ВВЕДЕНИЕ

Вплоть до 1968 года, когда Карлос Кастанеда опубликовал спою первую книгу под названием "Учение Дона Хуана: Путь знания индейцев яки", считалось, что традиция Толтеков давно миновала и забыта. Однако любопытство и восхищение, воспламененные этой книгой, быстро снискали господину Кастанеде не только славу и признание, но и множество исполненных энтузиазма последователей, ряды которых перемежались то здесь, то там неизбежными критиками, в меру способностей пытающимися его дискредитировать. Изо всех сил, стараясь избегать нападок, как поклонников, так и критиков, господин Кастанеда спокойно и упорно продолжал выпускать книгу за книгой. Но и теперь, двадцать восемь дет спустя, после выхода в свет девяти его книг, читателей Карлоса Кастанеды все еще ставят в недоумение два навязчивых вопроса — вопроса, на которые не смогли дать удовлетворительных ответов ли его поклонники, ни критики: во-первых, действительно ли существовал легендарный дон Хуан и, во-вторых, если даже дон Хуан и существовал, то подлинными или вымышленными являются невероятные переживания господина Кастанеды?

Хотя по самому своему характеру материал данной книги будет временами казаться попыткой защитить личные заявления Карлоса Кастанеды, ее цель заключается совсем не в этом, так как, пожелай господин Кастанеда защиты, он наверняка сумел бы обеспечить ее самостоятельно. Эта книга преследует иную цель. Она предназначена для того, чтобы, во-первых, подтвердить непрерывное существование Толтеков в течение всех этих эпох; во-вторых, обосновать достоверность учений, о которых свидетельствует господин Кастанеда; в-третьих, в полном объеме открыть миру подлинную сущность этих древних учений; и в-четвертых, проложить путь воинам-Толтекам, возвращающимся к общественному признанию после своего добровольного "изгнания", чтобы вновь занять свое законное место в качестве подлинных духовных руководителей человечества.

В защиту Карлоса Кастанеды можно лишь сказать, что без согласия Толтеков он не смог бы опубликовать то, что до настоящего времени передавалось исключительно в устной традиции. По правде говоря, господину Кастанеде было предопределено вновь представить миру систему знаний, которая в течение многих лет считалась утраченной. Причиной всего этого, как и того, что данная книга объясняет, кто такие Толтеки и в чем заключается их традиция, является могучий поворот огромного колеса эволюции. В результате к Толтекам всего мира был обращен призыв воссоединиться под знаменем их общей цели и направить свои объединенные знания и силу в распоряжение Тех, кто извечно незаметно направлял судьбу всего живого на этой планете, — Тех, кого Толтеки называют Хранителями Расы. Этот призыв звучит потому, что мир в целом и человечество в частности достигли решающего перекрестка — пересечения путей, требующего от всего живого на планете жизненно важного выбора и одновременно предоставляющего ему беспримерную возможность.

Этот перекресток истории человечества, описанный в невообразимо древнем пророчестве, был давно запланирован Хранителями Расы, и они с нетерпением ожидали, когда мы достигнем его. По мере того как время сплетало паутину судьбы, Толтеки пришли к осознанию предназначенной им роли в истории планеты и с ростом своих знаний начали понимать, что это древнее пророчество повествует именно о них. Вот содержание этого пророчества:

"Теперь мы все вместе явим Храм Духа!" — воскликнул седьмой сын, Дракон, И тогда семь великих Сыновей Бытия, которые суть царящие Три, двинулись квадратом к своим землям на Востоке, Севере, Западе и Юге, чтобы приступить к исполнению своей великой задачи.

Двери Храма были затворены и охранялись, Внутри была тьма, ибо Свет еще не воссиял, и потому все части Храма оставались незримыми. Ни один звук не нарушал полную тишину, ибо священное Слово также еще не прозвучало. Семеро не являли еще своего цвета и не оглашали своих вибраций, и лишь совершенно безмолвное общение между ними отмечало продвижение их работы.

Эпохи миновали, пока наконец снаружи Храма не раздалось звучание жизни и младший сын Духа не постучал в дверь Храма. немедленно двери отворились, чтобы впустить сына человека, и, оказавшись в Храме, он присоединил свои силы к тому, что происходило внутри. Так, один за другим, появлялись сыны Земли, и по мере того как каждый из них в свою очередь допускался в Храм, свет внутри начинал пылать все ярче.

Сыновья человека пересекали Храм с Севера на Юг и с Запада на восток, В центре они представали перед Розой и там находили сердце, знания и силу, необходимые для работы. Они отбрасывали в сторону покров внутреннего святилища и стояли, купаясь в чистом Белом Свете.

Шло время, и Храм становился все прекраснее, так как его архитектура, пропорции, детали и отделка принимали свои формы в растущем свете.

Затем пришел призыв с востока: "откройте двери всем сыновьям Земли, чтобы они могли искать свет и находили Храм Духа. Снимите покров с внутреннего святилища, чтобы все могли войти в Свет, позвольте воинам Духа, которые столь долго утаивали свои деяния, перенести Храм Жизни на равнины Земли, позвольте Свету воссиять, и пусть зазвучит Слово, пусть начнется процесс превращения.

Это нужно для того, чтобы Храм Света был перенесен на Землю и озарил там сновидение сновидящего. "Тогда пробудится человек на Востоке и, столкнувшись со своим страхом, встретит свои испытания на Западе, Тогда человек будет направлен к поискам уважения на Юге и накоплению силы на Севере. Тогда будет человек искать только истинный свет и изучит тайну оранжево-красного света, вечно сияющего на Востоке".

"Зачем нам допускать все это?" — спросили Семеро, царствующие Три.

"Потому что настало время, готовы Воины, и Дух уже переместился к свету, разоблачая свой сокровенный цвет и испуская созидательные вибрации. Теперь все сыны человека способны искать силу и вступать в сражение за свободу. Не осталось ничего иного, что следовало бы делать".

"Да будет так, — ответили Семеро, царствующие Три, — пусть все сыновья Земли вступят в сражение".

Так гласит древнее пророчество, записанное во времена до начала времен со слов оракула иного мира. Работы Карлоса Кастанеды, как и данная книга, представляют собой всего лишь исполнение этого пророчества, поскольку очевидно, что учения Толтеков не принадлежат какой-либо отдельной секте, но являются божественным знанием, правом на которое от рождения обладают каждый мужчина и каждая женщина.


Поскольку основная причина возникновения этой и последующих книг заключается в том, чтобы позволить читателю соприкоснуться с подлинной сущностью учений Толтеков, то для большей ясности эти книги разделены на отдельные тома. Кроме того, чтобы обеспечить читателю методичное знакомство с этим древним учением, данный, первый том состоит из трех частей. Начинающаяся общим обзором, каждая часть постепенно переходит к большим подробностям и более сложным вопросам.

Первая часть этой книги посвящена происхождению и историческому развитию традиции Толтеков. Эти исторические сведения следует рассматривать как необходимый фон, на который затем будут накладываться различные концепции — поскольку многие из них на первый взгляд могут показаться достаточно чуждыми.

Вторая часть имеет дело с глубинами фундаментальных концепций, образующих основу учений. Для того что — бы более тонкие аспекты учений обрели хоть какую-либо ценность, необходимо полностью усвоить эти основные принципы.

Всем учениям Толтеков присуще огромное число аксиоматических выражений, которые можно считать жизненной сущностью этих учений. Такие аксиомы, традиционно именуемые афоризмами, представляют собой всеобщие и вневременные истины. Для более удобного поиска все используемые в этой книге афоризмы выделены в тексте.

Третья часть книги включает подробные указания о первых шагах, предпринимаемых всеми учениками традиции Толтеков. Однако в отношении этих шагов следует сделать одно предупреждение: Путь Воина (традиционное название учений толтеков) отличается от всех иных известных человеку путей. По этой причине по нему нельзя легкомысленно мчаться — на этот путь следует вступать с надлежащей осторожностью и уважением. В наши дни, в нашу эпоху, когда обществу предлагаются всевозможные способы, ведущие к так называемому мгновенному просветлению, кое-кто может быть разочарован, когда обнаружит, что я не обещаю одарить читателя формулой "Путь к чудесам для ленивых". Я не имею в виду, что Толтеки не способны творить чудеса, — просто для достижения этого уровня даже Толтекам необходимо пройти продолжительное и трудное обучение. Ускоренные курсы приводят к кратковременности карьеры, к тому же, как известно, недостаточные знания неизбежно становятся опасными знаниями.

Я оказался бы нечестным по отношению к читателям, если бы убеждал их в том, что Путь Воина легок, так как это слишком далеко от истины. Признаться, из всех возможных путей Путь Воина является труднейшим. Лишь немногие люди подготовлены к трудностям, сопутствующим обретению знания, которое необходимо для овладения высшими ступенями этого благородного пути. И все же, учитывая то, что по этому пути продвигаются небольшими шагами, любой взрослый человек способен справиться с достаточно элементарными практиками, невообразимо повышающими качество его жизни.

Путь Воина отчасти похож на подъем по отвесной поверхности скалы — на первый взгляд, это кажется невозможным, но затем мы замечаем трещину, за которую можно ухватиться рукой, или выступ, позволяющий поставить ногу, — и тогда начинаем подниматься, обнаруживая все новые трещины и выступы. Но золотое правило подобного подъема заключается в том, чтобы смотреть вверх лишь для того, чтобы найти очередную трещину, и никогда не оглядываться вниз, избегая приступов страха падения. Долог путь к вершине скалы, но какое это свершение, какая свобода и какая сила! — И все это начинается с самых простых упражнений. Однако именно в них каждый ученик сталкивается с первой трудностью — с тем, что все выглядит чересчур легким и слишком простым. Аксиомой для Толтеков является факт, что все, что обладает силой, редко — если вообще когда-либо — привлекает внимание, поскольку рациональный разум обычно стремится к академической сложности.

В этом и кроется сложность Пути Воина — не в академической сложности, но, как ни парадоксально, в его очевидной простоте. Многие его учения настолько утонченны, что с легкостью и быстро той упускаются из виду исполненным энтузиазма новичком. Возможно, это утверждение станет более понятным, когда я замечу, что читатель уже сделал свой первый шаг на Пути Воина, если прочел данную книгу вплоть до этих строк.

Что касается происхождения и исторического развития традиции Толтеков, то единственными исчерпывающими письменными свидетельствами о них является история цивилизации Толтеков, которая пышно расцветала в Мексиканской долине с 950 по 1160 гг. н. э. Однако этот период является лишь крошечной долей истории Толтеков и в большинстве случаев искажает ее подлинную картину. Изложение истории людей, которые чаще всего скрывались за кулисами и, кроме того, прилагали сверхестественные усилия, чтобы стереть из памяти современников свои личные и коллективные истории, представляет собой отнюдь не легкую задачу. Помимо прочего, она усложняется тем фактом, что Толтеки являются видящими, а их знания основаны на том, что именно они видят. Поскольку эти знания не всегда совпадают с теориями ортодоксальной науки, научное истолкование истории Толтеков, судя по всему, становилось все более иррациональным по мере того, как эта история прослеживалась в глубине времен.

Чтобы постичь не только происхождение Толтеков, но и подлинную природу их учений, следует внимательно следить за тем, чтобы не пытаться поместить Толтеков в какую-либо систему отсчета, отличную от их собственной. В противоположность современным убеждениям человечества, существуют точки отсчета, отличающиеся от той, которой обычно придерживается большая часть западного мира. Чтобы учения Толтеков обрели хоть какое-то значение, самих Толтеков, а также их происхождение и цель необходимо рассматривать в их собственном контексте. Это не означает, что Толтеки догматично придерживаются только своих собственных особенных доктрин — скорее, они используют множество систем отсчета и перемещаются по ним, преодолевая барьеры времени. Как ни фантастично это может прозвучать, Толтеки используют четыре измерения, и поэтому их невозможно понять в системе отсчета, жестко ограниченной тремя измерениями.

Решение в полном объеме открыть миру подлинную историю Толтеков не было одним из тех решений, которым сопутствует наивная вера в то, что мир с легкостью примет подобное откровение как неопровержимый факт. Толтеки ясно осознают, что человечество, — которое является трехмерным и, следовательно, ограниченным концепциями времени и пространства — инстинктивно отнесется к истории Толтеков скептически. Однако Толтеки являются таковыми именно потому, что они никогда не подвергались влиянию общественного мнения. Девиз Толтеков: истина важнее общественных убеждений, и любой человек, ощущающий потребность согласовывать свое знание с общественным одобрением, является человеком, недостойным истины. В духе этого девиза и без каких-либо попыток оправдания данное описание истории и знаний Толтеков составлено в свободной манере и позволяет читателю самому решать, верить ему в представленные утверждения или нет.

В первую очередь, эта книга предназначена для мыслящих людей всего мира, самостоятельно убедившихся в том, что человечество не может продолжать следовать современному неопределенному пути и что для обеспечения процветания мира необходимы решительные перемены в человеческих взглядах и образе мышления. Во-вторых, это книга для тех, кто ценит истину выше слов, кто убежден, что основанное на опыте знание представляет собой бесценный дар жизни, кто признает существование взаимосвязей, взаимозависимости и взаимодействия всего живого. Важнее же всего, возможно, то, что эта книга для тех, кто вплоть до настоящего времени искал истину, существование которой они ясно ощущают, но которую все еще не смогли обнаружить. Это те подлинно кроткие души, которые не впадают в отчаяние, но терпеливо, по-настоящему скромно ждут. Сохраняя в своих сердцах спокойствие жизни, эти люди знают, что в один прекрасный день у них появится благоприятная возможность.

Поскольку необходимость создания этой книги обрушилась на меня в такое время, когда удостоверение личности, судя по всему, означает больше, чем сам человек, я неустанно размышлял о том, какого рода свидетельства квалификации смогут оказаться приемлемыми для этой цеди. Осознав, что ни мое академическое образование, ни сама карьера никак не связаны с той историей, которую я обязан рассказать, я решил обратить внимание на современную моду к такого рода литературе. То, что я обнаружил, невероятно расстроило меня, поскольку очень скоро мне стало ясно, что в настоящее время доверие обычно сосредоточено на книгах, записанных со слов либо бестелесных существ, либо внеземного разума.

С учетом этого поразительного открытия, мне не терпится заявить, что я не являюсь ни бестелесным, ни внеземным существом, — я живой человек, состоящий, подобно любому другому человеку на этой Земле, из плоти и крови. Более того, я не считаю себя особо одаренным или в какой бы то ни было степени экстраординарным, за исключением того, что являюсь плодом Традиции Толтеков. И все же меня постоянно поражает то, что, хотя эта традиция является системой учений, настолько же древних, как и само человечество, связанные с ней истории, судя по всему, наполняют большинство людей ощущениями благоговения и страха. Дело в том, что человечество в целом еще не готово принять учения Толтеков, хотя они и являются естественным наследием всех людей Земли. По этой причине мы с незапамятных времен исполняли обязанности хранителей этой традиции и — к счастью или к несчастью — заслужили сомнительный титул "магов".

Может показаться, что неопределенное звание "мага" также может служить свидетельством квалификации, которое я унаследовал благодаря своим предшественникам. Но, поскольку при слове "магия" в кругах воспитанных людей обычно можно заметить, приподнимающиеся брови, а сами маги чаще всего считаются довольно подозрительными личностями, объявление о своем бестелесном или внеземном статусе стадо бы в определенном смысле более удобной уловкой, поскольку, безусловно, возбудило бы больше доверия и уважения.

Подобный шаг выглядел бы достаточно соблазнительным, если бы не тот факт, что мне никак не удается понять, почему бестелесным или внеземным существам каким-то чудесным образом удается становиться более заслуживающими доверия, чем простым смертным, обладающим обычным мышлением. В конце концов, если уж человек является лжецом, пока пребывает в физическом теле, то почему он внезапно начинает проповедовать истину, переходя в развоплощенное состояние? Аналогичным образом, кто из пребывающих в здравом уме людей станет доверять совершенно неизвестному внеземному существу, которое очевидно превосходит человека по интеллекту? В подобной логике очень мало смысла, и, т. к, эта книга предназначена для здравомыслящих и чувствующих людей, более полезным, возможно, окажется отсутствие смешения и без того туманной проблемы с еще большей неопределенностью. Поскольку в завершение этого анализа я так и не смог прийти к какому-либо конкретному подкреплению своего права на создание этой книги, я представляю себя как обычное человеческое существо — впрочем, несмотря на эту обычность, я постараюсь быть не очень скучным.

Теперь, без каких-либо дальнейших церемоний, я представлю вам историю моего народа.