Глава 14

Памятка читателю

«Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам».

(Евангелие от Марка)

Христианство с самого своего возникновения считало, что все человеческие болезни происходят от греха. Грех – причина всех волнений, горестей, печалей и недугов. Все умственные расстройства, всякое разрушение исходят от греха. Если конечная причина всех бедствий лежит в греховности, то выход из создавшегося положения в обращении к Богу через молитву. В молитве можно найти покой, прибежище, исцеление.

В средневековом христианстве изгнание бесов (эрзацлечение) было священным действием служителей церкви и чудотворцев-целителей. Молитва, крестное знамение, чудотворная икона, мощи (кости) святых угодников – все это действовало на бесов, заставляло покинуть больного. Множество фактов и методов религиозного врачевания знает история православия. Лечебное значение в православии придавалось молебну «За здравие». Молебны посвящают и отдельным святым, считающимся целителями разных болезней. До революции церковь выпускала листки под заглавием: «Сказание Киим Святым, каковые благодати исцеления от Бога даны и когда память их», где Иоанн Предтеча представал как исцелитель от головной боли, преподобный Марой – от тресавичной болезни, святомученик Кокон – от оспы, святомученик Никита как исцелитель младенцев от родимца, святая Клара – от глазной болезни, Актиний – избавитель от зубной боли. Об исцелении больного от всех болезней молятся образу всех скорбящих.

Святым врачевателям были посвящены праздники: так, 1 июля (по старому стилю) был день «Святых мучеников Космы и Дамиана, безмездных врачей. Они жили в III веке и были Римляне. Будучи хорошо осведомлены в искусстве врачевания, св. братья редко прибегали к помощи своей науки и исцеляли больных прикосновением руки, требуя только твердой веры во Христа и Его могущество». «В Крыму, у подножия горы Чатыр-дага находится целебный источник, с давних времен называемый источником св. Космы и Дамиана и привлекающий ко дню памяти многих богомольцев».[6] 10 декабря (по старому стилю) отмечали как день «Св. мучеников Мины, Ермогена и Евграфа. Св. Мина почитается в народе как целитель глазных болезней».[7]

Важное значение придавалось и кресту как символу веры христиан. 1 августа (по старому стилю) в православной церкви честному кресту воздается поклонение и совершается крестный ход для освящения воды в реках и источниках. Этот праздник носит название «Спас на воде». «В Константинополе с давних пор было замечено, что болезни, неизбежные в большом и многолюдном городе, усиливались от летней жары в августе месяце. Вследствие этого там существовало древнее обыкновение выносить частицу честного древа креста Господня на улицы города для освящения и отвращения болезней.

31 июля св. крест переносился из императорского дворца в храм св. Софии, а 1 августа, в продолжении двух недель св. крест Господень ежедневно обносили по улицам города и совершали о здравии народонаселения».[8] Таковы истоки этого праздника.

Одним из почитаемых праздников на Руси был день 28 октября (по старому стилю) св. великомученицы Параскевы-Пятницы. «Св. Параскева-Пятница с давних времен пользуется особым уважением у русского народа. Ее считают целительницей различных болезней, защитницей от нападений нечистой силы. Иконы святой великомученицы убирались травами, которые, по верованию народа, приобретали чудодейственную, целебную силу; их варили в воде, и этот отвар давали пить больным. Другие списывали на бумажку молитвы св. Параскеве и носили бумажку на шее в предохранение от болезней или на голове, для облегчения головной боли».

Для исцеления больных существовали молитвы-заговоры от всех болезней– ломоты в костях, опухолей и т. д.

Перед всяким заговором произносится следующая молитва:

«Николай, угодник Божий, помощник Божий. Ты и в поле, ты и в доме, в пути и дороге, на небесах и на земле: заступись и сохрани от всякого зла».

Заговор:

«Господи Боже, благослови! Во имя Отца и Сына и Св. Духа, аминь. Как Господь Бог небо и землю, воды и звезды, и сырую мать-сыру землю, твердо утвердил и крепко укрепил, и как на той мать сырой земле нет никакой болезни, ни кровяной раны, ни щипоты, ни ломоты, ни опухоли, – так бы сотворил Господь и меня, раба божия (имя), твердо утвердил и крепко укрепил жили мои, и кости мои, и белое тело мое, так бы и у меня, раба Божия (имя), не было на белом теле, на ретивом сердце, ни на костях моих, никакой болезни, ни крови, ни раны, ни щипоты, ни ломоты, ни опухоли. Един архангельский ключ, во веки веков. Аминь».

Использовался в народе и такой заговор от всех болезней:

«Заговариваю я, раба Божия (имя), от двенадцати скорбных недугов: от трясовицы, от колючки, от свербежа, от стрельбы, от огневицы, от колотья, от дерганья, от моргания, от слепоты, от глухоты, от черной немочи. Ты, злая трясовица, уймись, а не то прокляну тебя в тартарары; ты, неугомонная колючка, остановись, а не то сошлю тебя в преисподния земли; ты, свербеж, прекратись, а не то утоплю тебя в горячей воде; ты, стрельба, утешись, а не то засмолю тебя в смоле кипящей; ты, огневица, охладись, а не то заморожу тебя крещенскими морозами; ты, ломотье, сожмись, а не то сокрушу тебя о камень; ты, колотье, притупись, а не то распилю тебя на мелкие части; ты, дергание, воротись, а не то запружу водою плотину на мельнице; ты, морганье, окрутись, а не то засушу тебя в печи банной; ты, слепота, скорчись, а не то утоплю тебя в дегте; ты, глухота, исчезни, а не то засмолю в бочку и пущу по морю; ты, черная немочь, отвяжись, а не то заставлю воду толочь. Все недуги, откачнитесь, отвяжитесь, удалитесь от раба (имя), по сей час, по сей день, по его жизнь, моим крепким словом».

((Сахаров – «Сказ. рус. нар.»))

При помощи молитвы можно справиться с болезнью. «Слово Божие живо и действенно, и острее всякого мяча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные», – говорит апостол в Новом Завете.

В «Евангелие от Матфея» Христос учит тому, как надо молиться:

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись отцу твоему, который в тайне; и отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». «Молитесь же так:

Отче наш,

Сущий на небесах! да светится

имя Твое;

Да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого;

Ибо Твое есть

Царство и сила и слава

во веки.

Аминь».