Введение

Медицина – это искусство, а хороший врач подобен богам

(Гиппократ)

В последние годы в нашей стране большое внимание уделяется нетрадиционной народной медицине. По этому поводу издано много книг и брошюр. Очень мало уделено внимания мануальной терапии или, как называют этот метод в народе, костоправству. Через века дошло до нас это искусство врачевания. Во все времена и у всех народов врачеватели и костоправы были достойными и почитаемыми людьми. Не случайно поэтому греками были обожествлены даже некоторые из людей, прославившиеся необыкновенным искусством врачевания. Сын Аполлона Асклепий, которого воспитал мудрый кентавр Хирон, был известен как искуснейший врач, якобы воскрешавший мертвых. Позднее его чтили как бога врачевания. Две его дочери– Гигиея и Панацея (Всеисцеляющая) также почитались как богини врачевания. В «Илиаде» Гомер дает высокую оценку деятельности врача: «Стоит многих людей один врачеватель искусный…»

В век научно-технического прогресса часто забывают об истоках медицины. Развитие и популярность фармакологии отодвинули на второй план чисто естественные методы лечения. В течение тысячелетий накапливались знания о жизнедеятельности и лечении человеческого организма. Наиболее ранние сведения о методах лечения дошли до нас из Китая, Индии, Тибета, Малой Азии, Египта, Греции и Рима, где и зародилось искусство костоправства (мануальной терапии). Свидетельствами того, что люди страдали болями в спине и суставах, являются древние рукописи и захоронения. При вскрытии гробниц египетских фараонов, а также в греческих и римских захоронениях царей были обнаружены костные изменения в позвоночнике и суставах.

Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описаний головного и спинного мозга. Оно приведено в большом медицинском папирусе Э. Смита (XVI век до н. э.). На папирусной ленте длиной 4,68 м и шириной 33 см описаны 48 случаев травматических повреждений костей, черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночного столба, а также способы их лечения.

В Древнем Китае тоже придавалось важное значение позвоночнику. Древний философ, основатель даосизма в Китае Лао Цзы (VII век до н. э.) уделял особое внимание самосовершенствованию духа и тела через главенствующую роль позвоночника, являющегося проводящей системой «Земля– Человек– Космос».

Нарушение суставной целостности костной системы позвоночника приводит не только к болезням, но и к душевному дисбалансу (раздражение, страх, гнев, скорбь…). Врачуя боль тела, врачуешь и дух.

В Индии в школах йогов существует такое воззрение: «Пока гибок и здоров наш позвоночник, здорово наше тело». Особое значение учителя йоги в упражнениях (асанах) придают положению позвоночника. В кундалини-йоге считается, что тайное хранилище энергии человека находится между вторым и третьим крестцовыми позвонками и называется «кундалини». Кундалини хранится в яйцевидной капсуле в виде змеи, свернувшейся в 3,5 оборота. Здесь же находится центр тяжести человеческого тела. Признано, что, поднимая кундалини от крестца по позвоночнику вверх, можно достичь космического или божественного просветления.

По мнению восточных мудрецов, человек является ходячей антенной, в которой макушка– ее центр, а позвоночник– проводящая система к органам. Функции органов зависят не только от жизнедеятельности человека, но и от космической информации, получаемой им.

Не только философия Востока, но и религия отводит особое место позвоночнику. Так, в Тибете буддисты поклоняются горе Кайлас (оси Вселенной, «Жемчужине лотоса»), достигающей в высоту 6714 м. С некоторого расстояния она действительно напоминает соцветие лотоса. По древней индийской традиции ось Вселенной называется Меру (или Сумеру), что соответствует понятию «позвоночник» или «спинной мозг» в нашей нервной системе. «Картой космоса в буддийском понимании является «мандала» (санскритский круг, колесо), трактуемая как модель или изображение Вселенной. Это рисованное, живописное или скульптурное изображение круга с нанесенными на него красочными или рельефными деталями. Размеры мандала различны– от помещающихся на ладони миниатюр до грандиозных архитектурных сооружений. При всем разнообразии рисунка в мандала обязательно выделен центр композиции, трактуемый как обитель божества, «ось мира» или «ось Вселенной». На скульптурном мандала этот центр выпуклый и, как правило, имеет форму четырехгранной усеченной пирамиды. Небольшие металлические мандала очень распространены в северном буддизме и наглядно передают представление о мире как о круглой плоскости, в центре которой возвышается «царь гор»– «Сумеру» (Кочетов А.Н. Буддизм. – М.: Наука, 1983). Тысячи буддийских паломников отправляются, чтобы поклониться горе Кайлас– «оси Вселенной», «позвоночнику» нашей планеты.

В трудах ученых и философов– Пифагора, Платона и Гиппократа– говорится о важности позвоночника.

Гиппократ подчеркивал, что заболевание почек, легких, сердца, периферийных суставов зависит от места расположения позвонков. В своем труде о суставах Гиппократ писал, что основой медицины является костоправство (мануальная терапия). Великий Гиппократ лечил многие заболевания позвоночника. Правда, лечение было весьма своеобразным, так как основывалось на представлениях, довольно далеких от современной медицины. Для лечения болезней позвоночника широко применялись массаж, корсеты и специальные приспособления.

В последующие века мануальная терапия развивалась, становилась на твердые позиции. В этом заслуга выдающихся врачей того времени. Наибольший расцвет ее пришелся на конец XIX века. Так, в Лондоне существовала школа Остеопатов, основанная в 1882 году врачом Андре Стиллом. Обучение остеопатов продолжалось два года. Стилл достиг больших успехов в остеопатической практике, разработал и поставил на крепкую основу метод остеопатии. Это учение заслуживает внимания и в наше время. Организм человека, по их мнению, может находиться в состоянии здоровья и даже самоизлечиться, если будет поддерживаться его костная структурная целостность. Следует обратить внимание на тот факт, что основное число хронических расстройств не вызвано заболеваниями, а происходит исключительно из-за неправильного положения определенных частей тела, которые напрягают не только себя, но и близко расположенные к ним органы. Если у человека укорочена нога, она напрягает мускулы спины, шеи и головы, вызывая боли. Это диспропорция. Врач-остеопат удлиняет ногу специальным башмаком, исправляет костную структуру тела, устраняет напряжение мышц. Боль отступает, так как своими приемами врач ликвидировал диспропорцию и поддержал сложный структурный баланс человеческого организма.

Одним из разделов остеопатии является черепная остеопатия. Доктор Сазерлэнд открыл первичный дыхательный механизм, который выполняет в отношении тканей головы и позвоночника ту же роль, которую легкие играют для всего организма: «Спинномозговая жидкость циркулирует в этой области от десяти до четырнадцати раз в минуту с различным пульсированием». Жидкость переокисляет ткани, поддерживая их жизненно функциональное состояние. Именно пульсирующая спинномозговая жидкость помогла доктору Сазерлэнду понять назначение способности костей черепа совершать колебательные движения. Ограничение этой незначительной мобильности мешает циркуляции жидкости, определенные участки мозга получают недостаточное питание и функционируют ниже оптимального уровня. К тому же сжатые кости черепа давят на чувствительные черепные нервы, а это оказывает действие на весь организм.

В зависимости от того, какой нерв подвергается воздействию, у человека могут слабеть слух и зрение, возникать спазмы мышц шеи, спины и головы, вызывающие боль, головокружение, нарушение дыхания и даже желудочные расстройства. Хотя напряжения внутричерепные, т. е. возникают в черепе, немалую роль здесь играет и спина. Так, в неудачной позе могут напрячься мышцы, связки шеи и головы, а также ухудшиться движение спинномозговой жидкости к голове. Напряжение мышц и связок, соединяющих голову с позвоночником, может затруднить дыхание. В таких случаях при лечении нарушения дыхания необходимо исправлять и положение, создавшееся в области спины.

Остеопаты считают, что «часто причиной хронических головных болей, болей шеи и спины, вызванных спазмами мышц, является прежде всего затруднение движения спинномозговой жидкости и ограниченность подвижности костей черепа». (Гарольд Гельб, Паула М. Зигель. Обезболивание без лекарств. – Минск: Полымя, 1990).

Последователь Андре Стилла, Луис Пальмер в 1895 году открыл школу хиропрактиков. В отличие от остеопатов хиропракты используют короткие рычаги. Они придают большое значение отросткам позвоночника, на которые воздействуют мануально.[1] Устраняя зажатие нервов, они освобождают человека от боли. Хиропракты противопоставляют свои методы лечения методам классической медицины. Придерживаясь теории сублюксации (сочленения позвонков), они широко используют в своей практике мистику, оккультизм, заговоры, магию, символы и магнетизм.

В настоящее время в США издается журнал по остеопатии, методы которой получили признание и широко практикуются в разных странах. Только в США насчитывается свыше сорока трех тысяч остеопатов и хиропрактиков.

В 60-е годы нашего столетия научное обоснование метода мануальной терапии помогло дальнейшему распространению в лечебной практике и признанию в медицине. У нас в стране этот метод, благодаря высокой эффективности лечения, привлек к себе особое внимание и приобрел большую популярность. Открыто множество кабинетов и обучено много врачей. Еще больше появилось «целителей», которые, к сожалению, не всегда владеют искусством костоправства, не учитывают свои возможности, способности и данные. Костоправ должен обладать не только физической силой, но и знанием анатомии, физиологии человека, обладать высокой тактильной чувствительностью пальцев рук, «легкой рукой» и любящим сердцем, хорошо оценивать и анализировать состояние внутренних органов и костно-мышечной системы.

В Древнем Китае претендент на высокое звание костоправа должен был выдержать сложные экзамены, одним из главных элементов которых была проверка на тактильную чувствительность рук. Она состояла в том, что в кожаный мешок помещался глиняный горшок, обмазанный изнутри клеем, который затем разбивался, а претендент на звание врача должен был собрать и склеить его внутри мешка вслепую. Больные должны быть осторожны и осмотрительны при выборе костоправа. Попасть на лечение к человеку несведущему или к шарлатану– значит не поправить свое здоровье, а навредить ему.