Введение

Для развития психических сил надо знать развитие и строение человека. Нельзя развить какую-либо способность, не имея понятия о том, как она проявляется и от чего зависит.

В пренебрежении к этому условию кроется причина неуспеха занятий по системам всевозможных курсов.

Выяснив этот вопрос, мы дадим схему строения человека, основываясь на данных философии йогов. Они признают семь начал:

1. Физическое тело — Рупа (кости, мускулы, органы).[1]

2. Линга — Шарира — эфирное тело (форма).

3. Джигатма — жизнь (начало оживляющее).

4. Кама — Рупа — астральное тело (тело желаний).[2]

5. Манас — ментальное тело (душа человеческая).[3]

6. Воддхи — интуитивное тело (душа духовная).[4]

7. Атма — дух (элемент божественный).

Физическое тело — основа нашего существа. Само по себе никакими свойствами не обладает. Оно является грубой частью нашего существа. Здоровое состояние его необходимо для развития психических сил. Поэтому следует привести его в нормальное положение, укрепить и подчинить контролю воли, что достигается путем диеты и соответствующих упражнений.

Эфирное тело — является точной копией физического организма, состоящей только из более тонкой эфирной материи. На этом основании его называют иногда «эфирным двойником». Эфирное тело служит передаточной инстанцией между физическим и астральным телом. Цвет его лиловато-серый, оно видимо для сенсетивов эф. т.[5] дает возможность жизненной силе циркулировать по нервной системе. Оно может быть выделено самопроизвольно, под влиянием гипнотизера и медиумическим путем.[6]

ЖИЗНЕННАЯ СИЛА — нервный флюид — вырабатывается мозжечком из мировой энергии — Праны. Он приспосабливается каждым плексусом для своих целей. Эта сила — Прана — находится повсюду: мы поглощаем ее вместе с воздухом, пищей, питьем. От умения перерабатывать эту силу и управлять ею зависят многие оккультные феномены. Для накопления нервной силы служат дыхательные упражнения. Это начало называется иначе — животным магнетизмом, азотом мудрых и т. д.

АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО — имеет более тонкое строение, чем тело эфирное. Оно голубовато-серого цвета, прозрачно. Народное сказание подтверждает это обстоятельство: «призраки не отбрасывают тени, и сквозь них видны предметы». Астральное тело может выделяться при жизни и бывает, видимо, развитием этой способности занимается телепатия. Оно пронизывает физическое тело и окружает его в виде окрашенного облака (ауры). Окраска астрального тела меняется сообразно переживаниям человека. Например: ненависть и злоба окрашивают его в черный цвет, животные страсти — в грязно-красный и т. д. Астральное тело является вместилищем страстей; потребности, желания, эмоции и чувства относятся к этому началу. Кроме того, оно заведует функциями всех физических органов и клеточек, кровообращением, пищеварением, восстановлением тканей, — всей автоматической деятельностью. Путем известных упражнений астральное тело очищают, благодаря чему оно принимает более определенный вид, и подчиняют его влиянию воли. От этого начала зависят ясновидение, яснослышание и некоторые другие способности.

МЕНТАЛЬНОЕ ТЕЛО — имеет яйцевидную форму, проникает в астральное и физическое тело и образует светлую физическую ауру. Ментальная материя порождает в мозгу человека мысли, с помощью ментального флюида он анализирует, сравнивает, резюмирует. Ментальное тело — родина мысли и воли. Воспитание его заключается в развитии воли и психической тренировке, дающей возможность управлять своим вниманием, мысленно воздействовать на других (заочное внушение) и на свое астральное тело (самовнушение).

ИНТУИТИВНОЕ НАЧАЛО человека стоит выше простого интеллекта, оно дает человеку вдохновение. Некоторые психические силы, интуиция и просветление зависят от этого начала. Развивают его путем нравственного очищения, возвышенных и благородных мыслей, любви к ближнему и Богу, молитвой и т. д. (путь подвижничества). Оно образует светящийся ореол вокруг головы (нимб святых).[7]

ДУХ — высшее бессмертное начало, божественная искра, представляющая человеческое «я». Прижизненное слияние с этим началом дает сверхсознание, экстаз или «самадхи» йогов, являющееся целью Раджа-йоги.

Руппа, Линга-Шарира и Дживатма проявляются в материальном плане и образуют то, что принято называть физическим телом. Следующее начало — Кама-рупа — действует в плане астральном и проявляется эмоциями, страстями и чувствами. Пятое начало Манас — относится к ментальному плану, его функция — мышление, а продукт — мысль. Два последних начала действуют на высших планах. Достижение прижизненного слияния с этими началами называется йогой или единением. Развитие и совершенствование низших четырех начал, относящихся к физическому и астральному плану, составляет задачу Хатха-йоги, а следующих, высших Раджа-йоги.

Йога распадается на восемь ступеней:

1. Ияма — воздержание или внешнее очищение: непричинение вреда, целомудрие, правдивость и т. д.

2. Ни-Ияма — нравственное очищение.

3. Асана — положение тела при дыхании.[8]

4. Прана-ияма — дыхательные упражнения, управление праной.

5. Пратья-хара — приведение органов чувств в подчинение воле.

6. Дхарана — сосредоточение, направление сознания на определенный пункт.

7. Дхиана — созерцание.

8. Самадхи — сверхсознание и экстаз. Первые две ступени относятся как к Раджа-йоге, так и к Хатха, Асана и Прана-ияма — приемы Хатхи. Пратья-хара, Дхарана, Дхиана и ведущая к сверхсознанию Самадхи — приемы царственной Раджи. Воспитание тела (Хатха) не разовьет высших начал. Пренебрежение к физическому телу при усердном развитии высших способностей также нецелесообразно. Здоровое тело — лучшее жилище для духа. Больное или слабое тело препятствует проявлению духовных способностей. Скажем в заключение несколько слов о развитии психических сил и способностей. Для этого следует начать с урегулирования функций физического тела и подчинения его контролю воли, что достигается пищевым режимом и физическими упражнениями, составляющими основу Хатхи. Затем приступают к выработке и накоплению динаминизированного нервного флюида, для чего служит ряд дыхательных упражнений. Накопив большое количество флюида, учатся управлять им. После этого переходят к воспитанию способности сосредоточения (активного и пассивного) с помощью физических упражнений. Усовершенствовав свое тело, обогатив организм флюидом и дисциплинировав свою психику, приступают к воспитанию воли, взгляда, голоса и жеста. После такой подготовки начинают заниматься развитием пассивных и активных способностей. Порядок развития психических сил следующий: в течение месяца занимаются физическими упражнениями, затем к ним прибавляют психические упражнения, тренируясь в продолжение 3–4 месяцев в физическом, психическом и дыхательном плане. После этого нужно заменить психические упражнения развитием оккультных сил, продолжая физические и дыхательные упражнения.

При развитии активных и пассивных способностей огромную роль играет темперамент. Темперамент активный благоприятствует развитию активных способностей (мысленное внушение и пр.) и дает магнетизеров, гипнотизеров и т. п. Темперамент пассивный способствует развитию психометрии, медиумизма и т. д. Пол также играет некоторую роль, мужчина легче развивает активные, а женщина — пассивные способности. Помимо того, многое зависит от врожденных качеств — один быстро развивает свои силы, а другой — медленно, а третий — едва достигает самых незначительных результатов. Кроме врожденных способностей огромную роль играет сила воли, терпение и настойчивость. Иногда человек перестает заниматься развитием своих сил как раз накануне их проявления.

Сильным препятствием является сомнение.[9]

После двух — трехмесячной работы над своим развитием появляются некоторые признаки, убеждающие изучающего и дающие ему силы продолжать свои занятия.[10]

В числе этих признаков надо указать на явления, зависящие от физических, дыхательных и психических упражнений, а также на следствия общего развития. К первым признакам относятся уничтожение физических недостатков, органических и телесных, подчинение всего организма контролю воли, огромная физическая сила при нормальных размерах мускулов, крепкий сон, аппетит и другие проявления прекрасного здоровья. Через некоторое время появится способность улавливания чужих мыслей, психического воздействия на других.

Дыхательные упражнения скажутся энергией, жизнерадостным настроением, избытком силы, тело станет легким, цвет лица чистым, а взгляд засияет духовным светом. Постепенно откроется мир сновидений, которые будут яркими и вещими, а затем — способность интуиции.

Тренировка психических способностей дает умение сосредоточить свое внимание на работе, что доставляет громадную помощь в практической жизни и дает возможность неимоверно выполнять свои обязанности.

В общем психические силы начнут улучшаться через короткий промежуток времени. Надо заметить, что ежедневных и настойчивых упражнений требует не только развитие психических способностей, но и вполне развитые способности требуют постоянной тренировки. Надо сделать упражнения этих сил частью своей жизни, пользоваться ими при всяком удобном случае и на каждом шагу.

Например, размышляя о своих делах — употребите прием сосредоточения, ложась спать — приводите себя в пассивное состояние, или, при надобности, воздействуйте на свой организм сомнопатией, разговаривая с кем-нибудь — не забывайте мысленно влиять на него, во время нездоровья — применяйте самовнушение и выработку подходящего нервного флюида, при упадке сил — солнечного, при воспалительных процессах — лунного типа, отправляясь по делам, пользуйтесь способностью ясновидения и дивинацией, чтобы узнать все происходящее, посещая музеи и рассматривая старинные вещи — применяйте психометрию, при встрече с незнакомыми людьми старайтесь определить их характер при помощи физиогномики, метоскопии, применяя интуицию и т. д.

Предлагаемое руководство является системой, представляющей разумное соединение йоги с методами Практического Оккультизма Запада.[11]


Примечания:



1

Кама-pyпa не только тело желаний, но и тело восприятия форм перехода энергии.



2

См. предыдущую ссылку



3

Манас, т. е. ментальное тело — начало, в котором живет общечеловеческая логика, метафизикой занимается именно манас.



4

Водхи — то начало, в котором проявляется мистическая интуиция в области единения с божеством, а Атма есть божественная. Атма уже не чует, а знает божество и с ним нераздельна. Атма одного существа есть вместе с тем Атма всякого другого, и одновременно есть само божество.



5

Эф. т. — эфирное тело.



6

Эфирное тело действительно имеет лиловато-серый цвет, как основной, но астральное тело не всегда будет для органа шестого чувства интерпретироваться, как имеющее голубовато-серый цвет, своим оттенком. Вполне характерна только прозрачность, но отнюдь не серые или голубые тона.



7

Нимб святых — иконный символ, грубо символизирующий наличность в них инкар Боддхи, но только символ, ибо Боддхи не дает четвертой ауры человеку (первую ауру — физическое тело — можно видеть человеческим глазом, вторую — астральную — органом астральной интуиции, так называемым шестым чувством, третью — ментальную — органом, так называемого, интеллектуального зрения. Боддхи не дает особой ауры, ибо характер чистого мистицизма личности не подлежит учету и регистрации другой личностью.



8

Асана — строго говоря, внешним образом трактует о положении тела при дыхании. Но было бы очень легкомысленно понимать буквально ее тезисы. Ее символизирует характер анализа взаимоотношений явлений жизни, с одной стороны, и задачи посвящения, с другой. Это самая опасная часть йоги.



9

Сомнение является препятствием лишь в реализационной части работы.



10

Очень рискованно устанавливать определенный срок для проявления первых признаков успешности упражнений. Может не быть никаких признаков и через год, а могут таковые оказаться налицо и при первом упражнении. Помимо вопросов о темпераменте, здесь гигантскую роль играет житейская подготовка. Кто оперировал магически, тот удивится, как ему легко даются упражнения активных. Кто крайне наблюдателен, тот найдет в себе способности. А кто нерешителен и вял, будет удивлен продолжительностью безрезультатных своих упражнений. В этом отношении весьма полезны дальнейшие указания введения.



11

Эта схема слегка начинает программу руководства в элементарной его части, не упоминая о феноменах, производимых магом — лицом, прошедшим практически указания руководства, — во-первых, потому, что они отчасти описаны в «программе журнала Индия» за 1913-14 гг., во-вторых, по причине затруднительности касаться их мимоходом, благодаря сложности деталей.