСамости.

аpтха-вада — объяснительныйаргумент, данныйдля частнойцели.

асана — поза,особенно длямедитации.

Атман — Самость,подлиннаяСамость (чис­тоеЯ, без малейшихпримесей эго,Истинное Я).

Атма-джняни — человек,Осуществившийсвою Самость.

Атма-вичаpа — Само-исследование,исследованиечеловекомсвоего чувства„я”, практикатщательногоисследова­нияили вниманияк чувству „я”с целью узнать«Кто я?».

Атма-видья — Самопознание,осознаниеИстин­ной Природычеловека.

Ахам — Я(Истинная Природачеловека, егоИстинное Я, или«Я»).

АХАМБРАХМА — «ЯЕсмь Брахман»— махава-

АСМИ кья(см.) из БрихадараньякаУпа-

нишады.

Ахам-вpитти — „я”-мысль,чувство „я”,или чувст­во„я есмь”,„я есмь”-ность,вызы­вающеевозникновениечувства отделенностиот единогоИстин­ногоЯ.

ахамкара — бyкв.:„создающая«я»”;

способность,обычно называемая„эго”,вызывающаяотождествле­ниеИстинного Яс многочислен­нымималенькими,ложными „я”.

ашpам — обительМудреца илиаскета.

Б

бахиp-мyкха — обращенность(ума) вовне.

Бpахма-джняна — ЗнаниеБрахмана.

Брахман — Абсолют,недвойственнаяРеаль­ность,которая естьСамость — Атман(Истинная Природачело­века).

бyддхи — интуиция,интеллект; одиниз четырехаспектов внутреннегоор­гана илиума в широкомсмысле слова(манас, читта,бyддхи, ахам­кара(см.)).

бхавана — духовноеотношение,воображе­ние,медитация.

Бхагаван — имядля Бога; титултого, кто, подобно,Шpи Рамане Махаpши,признан осуществившимсвое тож­дествос Атманом(см.).

бхаджана — пениепесен преданности.

бхакта — преданный(поклонник,почита­тель).

бхакти — преданность.

бхакти-йога — Путьлюбви и преданностиБогу.

В

вайpагья — бесстрастие(отсутствиепривязан­ностии желаний).

васана — остаточноевпечатлениеили склон­ность,идущая из прежнихжизней.

васана-кшайя — разрушениевсех васан.

васту — Реальность,или первичнаясуб­станция.

Васудева — имяШpи Кришны поотцу.

веданта — философияУпанишад.

Веды — древнейшиеиз Писанийиндуизма.

вишишта-адвайта — учениеограниченногонедyализма.

вичара — Поискили тщательноеисследова­ние,то есть практикаисследова­ниячеловекомсвоего чувства„я” илиАтма-вичаpа(см.).

вичаpа-маpга — ПутьСамо-исследования(иссле­дованиясвоей Самости).

вритти — мысль,активностьили модифика­цияума.

Г

Гита — Бхагавадгита,один из наиболеезнаменитыхсвященныхтекстов индуизма.

гpихастха — домохозяин,семейный человек.

гyна — одноиз трех качествприроды (саттва,раджас и тамас(см.)).

Гуру — истиннодуховный учитель,единый с Богомили Самостью,Истинным Я.

Гypy-кpипа — МилостьГуру.

Д

даршан — бyкв.:«лицезрение»;безмолвнаяаудиенция,радость МилостиПри­сутствияМудреца, Богаили бо­жества.

двайта — двойственность;также и учениедуализма.

дехатма-бyддхи — чувство«Я есмь этотело».

джагpат — перваяавастха —состояниебодр­ствования.

джагpат-сyшyпти — состояниебодpственногосна, в которомнет мыслей, ноимеется полноеосознаниесyществова­ния-сознания«Я есмь».

джада — бессознательность,бесчувствен­ность(нечувствительность).

джапа — повторениемантры илиимени Бога.

джива — индивидуальнаядуша.

дживанмукта — человек, достигшийОсвобожде­нияеще при жизнив теле.

джняна — Знание,особенно ЗнаниеСамос­ти —подлинногоЯ.

джняна-вичаpа — Само-исследование(исследованиесвоего чувства„я”), ведущеек джняне илиСамо-осyществле­нию,осознаниюсвоего ИстинногоЯ.

джняни — человек,достигшийосознаниясвоего ИстинногоЯ.

дхьяна — медитация.

И

Ишваpа-сваpyпа — ИстиннаяПрирода Богаили Ишвары.

Й

йога — бyкв.:„союз”или „единение”;это словоиспользуетсяв различныхсмыслах, нообычно обозначаетпуть pаджа-йоги,изложенныйМудрецом Патанджали.

Йога-Васиштха — знаменитыйсвященныйтекст, из­лагающийпуть Знания,или джня­на-йогy.

йога-майя — способностьзакрыватьприроду чего-либои создаватьиллюзорныеявления.

йога-маpга — путьйоги, особенноpаджа-йоги.

йога-шастpы — Писания,которые излагаютпуть йоги, особенноpаджа-йоги.

йогин — адептйоги.

К

карма — бyкв.:„действие,работа”. Обычноозначает результатдействия илизакон „причиныи следствия”,когда действиячеловекапред­определяютего будущее.

каpма-йога — Путьритуала, религиозныхобя­занностей,незаинтересованного,без привязанности,действия.

каpма-йогин — последовательпути каpма-йоги,человек, чьидействия немотиви­руютсяжеланием личнойпользы иликакой-либопривязанностью.

кеваланирвикальпа — временноесостояниесамадхи или

самадхи погруженностив Самость (Истин­ноеЯ).

„Ктоя?” — произведение„Hан яр?”Бхага­ванаШpи Раманы Махаpши.

кшетра — священноеместо паломничества,в йоге (см.) — телокак поле Сознания.

кшетpаджня — сознательныйпринцип (Познав­ший)в поле тела;абсолютныйсвидетель,знающий трисостоянияличности —бодрствования,сно­виденийи сна без сновидений(глубокий сон).

Л

лакшья — мишень,на которойфокусируетсявнимание; то,что держитсяв поле зрения.

М

майя — заблуждение,также силазаблуж­дения.

манас — ум,способностьразмышления.

манонаша — окончательноеуничтожение,рас­творениеума.

манониграха — временноеуспокоениеума.

мантра — священнаяформула, используе­маядля почитанияБога, джапы(см.).

марга — духовныйпуть.

мауна — Тишина(Молчание,Безмолвие).

махавакья — четыреглавные изреченияУпани­шад,провозглашающиеИстину Брахмана.

Маха-йога — бyкв.:„Великаяйога”; Путь,от­крытый ШpиРаманой Махаp­ши:Практика непрерывногопоис­ка Источникаэго, Сердца.

Махаpши — великийРиши, или Мудрец.

мокша — Освобождение.

Н

нама — имя(Бога).

нама-джапа — повторениеимени (Бога)

намаскар — актпоклонения.

Hатаpаджа — имядля Шивы (см.),танцующегокосмическийтанец творенияи раз­рушениявселенной.

нирвана — состояниеОсвобожденияили окончательногоуничтоженияэго.

нирвикальпа — состояниепогруженностив Са-

самадхи мость, гдепрекращаютсявсе дей­ствияума.

ништха — пребываниев глубокоймедитации.

О

„ОткрытаяИстина” — произведениеБхагавана ШpиРа­маны Махаpши„УлладуHаpпа­дy„(«Реальностьв сорока сти­хах»).

П

Пpаджняна — чистоеСознание.

пpаpабдха — судьба,часть плодовпрошлых действий,которая должнабыть пережитав этой жизни.

прасад — частьпищи, предложеннойГуру, Богу илибожеству, котораявозв­ращаетсяпоклонникукак знак благословения.

Пypyша-Сyкта — гимниз Ригведы (10: 90).

Р

pаджа-йога — бyкв.:„Царственнаяйога”. Клас­сическоеописание еедано в „Йога-сyтpе”Патанджали.

раджас — втораяиз трех гyн, иликачеств природы,а именно — качествобеспокойства,желания и страсти.

риши — Мудрец.

С

садхак — лицо,практикующеесадхану.

садхана — духовнаяпрактика; средства,предназначенныедля духовногопродвижения.

садхy — отрекшийсяот семьи исобствен­ностиво имя духовногопоиска.

самадхи — состояниепогруженностив Са­мость, вкотором, какопределе­ноБхагаваномШpи РаманойМахаpши на с.66, «есть толькочувство „ЯЕСМЬ”, а мыслейнет».

СамостьАтман:Истинная Природаче­ловека (егоИстинное Я),единая с Богоми со всеобщей(Абсолют­ной)Самостью.

санньяса — отречениекак образ жизни.

санньяси — монах,посвященныйв жизнь отречения.

сансара — состояниемирской активности,или мирскоесуществование.

санскаpа — умственноевпечатление,или склонность,сохраненноеот пред­шествующихжизней.

Сат — ИстинноеСуществованиеили Бы­тие:Истина.

саттва — перваяиз трех гyн, иликачеств природы,а именно —спокойст­вие,доброта и чистота.

саттвичность — природаили качествосаттвы.

Сат-Чит — Бытие-Сознание.

сахаджа-джняни — человек,постояннопребывающийв своем ЕстественномСостоянии,осуществившийсвою Самость(до­стигшийСамо-осyществления).

сахаджа — постоянноеи естественноесостоя-

нирвикальпа ниесамадхи, илиполное погру-

самадхи жение в Самость.

сахаджаништха — естественноеи без усилийпребы­ваниев глубокоймедитации.

сахаджастхити — ЕстественноеСостояние.

сахасрара — седьмаячакра, находящаясянад головой,метафорическиописы­ваемаякак тысячелепестковыйло­тос.

Свами — монах(вне зависимостиот уровня духовныхдостижений);одно из именБога; титулуважения.

свапна — втораяавастха —состояние снасо сновидениями.

сиддхи — сверхобычныесилы.

стхита-пpаджня — человек,устойчивопребывающийв Самости.

сyшyпти — третьяавастха —состояние снабез сновидений.

Т

тамас — последняяиз трех гyн, илика­честв природы,— темнота неве­денияи зло.

таттва-джняни — человек,который знаетРеаль­ность.

ТАТТВАМ АСИ — „ТОТЫ еси” — махавакьяиз ЧхандогьяУпанишады.

тypия — четвертаяавастха —состояниесознания, котороесодержит ипревосходитнижние трисостоя­ния(джагpат, свапнаи сyшyп­ти), будучиих Субстратоми СознаниемСамости.

У

Упанишады — болеепоздние и болеефилософскинаполненныечасти Вед.

Х

Хридаям — духовноеСердце, местопребыва­ниеистинной Самостив человеке, егоподлинное Я.

Ч

чакра — одиниз семи основныхйогическихцентров в теле.

Чидананда — Блаженствочистого Сознания.

Чит — чистоеСознание, являющеесяприродой истиннойСамости, под­линногоЯ.

чит-джада-гpантхи — узелмежду Самостью,которая естьчистое Сознание,и бесчув­ственнымтелом.

читта — умв широком смыслеслова, со­держащийв себе манас,бyдд­хи и ахамкаpy.

Ш

шастры — Писания.

Шива — здесь:персонификацияАбсолюта, Всевышнего,включающеголично­го Бога(Ишвару), всехбогов и всемиры как СВОЕсновидение;разрушительэго, двойственностичеловека иличного Бога,остав­ляющийтолько АбсолютноеБы­тие: совершенноеЗнание и чистоеБлаженство.

ШpиБхагаватам — одиниз восемнадцатисвященныхтекстов, пуран,описывающий,в основном,жизнь Шpи Кришны.

шyддха-саттва — неосквеpненнаячистота, иличис­тая саттва.

шyддха-саттва — форманезагрязненнойсаттвы.

сваpyпа

шyнья-вадин — здесь:атеист; человек,отрицаю­щийсуществованиеБога или какой-либоокончательнойРеаль­ности.

Я

„Яесмь” — имяБога, ИстиннаяПрирода человека.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК

книг1на английскомязыке

о Жизнии Наставлениях

БхагаванаШpи Раманы Махаpши

1.Переводы оригинальныхпроизведенийШpи Бхагавана,

написанныхна тамильскомязыке

FiveHymns to Sri Arunachala. Ed. 6 — 1981.

FiveHymns to Sri Arunachala and Other Poems translated by Prof. K.Swaminathan2.Ed. 1 — 1977, 2 — 1988.

TheCollected Works of Ramana Maharshi. Ed. 1 — 1959, 5 —1979.

ThePoems of Sri Ramana Maharshi translated by Sadhu Arunachala (MajorA. W. Chadwick). Ed. 1 — 1960, 3 — 1981.

TruthRevealed (Sad-Vidya). Ed. 1 — 1935, 6 — 1982.

Wordsof Grace. Ed. 1 —1969, 2 — 1978.

2.Записи беседШpи Бхагаванас искателями

Talkswith Sri Ramana Maharshi compiled by Munagala S. Venkataramiah (SwamiRamanananda Saraswati). Ed. 1 — 1955, 8 — 1989.

Dayby Day with Bhagavan by Devaraja Mudaliar. Ed. 1 — 1962, 3 —1989.

Lettersfrom Sri Ramanasramam by Suri Nagamma. Ed. 1 — 1970, 3 —1985.

Maharshi'sGospel. Ed. 1 — 1939, 10 — 1987.

Self-Enquiry.Ed. 1 — 1939, 10 — 1990.

SpiritualInstruction. Ed. 1 — 1939.

SriRamana Gita by Kavyakantha Ganapati Muni. Ed. 6 — 1977.

3.Компиляциии выдержки изУчения Шpи РаманыМахаpши

Gemsfrom Bhagavan by Devaraja Mudaliar. Ed. 1 — 1965, 4 —1985.

LakshmanaSarma K. („Who”).Maha Yoga. Ed. 1 — 1937, 8 — 1984.

LakshmanaSarma K. Guru-Ramana-Vachana-Mala. Ed. 1 — I960, 4 —1982.

CohenS. S. Reflections on Talks with Sri Ramana Maharshi. Ed. 1 —1959, 4 — 1990.

SriSadhu Om. The Path of Sri Ramana3.Ed. 1 — 1971, 3 — 1988.

TheTeachings of Bhagavan Sri Ramana Maharshi in His Own Words by ArthurOsborne. Ed. 1 —1960, 5 — 1988.

4.Биографии ШpиБхагавана

SriSadhu Om. Summary of the Life and Teachings of Sri Ramana3Ed. 1 — 1983.

MahadevanT. N. P. Bhagavan Ramana. Ed. 1 — 1959, 3 — 1989.

GreenblattJ., Greenblatt M. Bhagavan Sri Ramana – A Pictorial Biogra­phy.Ed. 1 — 1981, 2 — 1985.

SwaminathanK. Ramana Maharshi4.Ed. 1 — 1975, 5 — 1988.

OsborneA. Ramana Maharshi and the Path of Self-Knowledge5.Ed. 1 — 1954, latest — 1990.

NarasimhaswamiB. V. Self-Realization. Ed.1 — 1931, 4 — 1985.

5.Hекотоpые другиеработы (комментарии,воспоминания)

KapaliSastri. Sat-Darshana Bhashya. Ed. 1 — 1931, 7 — 1983.

RamananandaSwarnagiri (K. S. Nayanaswami Aiyer) Crumbs from His Table.Ed. 1 — 1937, 5 — 1981.

RamanaSmrti. Ed. 1 — 1980.

ШриРамана Махарши:Весть Истиныи Прямой Путьк Себе

Составитель-переводчикОлег МарковичМогилевер

РедакторИ.И.Лейкина

ХудожникиВ.В.Мочалов,Н.О.Могилевер

Техническийредактор Г.П.Парфенова

КорректорА.Г.Михайлюк

Сданов набор 14.01.91. Подписанов печать 19.02.91. Формат84 ?108 1/32

Бумагаофсетная. Гарнитуралитературная.Печать офсетная.

Усл.печ. л. 10,08. Усл.кр.-отт. 10,33. Уч.-изд.л. 8,69.

Тираж500 000 экз. Заказ№90. Цена 7 р.

ШриРаманашрам,Тируваннамалай606 603, Индия

Типографияим. И. Е. Котляковаиздательства«Финансы истатистика»

Государственногокомитета СССРпо печати

195273,Ленинград, ул.Руставели, 13

1 Упанишады (букв.: «сидеть около») — сокровенное учение, «за­вершение Вед».

2 Цит. по: Литман А. Д. Современная индийская философия. М., 1985, с. 89.

3 Шри Шанкарачарья (предположительно 788 — 820) — величайший философ, поэт, йог, практик и проповедник Истины. О его деятельности см., напр.: Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 2. М., 1957, с. 397 — 400. Шри — традиционная для индуизма форма обращения к Святому („блаженный”, „благой”).

4 Шри Рамакришна (1836 — 1886) — Духовный Гений, великий йог, доказавший на опыте истинность и единство всех мировых религий, Учитель Вивекананды. О нем см., напр.: Роллан Р. Опыт исследова­ния мистики и духовной жизни современной Индии. Жизнь Рама­кришны. Т. 19. Л., 1936.

5 Mahadevan Т. М. P. Ten Saints of India. Bombay, 1961, p. 241 — 248.

6 Великое изречение из Брихадараньяка Упанишады.

ТО (санскр. ТАТ) — безличная основа мира, не имеющая атрибутов, на которую можно только „указать”.

Еси, есмь (старослав.) — здесь и в дальнейшем означают истину духов­ного Бытия, не связанного с эмпирическим существованием, фиксируемым одним из значений настоящего времени современного глагола „быть”.

7 Бхагаван (санскр.) — „владыка”, „господин”, „Господь”, „Единый с Богом”. Махарши (санскр.) — великий Мудрец.

8 См.: Шапошникова Л. В. Годы и дни Мадраса. М., 1971, с. 291 — 305.

9 См.: Литман А. Д. Современная индийская философия, с. 88 — 100.

10 Talks with Sri Ramana Maharshi. Tiruvannamalai, № 392. Здесь указан номер беседы, не зависящий от издания.

11 Большинство произведений Шри Раманы Махарши (оригиналь­ные работы, обработки и переводы, беседы с учениками, записанные до конца двадцатых годов) представлено в «Собрании работ Шри Раманы Махарши» (The Collected Works of Ramana Maharshi. Tiruvan­namalai, 1974).

12 См.: The Teachings of Bhagavan Sri Ramana Maharshi in His Own Words. Tiruvannamalai, 1965. Эта книга, составленная Артуром Осборном, представляет большой интерес, особенно для первоначаль­ного знакомства с Учением Шри Раманы Махарши.

13 Эти слова Махарши приводит Артур Осборн в своей книге „Рамана Махарши и Путь Само-осознания”, сыгравшей исключитель­но важную роль в распространении Учения в страны Запада (см.: Osborne A. Ramana Maharshi and the Path of Self-Knowledge. Tiruvan­namalai. 1977, p. 70). Первое издание вышло в 1954г.

14 См. сноску 12.

15 См.: The Collected Works of Ramana Maharshi, p. 56.

16 См.: Osborne A. Ramana Maharshi and the Path of Self-Knowledge, p. 160.

17 См. сноски 12, 13 на с. 14.

18 Свами (санскр.) — монах (вне зависимости от уровня духовных достижений).

19 Talks with Sri Ramana Maharshi. Tiruvannamalai, 1955, vol. 1 — 3.

20 Садху (санскр.) — отрекшийся от семьи и собственности во имя духовного поиска.

21 Холл (для медитаций, „старый”) — небольшое (12,2 м ? 4,6 м) помещение Шри Раманашрама, в котором и ныне медитируют палом­ники и ученики, ощущая живое Присутствие Учителя.

22 Talks with Sri Ramana Maharshi, vol. 1, p. III — VIII.

23 См. в особенности: Философские тексты «Махабхараты», вып. I, кн. I. Бхагавадгита. Ашхабад, 1977; Семенцов В. С. Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике. М., 1985.

24 Один из ближайших последователей Махарши, автор дневника разговоров и событий в Холле Бхагавана, относящихся к периоду 1945 — 1947 гг. (Day by Day with Bhagavan. Tiruvannamalai, 1968).

25 Упанишады. М., 1967, c. 105.

26 Существительное „Самость” точно передает содержание клю­чевого термина Атман, поэтому оно используется как его русский эквивалент, хотя и не вполне совершенный. Необходимо всегда четко отличать „Самость” от „самости” — синонима эго (см. ниже термин ахамкара). В будущем, возможно, в русском языке появится более подходящее существительное для передачи термина Атман.

27 Термин Ахам может означать Я или „Я” (Абсолютное), я или „я” (личное, относительное) в зависимости от контекста.

28 Здесь и далее все термины, последовательно пронумерованные, рассматриваются как синонимы.

29 Фактически термин Истинное Я дает точное толкование пережи­вания, но не точный перевод исходного термина Атман.

1 Основная часть нижеследующего текста заимствована из пре­дисловия к „Собранию работ Раманы Махарши” под редакцией Артура Осборна (The Collected Works of Ramana Maharshi, p. I — IX).

* Монотонность, присутствующая в индийских музыкальных произ­ведениях подобно нити, на которую нанизаны бусы, представляет Са­мость, или Истинное Я, пребывающую во всех формах бытия.

2 Букв.: „Благосклонный облик”; Шива в облике юноши, обращен­ного лицом на юг, наставляющего в Тишине, посвящающего и руко­водящего учениками посредством Тишины. Ассоциировался с Махарши.

* Это прилагательное также имеет значение „искореняющая объективное знание”.

** «Увидеть Чидамбарам, родиться в Тируваруре, умереть в Бенаресе или только думать об Аруначале — гарантия Освобожде­ния». Это двустишие распространено в брахманских семьях Южной Индии.

*** Альтернатива: Я осознал, что Он означает Абсолютную Не­подвижность.

3 Евангелие от Иоанна (10 : 30).

4 Данный пример ориентирован на индуиста.

5 Нижеследующий текст — отрывок из книги А. Осборна „Рамана Махарши и Путь Само-сознания” (Osborne A. Ramana Maharshi and the Path of Self-Knowledge, p. 162 — 163).

6 «Царство Божие внутрь вас есть» (Евангелие от Луки, 17 : 21).

* См. статью Шри Свами Сиддхешварананды на с. 116 и по­следующих.

1 Имеется в виду притча Шри Рамакришны о соляной кукле, которая пожелала измерить глубину океана, чтобы по возвращении рассказать об этом другим, но стала единой с океаном в результате быстрого растворения в нем.

2 Бхагавадгита (XI : 33); римские цифры указывают номер главы, арабские — шлоки (стиха).

3 Текст на санскрите см. на с. 147.

* Слово „созерцание” часто используется по отношению к мен­тальным процессам, выполняемым с усилием, тогда как самадхи лежит за пределами усилия. Однако на языке христианского мистицизма „созерцание” — постоянно используемый синоним самадхи, и именно в этом смысле здесь употреблено данное слово.

4 Это была только короткая прогулка к Аруначале. До 1926 года Бхагаван регулярно выполнял гири-прадакшину, ритуальный обход Горы по часовой стрелке, но потом отказался от этого, чтобы не покидать Ашрам надолго и дать возможность каждому посети­телю получить Его даршан.

5 То есть превосходящее мысль, лежащее за пределами мыслен­ных форм.

6 Между глубоким сном и сном, между сном и бодрствованием. Практика осознания этого „переходного” «я» усиленно рекомендова­лась Махарши (Talks with Sri Ramana Maharshi, № 314).

7 Теософия — букв.: „Богопознание”. Теософское Общество создано в 1875 г. с целью использования достижений различных учений и религий в духовной практике.

8 Прасад — часть пищи, предложенной Гуру, Богу или божеству, которая возвращается поклоннику как знак благословения; в ориги­нале: «прасад со Своего листа», так как посудой служит банано­вый лист.

9 Букв.: „сказание древних времен”. Традиция насчитывает 18 основных сборников (III — VI века н. э.).

10 Легендарный царь, образец карма-йогина, собеседник Мудреца Яджнявалкьи в Брихадараньяка упанишаде (VIII — VII вв. до н. э.)-

11 То есть применяя вопрошание «Кто я?» или, фактически, до­прос эго. Будучи фикцией, эго не выдерживает прямого расследования и возвращается в свой пламенный Источник, где оно, в конечном счете, сгорит после постоянной практики Само-исследования.

12 Евангелие от Луки (15 : 8 — 9).

13 Евангелие от Матфея (9 : 29).

14 Ср. определение субстанции у Спинозы в „Этике”: «...То, что существует само по себе и представляется само через себя...» (Спи­ноза Б. Избранные произведения, т. I, М., 1957, с. 361).

15 Индуктивная логика — способы рассуждений для перехода от зна­ния о единичном и частном к знанию об общем, основанные на установ­лении причинной связи между явлениями.

* См. примечание на с. 95.

16 При рассмотрении пространства и времени возникает вопрос, что они представляют собой отдельно от нас? Если мы — суть наши тела, то мы оказываемся вовлеченными во время и пространство, но разве мы тела? Мы одинаковы сейчас, завтра и в любое время, здесь, там и везде. Мы существуем, мы те, кто пребывает за преде­лами времени и пространства (Шри Рамана Махарши. Поэма „Откры­тая Истина”, стих 16).

17 Прошлое и будущее зависят от настоящего. Они также суть настоящее, когда они происходят. Существует только настоящее. Попыт­ки познания прошлого и будущего без знания этой истины подобны попыткам вести счет без использования единицы (Шри Рамана Махарши. Открытая Истина, стих 15).

18 На деле, в действительности (лат.).

19 Для тех, кто не осознал Самость, как и для достигших Осознания, тело есть „Я”. Но для тех, кто не Осознал, „Я” ограничено телом, тогда как для тех, кто внутри тела осознал Себя, это „Я” сияет без ограничений. Познайте это различие между ними (Шри Рамана Ма­харши. Открытая Истина, стих 17).

Для осознавших Самость, как и для тех, кто этого не достиг, мир реален. Но для тех, кто не Осознал, мир — это просто мир, тогда как для достигших Осознания Истина бесформенна н сияет как Субстрат мира. Познайте, что таково различие между ними (Там же. стих 18 ).

20См. с. 132.

21 Ширина пальца как меры длины составляет 3/4 дюйма, что дает 3,81 см (1 дюйм — 2,54 см).

22 См. с. 111.

23 См. сноску 18 на с. 96.

24 Тем более, еще в большей мере (лат.).

25 Экстраверт — человек, ориентированный на внешний мир, интро­верт — на внутренний мир.

26 См. сноску 21 на с. 16.

27 Рецитация — ритуальное повторение заученных священных текстов.

28 Сигнальный костер, ежегодно зажигаемый на вершине Ару­началы как символ освобождения от мысли «Я есмь тело» и погру­жения ума в Сердце для Само-осуществления.

1 Этот комментарий принадлежит А. Осборну — редактору „Соб­рания работ Раманы Махарши”, по материалам которого и сделан настоящий перевод (The Collected Works of Ramana Maharshi, p. 38 — 49).

2 «Мозг, кости, жир, мясо, кровь, кожа и семя — вот семь ком­понентов, составляющих грубое тело» (The Collected Works of Ramana Maharshi, p. 216).

3 Апана, вийяна, удана, самана, составляющие вместе с праной единое „жизненное дыхание”.

4 Здесь — оболочка Блаженства, ананда-майя коша, последняя оболочка, скрывающая Истинное Я. Причинное тело.

5 То есть ахам-вритти, или чувство „я”.

6 Как видно из первой части книги (см. с. 77), вопросы должны ставиться так, чтобы обнаружить эго, скрытое за мыслью, чтобы выз­вать внутренний ответ «я» или «для меня». В случае любого другого ответа можно, например, спросить: кто это говорит? При времен­ной остановке потока мыслей искатель должен быть все время начеку и вопрошать себя: кто испытывает это состояние, кто получает от него удовольствие? В противном случае он впадет в глубокий сон (см.: Ramanananda Swarnagiri. Crumbs from His Table. Tiruvannama­lai, 1969).

7 «Людям саттвы нравится пища,

что сочна, сытна, масляниста,

от нее в существах — долголетье,

сила, ясность, здоровье, радость».

(Семенцов В. С. Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике, с. 211).

8 Некоторые свойства смешанной саттвы (по Шанкаре): само­ограничение, самообладание, благоговение, воздержание от зла, стрем­ление к свободе, самовоспитание.

Свойства чистой саттвы (по Шанкаре): глубокий мир, ясность духа, чувствование Атмана в себе, возвышенный покой, довольство, углубление души в своей Самости.

9 Создание, Сохранение, Разрушение.

10Создание, Сохранение, Разрушение, Скрывание и Милость.

11 Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир — пять великих тонких элементов, лежащих в основе материального мира.

12Имя приводится в качестве иллюстрации.

13Пять оболочек, скрывающих Самость:

1) грубое тело (оболочка „пищи”),

2) жизненное дыхание (витальная оболочка),

3) ум (ментальная оболочка),

4) интеллект,

5) блаженство.

1 Далее следует комментарий А. Осборна к английскому тексту «Божественной Песни» (The Collected Works of Ramana Maharshi p. 159). Перевод на русский язык выполнен с английского текста, ко­торый, как и оригинал на санскрите, предоставлен Шри Раманашрамом.

2 Эпитет Арджуны — „тот, чьи волосы завиты, вьются”, „курчавый”.

3 Эпитет Шри Кришны как убийцы демона затмения Мадху.

4 Эпитет матери Арджуны.

5 Человек из племени Бхарата.

6 Эпитет Арджуны — „победитель всех врагов”.

7 То есть Единение с Богом посредством Интеллекта, под кото­рым здесь понимается способность, включающая и духовное Пони­мание и Интуицию.

8 Имя Шри Кришны по отцу.

9 Махатма (санскр.) —„великая душа”.

10 Сын Притхи (так часто именуется Арджуна, любимец матери).

1 Ниже следует статья из сборника воспоминаний о Шри Рамане Махарши, посвященного Его столетию (Ramana Smrti. Tiruvan­namalai, 1980).

2 В этот день Шива явил Себя своим преданным как Натараджа — в космическом танце творения и разрушения вселенной.

3 См. с. 26 — 27.

4 Лингам (санскр.) — вертикальный каменный столб, олицетворяю­щий Шиву, или Абсолют.

5 Пуджа — ритуальное поклонение.

6 Букв.: „твердость в истине”. Поклонник объявил голодовку до получения ответа.

7 См. сноску 28 на с. 120.

8 Бог (Ишвара) в форме Матери.

9 Здесь — „могила святого”. Мать Бхагавана благодаря Его Милости на смертном одре достигла махасамадхи, полного погру­жения в Самость и Освобождения от будущих рождений, и была захоронена, а не кремирована.

10 Махарши уже при жизни находился в махасамадхи, и смерть тела, наступившая 14 апреля 1950 г., не имела для Него значения.

11 Постоянно и естественно пребывающий в самадхи.

12 Эпитимья или аскетизм.

13 Откровение Иоанна Богослова (3 : 20).

14 Исход (3 : 14): «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий...»

15 Реальность в сорока стихах, стих 28.

16 Величайший тамильский религиозный поэт II тысячелетия но­вой эры. Годы жизни точно не установлены: 1704 — 1742 или 1608 — 1664 /1659/.

17 Дополнение к сорока стихам, стих 22.

18 Реальность в сорока стихах, стих 35.

19 Дополнение к сорока стихам, стих 16.

20 Статья написана более двадцати лет тому назад. С тех пор эта цифра значительно увеличилась.

1 То есть эго; см. также сонеты 6 и 11.

2 Ум как совокупность ума, интеллекта, памяти и эго.

*римечание. Глоссарий заимствован из «Евангелия Махарши» и расширен составителем-переводчиком и титульным редактором с уча­стием А.В. Парибка.

1 Все указанные ниже книги, не имеющие ссылок, изданы Шри Раманашрамом (Тируваннамалай, Индия).

2 Издательство Kanvashrama Trust, Тируваннамалай.

3 Издательство Kanvashrama Trust, Тируваннамалай.

4 Издательство Ramana Kendra, Дели.

5 Издательство Jaico Press Pvt. Ltd., Бомбей, Калькутта, Дели, Мадрас.