• Глава первая Экскурс во времени
  • 1. Черные камни Ики
  • 2. Мануальная терапия шумеров
  • 3. Искусство лечения цветом
  • 4. Основной принцип гомеопатии
  • 5. Философия Востока
  • 6. Теория баланса и дисгармонии
  • 7. Меридианы здоровья
  • 8. Культ атлетических игр
  • 9. У истоков научной медицины
  • 10. Первый спортивный врач
  • 11. Философия естественного оздоровления
  • 12. Ренессанс костоправства
  • 13. Телесно-ориентированная терапия
  • Глава вторая Российский вклад в мануальную медицину
  • 1. Роль Аптекарского приказа
  • 2. Самоучки и декабристы
  • 3. Светила медицинской науки
  • Глава третья От истории к современности, или обыкновенное чудо
  • 1. «Отец» остеопатии
  • 2. Мировое признание
  • 3. Болезнь умеет прятаться
  • ЧАСТЬ I

    СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВЕКОВ

    Глава первая

    Экскурс во времени

    Чем большее число столетий поучает нас Бог, тем более распространяет Он наши знания.

    (Теофраст Парацельс, «Лабиринт врачей»)

    Практика и основы теории мануальной терапии стары как мир. Вероятно, потому, что когда на одном из этапов филогенеза – процесса развития живых существ – наш гипотетический предок впервые спустился с дерева, разогнулся и встал на обе ноги, он испытал нечто сродни шоку. Увы, к сожалению, структура человеческого скелета не слишком приспособлена для прямого хождения. В положении ортостаза[1] позвоночник испытывает чудовищные нагрузки. Видимо, поэтому с начала времен люди не только вынуждены учиться правильно (безопасно) ходить и вырабатывать осанку, но и совершенствовать методы профилактики и лечения позвоночника, суставов, периферических мышц и связок – всего опорно-двигательного аппарата.

    1. Черные камни Ики

    Искусство костоправства дошло до третьего тысячелетия нашего времени из невероятных глубин веков. Это, в частности, подтверждают сенсационные публикации об экспонатах литотеки в перуанском городе Ики. Владелец уникального собрания хирург и профессор местного университета Хавьера Кабрера Даркеа не первый год находит в окрестностях Косты (тихоокеанское побережье Перу) так называемые «черные гравированные камни». Сегодня в музейной коллекции насчитывается свыше 15 тысяч поразительных плит, испещренных хорошо сохранившимися рисунками эпохи… динозавров!

    Исследователи полагают, что «картинки» могли быть нанесены одной из неизвестных пока ветвей неандертальцев. Или похожими на них гуманоидами. В любом случае сообразительных кроманьонцев, которых принято считать прямыми предками современного человека, тогда и в помине не было.

    Так вот, судя по изображениям, таинственная цивилизация в совершенстве владела искусством врачевания. На одном из камней отчетливо видно, как древний лекарь производит манипуляции на позвоночнике пациента. На другом рисунке «невозможный врач», захватив и прижав к себе голову больного, вправляет человеку шейные позвонки. На третьем – используется хорошо знакомый костоправам действенный метод (больной при этом лежит на животе) вытяжения позвонков.

    Как бы там ни было, бесценное каменное собрание перуанского ученого, еще одно документальное подтверждение того, что костоправство возникло на заре человечества.

    2. Мануальная терапия шумеров

    Многие современные исследователи методов народной медицины склонны полагать, что основы бесценных знаний последующие поколения целителей переняли у врачевателей древнейшей цивилизации загадочных шумеров. Никто пока не может сказать, откуда они пришли в Южную Месопотамию, построив 6000 лет назад великолепные города-государства в болотистой безжизненной дельте Тигра и Евфрата. Однако доподлинно известно, что в пантеоне богов таинственного народа были покровительница медицины великая Нинти (Мама или Баба, дочь верховного бога Ану) и божество здоровья Даму. Как явствует из клинописей на глиняных табличках, найденных в Ниппуре научной экспедицией Пенсильванского университета (США), к Нинти и Даму взывали жрецы-заклинатели, когда требовалось избавить человека от недуга и помочь больному восстановить «равновесие организма».

    Шумерские целители, шесть лет обучавшиеся в медицинской академии «эддуба», впоследствии делились на азу (тех, кто знал лекарственные растворы для приема внутрь) и язу (специалистов по наружным мазям). И те и другие умело сочетали искусство врачевания с ритуальными заговорами, заклятиями, магическими обрядами.

    Так, если человек травмировал или ломал кости, на них накладывали камышовые шины и при этом наговаривали магические заклятия. Тому, кто жестоко страдал от необъяснимых болей в позвоночнике и суставах, рекомендовали чудодейственные мази. Их старательно втирали в больное место, не уставая повторять магические молитвы. Как полагал русский врач Григорий Попов (в 1903 году) древние врачеватели уже тогда владели гипнотическими способностями и, «заговаривая болезни» через монотонные заклинания, вводили пациента в состояние транса.

    Спектр медицинских препаратов шумеров был достаточно разнообразен. Костоправы Двуречья применяли травы, корни, листья, настои и отвары из них, минералы, растертые в порошок, мед, продукты животноводства, рыбной ловли и даже панцирь черепахи.

    Широко использовалась тракционная (сжимание) и дистракционная (вытяжение) терапия, ингаляция, оздоровительный массаж с растиранием тела ароматическими маслами, лечебная гимнастика. Не случайно, когда позднее знаменитого египетского фараона Аменхотепа стали донимать сильные поясничные и суставные боли, жрецы отправили специальное посольство в Ассирию, где отыскали целителя, знакомого с «божественным искусством» костоправства шумеров. Через неделю египетский правитель встал на ноги и велел выдать врачевателю столько зерна и золота, сколько тот сможет унести.

    3. Искусство лечения цветом

    В Древнем Египте во времена фараона Джосера, основателя III царской династии, слагали легенды о строителе первой ступенчатой пирамиды в Саккаре, верховном жреце и непревзойденном целителе Импхотепе. С его легкой руки египетские лекари стали впервые использовать (помимо прочих способов) для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата метод цветотерапии, который в сегодняшней мануальной медицине известен как хромотерапия.

    В святилищах бога мудрости и знаний Тота оборудовались специальные цветные залы. В них ученики мудрого Импхотепа помещали в сосуды с фруктовыми соками (они, по мнению египтян, содержали энергию бога солнца Ра) драгоценные камни того же цвета, что и напиток, а затем, выдержав настой определенное время, подавали целебное снадобье больным.

    Древние врачеватели и основатели эзотерических школ не без основания полагали, что органы и системы нашего тела весьма чувствительны к определенным цветам, активизирующим или замедляющим многие процессы в организме.

    Так, например, красный цвет (допустим, крови) считается Духом Жизни. Оранжевые цвета различной интенсивности связаны с возможностями внутреннего оздоровления организма. Золотисто-желтый цвет символизирует Дух Мудрости, весьма располагает к медитации, концентрации внимания. Зеленые краски – цвета непрерывного развития и даже бессмертия. Голубые сопряжены с Духом Истины. Синие обладают общеукрепляющими свойствами. Черный цвет – символ абсолютной тишины и спокойствия. И т. д.

    В 30-х гг. XX века крупный индийский ученый Д. Гхадиали подтвердил возможности цветолечения, подробно описав его терапевтический эффект. Позднее швейцарский психолог с мировым именем Макс Люшер составил уникальный цветовой тест и убедительно доказал, что различные цвета по-разному воздействуют на опорно-двигательный аппарат человека и вполне могут изменять параметры его физического и эмоционального состояния.

    В частности, лечение артрита протекает гораздо эффективнее, если пациента окружить фиолетовым или синим цветом лампы, интерьера. Снять головную боль помогают голубые и зеленые цвета. Расслаблению (миорелаксации) напряженных мышц прекрасно способствует красный цвет. Оранжевый, напротив, повышает мышечный тонус. При заболеваниях суставов конечностей показаны фиолетовый и лимонный цвета.

    В былые времена костоправам Египта, Греции, Индии и Китая был знаком и оздоровительный эффект такого способа народного лечения, как цветовое дыхание. В зависимости от заболевания какого-нибудь отдела позвоночника или суставов конечностей народный лекарь предлагал пациенту представить конкретный цвет, мысленно окружить им пораженный участок (пространство) и дышать по определенной системе.

    Больной удобно садился, выпрямляя позвоночник. Затем, прижав кончик языка к альвеолам (двум бугоркам на верхнем нёбе), вдыхал через нос, задерживал воздух на 12 секунд, а потом медленно выдыхал через рот. В процессе каждого вдоха надо было представить рекомендованный цвет, который благоприятен именно при данном недуге.

    Как показали современные исследования, синими и фиолетовыми красками полезно мысленно окружать себя во время «цветового дыхания» при заболеваниях костной системы. В оранжевые цвета желательно «погружаться» для расслабления (релаксации) мышечных тканей. Функционального восстановления нервной системы можно добиться посредством зеленых цветов.

    В наши дни английский врач Эдвард Бах разработал для своих пациентов эффективную цветочную терапию, назвав ее «солнечным методом». Когда растения определенных цветов, подобранные для больного, полностью расцветают, доктор помещает их в ванночку с водой, выставляет на солнце и ждет, когда цветы завянут, а их целебные качества перейдут в воду, которую следует пить в лечебных целях.

    4. Основной принцип гомеопатии

    Около 200 лет назад австрийский химик и врач Фридрих Христиан Самуэль Ганеман разработал терапевтическую систему нетрадиционного лечения, основанную на принципе «подобное лечится подобным» («similia similibus curantur»). В памяти невольно всплывает эпизод из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», где Степан Лиходеев с мучительного похмелья подозвал домработницу Груню и решительно потребовал от нее пирамидону. Однако рядом находился некий посетитель, который категорически заявил, что пирамидон теперь не поможет, так как подобное следует лечить подобным.

    Врачебная практика свидетельствует: так оно и есть. Доктор Ганеман убедительно доказал, что строго дозированные яды становятся прекрасными лекарственными средствами и в определенных количествах способны устранять вызванные ими отравления. В результате мир получил уникальные справочные пособия по гомеопатии «Materia medica».

    Следуя медицинскому подходу лечить больного, а не болезнь, врач-гомеопат проводит лечение индивидуально. Ведь однотипные боли в позвоночнике или суставах конечностей могут быть следствием травмы, охлаждения, интоксикации – чего угодно. В зависимости от причин, вызвавших болезнь, врач-гомеопат и назначает дозы лекарства.

    Например, при травме позвонков, остеохондрозе, остеоартрозе и нарушениях обменных процессов организма большинству больных показана арника или багульник. Если причина недомогания охлаждение, мануальный терапевт может рекомендовать, допустим, известковую серную печень. Лекарственные средства гомеопатии применяют одновременно с остеопатическими манипуляциями или же чередуя их. Причем, гомеопатическая терапия предполагает использование не только целебных растений, но и минералов, змеиных ядов, средств жизнедеятельности различных животных и насекомых (мед, муравьиную кислоту и т. д.)

    5. Философия Востока

    Неоценимую лепту в развитие теории и практики народного целительства внесли гималайские мудрецы. Они разработали древнейшую медицинскую систему Аюрведа (в переводе с санскрита «аюр» – жизнь, «веда» – знания). Индийские ученые Чарака, Сушрута и Вагбхата, написавшие солидные трактаты по Аюрведе, убедительно доказали, что состояние организма во многом определяется тем, насколько здоров позвоночник.

    Не случайно среди йогов бытует твердое убеждение: пока гибок и здоров позвоночник, здорово и наше тело. Ну, а отклонения от нормы вполне можно исправить посредством корригирующей физиотерапии, массажа, иглоукалывания и комплекса гимнастических упражнений. Проще говоря, через методы, которые спустя века сегодня эффективно применяют мануальные терапевты всего мира.

    Согласно Аюрведе, человек состоит из пяти основных элементов: эфира, воздуха, воды, огня и земли. Их сочетания образуют три жизненные энергии (доши). Если гармония нарушается, организм дает сбой. Скажем, когда мы превышаем допустимые нагрузки на опорно-двигательный аппарат, то вольно или невольно оказываем негативное воздействие на драгоценную энергию движения (вату).

    Чаще всего это приводит к расстройству процесса обмена веществ (питта). Наконец, когда ослабевает энергия поддержания баланса жидкости и эластичности тканей организма (капха), наступает болезнь.

    Одним из действенных приемов восстановления нарушенных функций и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата сторонники Аюрведы издавна считали использование энергии особым образом сложенных кистей рук целителя. На санскрите такой лечебный прием называется «мудра».

    Метод сложный. Он требует огромной концентрации мысли и поэтому доступен очень немногим. Тут нужен особый дар. Дело в том, что, положив кисти рук на пораженную зону, например, конкретного отдела позвоночника, целитель мысленно сосредотачивается на ослабленном энергетическом меридиане и одной лишь мыслью старается перераспределить живительную энергию так, чтобы ее потоки проникли в пораженный канал, способствуя восстановлению нарушенных функций.

    Это редко удается сразу. Терапевтические сеансы с использованием мудр, судя по историческому опыту врачевателей Индии, Китая, Японии и Корейского полуострова, могут продолжаться от нескольких дней до многих месяцев. В процессе лечения методом мудры положение кистей по мере необходимости меняется. Ежедневные сеансы могут проводиться до 6 раз продолжительностью 5–10 минут с использованием 2–3 мудр.

    6. Теория баланса и дисгармонии

    В знаменитом трактате «Внутренний канон Желтого Владыки», сложившемся к I веку до нашей эры, определены особенности медицины Древнего Китая: лечить не отдельные органы или части тела, а весь организм в целом. Целители Поднебесной империи издревле считали, что качество здоровья, прежде всего, зависит от состояния баланса жизненных сил. Болезнь же явная дисгармония, расстройство их функций. Стало быть, необходимо устранить опасный дисбаланс.

    Историческое досье остеопата

    Великий завоеватель Чингисхан (Темучин) в 63 года слабел на глазах. Он уже не мог оседлать любимого коня без помощи личных телохранителей-кэшиктэнов и все чаще оставался в походном шатре, в одиночестве размышляя о бренности бытия. Наконец, грозный покоритель народов распорядился через посланцев, чтобы к нему во временную ставку на берегах Амударьи явился китайский мудрец и маг Чан Чунь (Цю Чуцзи), глава даосской монашеской общины Байюньгуань («Белое облако») и последователь учения мыслителя Лао-Цзы.

    Старец покорно собрался в далекий путь. Пятнадцать месяцев он добирался через весь Северный Китай, Монголию, Восточный Туркестан и Семиречье, пока 16 мая 1222 года не предстал перед повелителем мира.

    Первое, о чем спросил Чан Чуня суровый завоеватель: можно ли достичь бессмертия? Учитель отвечал, что в таком виде, в каком тот себе представляет, нельзя. Есть лишь средства продлевать жизнь, но нет лекарства для физического бессмертия. «В этом случае мне остается только смириться», – опустил тяжелую голову Чингисхан. В ответ китайский мастер напомнил хозяину богатого шатра, что жизнь, если ее правильно выстроить, можно существенно продлить.

    Одно из главных условий – научиться снимать усталость. Когда долго стоишь, страдают суставы ног. Если сутками скачешь по степи, от микросотрясений незаметно разрушается позвоночник. Чрезмерно долгий пеший переход перенапрягает кости и мышцы. А долгое сидение на одном месте вызывает опасный застой крови.

    Чтобы избежать усталости и преждевременного старения организма, надо чаще менять его положения. Каким образом? Поочередно принимая различные позы зверей и птиц: медведя, тигра, орла и т. д.

    И питаться, следуя философии дао, надо совсем по-другому. Например, можно научиться накапливать, а потом глотать собственную слюну, утоляя тем самым чувство голода и укрепляя дух. Еще лучше, если единственной пищей станет воздух! В нем ведь собраны все жизненно необходимые элементы, утверждал мудрец.

    После этого он несколько месяцев обучал Чингисхана основным приемам грамотного образа жизни. Закончилось тем, что завоеватель не просто отпустил Чан Чуня с миром. Мудрец привез в Китай высочайшую грамоту о том, что даосские общины освобождаются от всех податей на вечные времена.

    Сам Чингисхан после этой встречи прожил еще 5 лет. Он скончался во время очередного похода на берегах Желтой реки (Хуанхэ) в 1227 году.

    7. Меридианы здоровья

    Китайские лекари, как и врачеватели Индии, издревле полагали, что по 12 каналам нашего тела (меридианам, магистралям) незримо течет жизненная энергия, которая поступает извне. Каждая функциональная система организма имеет свою сеть каналов для приема такой энергии. В том счастливом случае, когда организм здоров, в нем наблюдается баланс элементов энергии, что обеспечивает равновесие между процессами возбуждения и торможения.

    Если же, например, из-за защемления окончаний корешков спинномозговых нервов на пути движения энергетических потоков возникает препятствие, это неминуемо ведет к заболеванию. Причем каждой его стадии соответствуют симптомы, свойственные только ей и позволяющие квалифицированному мануальному терапевту правильно диагностировать недуг и назначить лечение.

    Допустим, посредством пальпаторного исследования остеопат сначала определяет болезненное напряжение мышц спины, а затем с целью миорелаксации рекомендует пациенту лечебные сеансы иглорефлексотерапии. Это древнейший китайский метод воздействия специальными иглами на активные физиологические точки организма, которых на теле человека насчитывается до 2000.

    Долгое время иглы изготавливали из кости или бронзы. Сегодня мануальные терапевты чаще всего используют стальные. Применяют 9 типов корпоративных игл, различающихся формой острия, длиной и толщиной. Следуя старинной традиции, воздействуют ими лишь на те точки, которые открыты именно в момент манипуляций.

    Иглорефлексотерапевт, действительно владеющий уникальным методом активизации энергетических потоков в меридианах тела больного, должен учитывать целую гамму факторов. Самочувствие и настроение пациента. Степень напряженности его мышечного тонуса после предварительного баночно-вакуумного массажа. Общую предрасположенность к процедуре. Даже время суток выполнения иглорефлексотерапии.

    Дело в том, что поступающая извне энергия, как полагают китайские врачеватели, циркулирует по меридианам организма со строгой ритмичностью, с периодом 24 часа, что соответствует одному полному обороту Земли вокруг своей оси. Поэтому следует учитывать время воздействия на тот или иной орган (меридиан).

    Так для устранения вертеброгенных нарушений позвоночника, вызывающих иррадиирующие боли в области печени, лучше всего проводить лечебные манипуляции с часу до трех часов ночи. Если речь идет о желудке, с семи до девяти утра и т. д.

    Кстати, в ряде медицинских учреждений России используется и метод электроакупунктуры, позволяющий с высокой степенью точности измерять энергетические потоки в различных биологически активных точках организма, обнаруживать заболевание и, воздействуя на рефлексогенные зоны микротоками, устранять недуг.

    При болях в спине и суставах конечностей не менее эффективен и такой старинный китайский способ лечения (и диагностики), как акупрессура. Еще в III веке до нашей эры восточные врачеватели обнаружили, что давление на рефлексогенные точки тела может значительно улучшать самочувствие пациента. Научное объяснение эффекта достаточно просто: в процессе акупрессуры высвобождаются эндорфины. Проще говоря, болеутоляющие гормоны организма. Или, как их еще называют, гормоны радости.

    В древнейшие времена акупрессура проводилась только пальпаторно (надавливанием подушечками пальцев). Сегодня такого рода массаж мануальный терапевт все чаще выполняет специальными роллерами. Они захватывают сразу несколько биологически активных точек, массируют их и перемещают в сторону меридианного потока.

    8. Культ атлетических игр

    В отличие от целителей Востока, врачеватели Древней Греции ориентировались не на «доши», а на трех прекрасных богинь: Гигиею (хранительницу здоровья), Панакею (богиню исцеления) и Иасо (дарующую успешное лечение). Бытовало поверье, что в случае недомогания следует нести жертвенные дары сразу трем покровительницам в святилища, находившиеся в Оропе, Эпидавре и Пергамоне. Главное, о чем следовало просить: вернуть для начала утраченную энергию безболезненного передвижения.

    Исследователи полагают, что греки вообще были первой цивилизацией, оценившей роль оздоровительной гимнастики в укреплении опорно-двигательного аппарата и общей физической подготовки. Как известно, пропагандируя культ здорового тела, они устраивали в священной долине реки Алфея атлетические Олимпийские игры. Призеры этих состязаний считались эталоном физической красоты на материковой Греции и ее островах.

    Иначе не могло быть. Как с точки зрения нетрадиционной, так и на взгляд аллопатической (академической) медицины, разумная атлетическая подготовка, укрепляя мышечный аппарат, поддерживает позвонки в нужном положении и не дает им сместиться. При этом мускулатура наращивается безо всякого вреда для позвоночника и суставов.

    Время донесло до нас не только имя первого победителя атлетических Игр (олимпионика) повара Корэба из Элиды, но и опыт выдающегося греческого травматолога Геродика, о котором упоминает мыслитель Платон в трактате «Государство». Для восстановления гибкости позвоночника, подвижности суставов и устранения последствий травм конечностей пациентов античный лекарь использовал вытяжение позвоночника и суставов, физиотерапию, добивался миорелаксации посредством различных видов массажа. То есть приемы, широко применяемые в мануальной терапии сегодня.

    Кстати, эллины одними из первых в истории человечества обратили внимание на почти мистическую связь между конституцией человека (в переводе с латинского «состояние»), то есть особенностями строения тела, и некоторыми болезнями. Скажем, худощавые люди (астеники) предрасположены к функциональным нарушениям деятельности позвоночника на почве различных неврозов. Лица тучного телосложения (гиперстеники) чаще других страдают артритами, артрозами, сердечно-сосудистыми заболеваниями. В свою очередь конституция атлета в своем большинстве представляет образчик здорового тела. Не всегда, конечно, но тем не менее.

    9. У истоков научной медицины

    Первостепенную роль мануальной терапии в лечении различных заболеваний опорно-двигательного аппарата (и не только) отводил величайший врачеватель древности, основоположник действительно научной медицины Гиппократ Косский (около 460–370 гг. до н. э.). Это ему принадлежит знаменитая фраза, ставшая крылатой: «Костоправство есть краеугольный камень медицины».

    Известно, что знаменитый целитель появился на свет в семье акушерки и врача на острове Кос в Эгейском море. Именно здесь находилось главное святилище греческого бога врачевания Асклепия (Эскулапа у римлян). Возможно, поэтому островок славился искусными лекарями. Первым учителем сына стал его отец Гераклид, известный на всю Аттику как непревзойденный костоправ. К двадцати годам юный Гиппократ настолько преуспел, что был торжественно посвящен в жрецы Асклепия, потомками которого считалась вся родня молодого врача.

    Однако с первых шагов на медицинском поприще Гиппократ зарекомендовал себя противником старинных представлений о причинах заболеваний. В те времена многие целители и философы Эллады полагали, будто болезни передаются людям или насылаются на них сверхъестественным путем. Следовательно, в случае недомогания надо принести в храм Асклепия жертву, долго молиться богам и исполнить несколько обязательных ритуальных обрядов, способных изгонять злых демонов. Только после этого можно браться за конкретное лечение.

    Иначе считал Гиппократ, создавший на Косе реформаторскую медицинскую школу. Ученики, собиравшиеся на лекции под могучим платаном, должны были твердо усвоить, что все болезни человека возникают совершенно естественным путем. Значит, лечение тоже должно быть естественным. И вообще для поддержания здоровья надо уповать не на высшие силы, а лишь на себя. Правильно питаться, постоянно заниматься гимнастикой на свежем воздухе и, конечно, много трудиться, укрепляя и развивая тело.

    Сам врач обязан помнить, что каждый пациент индивидуален, и поэтому лечить следует, исходя из конкретных особенностей конституции его тела, общего состояния здоровья, привычной пищи, окружающего воздуха и даже излюбленной позы во время сна. В конце концов, настоящий врач должен уметь определять, насколько здоров или болен человек, только по его внешнему виду.

    С такой точкой зрения был полностью согласен другой великий грек – Демокрит из Абдер с Фракийского побережья. С Гиппократом этого мыслителя свел любопытный случай. Дело в том, что одно время горожане подозревали Демокрита в сумасшествии. Во-первых, философ всегда говорил только загадками. Во-вторых, когда он оставался один, то часто вдруг начинал беспричинно смеяться. Словом, однажды народное собрание пригласило Гиппократа с просьбой всесторонне осмотреть городского чудака и вынести авторитетный вердикт.

    Врачеватель охотно согласился. Он приехал в Абдеры, встретился с именитым пациентом, осмотрел, выслушал его и поставил диагноз: совершенно здоров. Мало того. Благодарный Демокрит, постигавший в свое время основы медицины у индийских мастеров и с легкой руки Гиппократа прозванный «смеющимся философом», подарил целителю рукопись своей книги «О природе человека», где высказывал оригинальные мысли по анатомии тела, физиологии и некоторым функциональным нарушениям деятельности мозга, ведущим к действительному безумию.

    Из Абдер Гиппократ отправился в Египет, чтобы в архивах грандиозной Александрийской библиотеки познакомиться с основами древнейшей анатомической школы жрецов бога мудрости Тота, а при необходимости продемонстрировать собственные медицинские познания и навыки исцеления людей. Затем дороги великого странствующего врача (периодевта) привели в Малую Азию, Ливию, Скифию.

    Потомкам знаменитый костоправ оставил бесценный «Гиппократов сборник» («Corpus Hippocraticum»), переданный в свое время в хранилище Александрийской библиотеки. Главы «О суставах», «О переломах», «О выравнивании суставов», «О диете при острых болезнях», «О древней медицине» и другие труды великого врачевателя нисколько не утратили своей актуальности спустя тысячелетия. Утверждение Гиппократа о том, что «необходимо изучать позвоночник, так как с ним связаны многие заболевания, и эти знания необходимы для излечения…» просто невозможно оспорить. Как и совет ученикам: «Сопоставляя сдвинутые позвонки, можно добиться лечения естественным путем».

    По преданию, это хорошо усвоили оба сына и дочь Гиппократа, тоже посвятившие себя медицине. Легенда гласит, что рядом с могилой Гиппократа свили гнездо дикие пчелы. Мед, который они давали, обладал поразительными лечебными свойствами.

    10. Первый спортивный врач

    Учение великого грека о позвоночнике развил выдающийся анатом, физиолог, фармаколог и первый спортивный врач эпохи Древнего Рима Клавдий Гален (130 г. н. э.) из Пергама. Современники называли его «божественный». Было за что. Когда суфист Паузаний обратился к нему с жалобами на изматывающие боли в спине, Гален точно определил у пациента пояснично-крестцовый радикулит и предложил вельможе эффективное лечение методом вытяжения (дистракции). Поначалу Паузаний скептически отнесся к странной, на его взгляд, процедуре и был искренне удивлен, почувствовав облегчение уже после первого терапевтического сеанса.

    Гален имел прекрасную возможность практиковать в качестве главного лекаря римской школы гладиаторов и во время состязаний атлетов. Тут приходилось быть костоправом, травматологом, хирургом, травником и тонким психологом. Слава этого врачевателя и, кстати, автора первой рукописи о противоядиях («Антидоты») была столь высока, что в Древнем Риме даже выпустили монеты с изображением Клавдия Галена, ставшего впоследствии личным лекарем императора Марка Аврелия.

    В трактатах «Об анатомии» и «О назначении частей человеческого тела» Гален первым в мире описал 300 мышц человека и высказал убеждение, что «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности является не сердце, как полагали ранее, а головной и спинной мозг».

    Римскому целителю принадлежит и мысль о том, что «без нерва нет ни одной части тела и ни одного движения». Весьма оригинально высказывался он и по поводу взаимосвязи питания и самочувствия: «Вставайте из-за стола слегка голодными, и будете всегда здоровы».

    11. Философия естественного оздоровления

    С древнейших времен хорошо известно и о таком старейшем методе врачевания, как натуропатия, широко применявшаяся Гиппократом, Авиценной, Парацельсом и другими целителями. Как и врачеватели древности, их современные последователи не без оснований полагают, что причина многих болезней коренится в неправильном образе жизни и мыслей. Если гармонизировать жизнедеятельность организма естественными нефармакологическими методами, то можно достичь превосходных результатов.

    Как системный способ лечения натуропатия прочно вошла в медицинскую практику в начале XIX столетия, благодаря немецкому врачу В. Прейснишу Позднее его последователем стал американец Б. Луст. Он создал собственную методику естественного лечения под руководством австрийского священника С. Кнайпа и самостоятельно излечился от туберкулеза безо всяких лекарств – только посредством горячей и холодной воды!

    Лечебная программа Б. Луста, прежде всего, включает в себя отказ от вредных привычек. Затем можно приступать к корректирующим упражнениям: постановке правильного дыхания, физиотерапии, выработке здорового настроения. Следующий этап связан с организацией качественно новых принципов жизни: пост, диета, гидротерапия, остеопатия, хиропрактика, баня. Наконец, релаксация. Так как сторонники естественных методов лечения пришли к выводу, что любая физическая и психическая усталость также опасна, как язвенная болезнь, стало быть, надо учиться правильно и своевременно отдыхать.

    Благодаря факторам, перечисленным выше, натуропаты, активизируя внутренние резервы организма, успешно помогают пациентам избавляться от целого ряда заболевания. В частности, различных проявлений остеохондроза. При этом на долю врача, как правило, приходится лишь 10 процентов лечения. Остальные 90 процентов исцеляющих действий больной должен выполнить самостоятельно, следуя рекомендациям.

    Именно так сумел выздороветь известный натуропат Н. Казинс, страдавший коллагенозом (остеохондрозом), который обрекал его на пожизненную неподвижность. Представители академической медицины сочли тяжелого пациента неизлечимо больным и рекомендовали ему сильнодействующие лекарства и покой. Однако Казинс с состоянием абазии не согласился. Он перешел на натуральную диету, стал принимать повышенные дозы витамина С, а главное, стремился каждую минуту поддерживать в себе радостное настроение. Каково это было для обездвиженного человека, можно только догадываться.

    Прошло длительное время. Недаром русская пословица гласит, что болезнь входит пудами, а выходит золотниками. Тем не менее однажды организм этого мужественного человека, образно говоря, проснулся, «потребовав» от Казинса движений.

    Сначала он учился сидеть с улыбкой на лице, потом стоять (тоже с радостным выражением) и, наконец, стал ходить без посторонней помощи. Тем самым Казинс на практике подтвердил собственное утверждение, ставшее позднее крылатым: «Воля к жизни – не теоретическая абстракция, а физиологический фактор терапевтического значения».

    12. Ренессанс костоправства

    Все проходит, сказал мудрец. Не слишком благодарное человечество, увлеченное новыми медикаментозными препаратами или, как выразился один известный врач, фармакологической вакханалией, постепенно стало предавать забвению опыт и традиции народного целительства. Лишь во второй половине XIX столетия, благодаря энтузиазму американского доктора медицины Андрэ (Эндрю) Тейлора Стилла, школа костоправства (а точнее, искусство остеопатии) вновь заявила о себе.

    Более подробно об этом враче мы еще поговорим. Пока же я лишь кратко поясню, что остеопаты рассматривают человека как интегрированную систему, где костная структура, внутренние органы и сознание взаимосвязаны. Отсюда естественный вывод: расстройства в одной части тела ведут к нарушению равновесия всего организма. В чем залог его оптимального физиологического функционирования? Главным образом – в поддержании сбалансированного состояния скелетно-мышечной системы. Там, где этого нет, развивается болезнь, с которой не справиться, если не учитывать состояние позвоночника.

    Как писал известный остеопат У. Андерсон: «Язвы, гипертония и многие другие заболевания не являются чисто физиологическими нарушениями. Через них могут проявляться эмоциональные и структурные отклонения от нормы. Так, при гипертонии регулирующее воздействие на сердечно-сосудистую систему через позвоночник, точнее, через ганглии, идущие параллельно спинному мозгу, оказывает симпатическая нервная система. Смещение позвонков может повлиять на функционирование симпатических ганглиев, что отражается на кровяном давлении. Поэтому приходится учитывать влияние смещения»…

    Со времен Андрэ Стилла остеопаты стали практиковать в лечебно-профилактических целях методику «длинных рычагов». Один рычаг, используемый для манипуляций, – голова или конечность больного. Другой – его туловище. Лечебный эффект достигается посредством мануального устранения защемления окончаний корешков спинномозговых нервов, массажа и мягкой мобилизации функций конкретного сегмента позвоночника.

    Стать настоящим остеопатом сложно. Кое-что должно быть заложено еще с рождения. Например, особый уровень пальпирования. К тому же остеопат обязан иметь еще и диплом врача общего профиля.

    Другое направление мануальной медицины своим появлением обязано Дэвиду Палмеру. В 1895 году, обобщив опыт народного костоправства и изучив достижения остеопатов, он на собственные средства основал первую официальную медицинскую школу хиропрактики. В отличие от остеопатов, ее последователи предпочитают применять методику «коротких рычагов», в качестве которых выступают поперечные и остистые отростки позвонков.

    В принципе оба направления – две ветви одной и той же народной врачебной практики: костоправства.

    13. Телесно-ориентированная терапия

    У ее истоков стоял наш бывший соотечественник Моше Фельденкрайц. В 1919 году он эмигрировал из белорусской глубинки. Долгие годы, скитаясь по свету, он был землемером, картографом, сапером, тренером по джиу-джитсу и дзюдо, электротехником – трудно все перечислить.

    Однажды Фельденкрайца стали донимать сильные боли в колене, травмированном в юности на школьном футбольном поле в Барановичах. Врачи рекомендовали операцию. Моше отказался, решив самостоятельно справиться с недугом. Занялся анатомией, биомеханикой, исследованием особенностей поведения опорно-двигательного аппарата в той или иной ситуации. В конце концов, он выработал для себя такую методику движений, при которой на больное колено нагрузка не падала.

    Закончилось тем, что медицинский мир получил уникальное практическое пособие Фельденкрайца «Самосознание через движение», а его автор стал широко известным в мире практикующим врачом. С помощью немедикаментозных средств мануальной терапии он, в частности, сумел избавить от мучительных страданий видного политического деятеля и основателя государства Израиль Бен Гуриона, долгое время страдавшего пояснично-крестцовым радикулитом.

    В научной среде не менее известны и мануальные методики австралийского исследователя Фредерика Матиаса Александера. В свое время, выступая на сцене, он полностью потерял голос, но не сдался. Посредством комплекса специальных упражнений и наблюдений за своим состоянием Александер сначала сумел возвратить себе способность говорить, затем систематизировал собственный опыт и составил солидный трактат бесценных рекомендаций по управлению телом.

    Среди именитых пациентов Александера были писатель Бернард Шоу, нобелевский лауреат в области физиологии и медицины сэр Чарльз Шеррингтон, выдающийся актер сэр Генри Ирвинг и немало других знаменитостей, мучившихся в той или иной степени от болей в спине, суставах, мышцах или конечностях. Уникальный лечебно-профилактический метод австралийца помог всем.

    Глава вторая

    Российский вклад в мануальную медицину

    Болезнь не по лесу ходит, а по людям.

    (Русская народная пословица)

    В России народных лекарей долгое время, мягко говоря, не жаловали. Сначала удельные князья да бояре, а затем и государи полагали, будто целитель, не имеющий духовного сана, состоит в услужении у лукавого. Не случайно, после того как Стоглавый собор 1551 года объявил все «Лечебники» и «Травники» еретическими, вредными и опасными, власти на протяжении нескольких столетий всячески поощряли доносы на знахарей.

    Даже если образованный самоучка ссылался на опыт Асклепия, Гиппократа или Авиценны, то и это царских чиновников не удерживало от преследований. Не духовное лицо – значит самозванец. Священник кремлевского Благовещенского собора Сильвестр писал в «Домострое»: «…Призываем чародеев и кудесников, волхвов и всяких мечетников и зелейников, и с кореньем, от них же чаем душетленные и временные помощи, и уготовляем себя диаволу, в дно адово, во веки мучитися».

    По иронии судьбы именно Сильвестра, официально считавшего, будто больной человек должен полагаться не на помощь лекаря, а лишь на милость Божию, современники подозревали в знахарстве! Мнительный Иван Грозный даже обвинил его в скоропостижной кончине трех своих жен: Анастасии Захарьиной, Марии Темрюковны и Марфы Сабуровой (их якобы поочередно отравили настоем из «колдовских трав») и сослал опального батюшку в отдаленный монастырь.

    История, правда, сохранила имена первых древнерусских врачей времен князя Ярослава Мудрого. Это были афонские монахи Алимпий, Антоний, Агапит и киевский «лечец» Петр Сирианин. Однако, как и чем они исцеляли больных, сведений пока не обнаружено.

    1. Роль Аптекарского приказа

    Минуло смутное время. В Москве учредили Аптекарский приказ, специалисты которого начали впервые официально собирать, изучать и изготавливать лечебные средства из лекарственных растений. В конце концов, различные «Травники», «Цветники», «Лечебники» и «Указная книга» 1672 года стали фундаментом народной фармакопеи. К первым целебным средствам отнесли зверобой, мяту, ромашку, смородиновые и березовые почки, редьку обыкновенную, сулему и киноварь. О благожелательном отношении к отечественному костоправству, начиная с XVII столетия, красноречиво свидетельствует такой факт: в армии Российской империи была введена должность костоправа. Причем занимать ее мог лишь человек, получивший соответствующие знания не у не известного никому знахаря сомнительной репутации, а только от родственника по наследству.

    2. Самоучки и декабристы

    Во времена Екатерины Великой петербургская знать называла лекарем от Бога врачевателя-самоучку Ерофеича. Его настоящее имя Василий Ерофеев. В юные годы он с купеческим караваном отправился из Иркутска в Китай, где постиг многие секреты тибетского искусства врачевания. После того как Ерофеич исцелил травами, иглоукалыванием, массажем и методом костоправства сиятельного графа Григория Орлова (от лихорадки и ломоты в пояснице), он получил чин титулярного советника, поселился на Васильевском острове и каждый день принимал всех желающих: аристократов, мещан, слуг.

    Русскому изобретателю Ивану Петровичу Кулибину (1735–1818 гг.) принадлежит честь разработки уникальной ортопедической конструкции, которую автор назвал «механической ногой». После войны 1812 года на базе этого оригинального приспособления российские специалисты изготавливали протезы для раненых.

    Вплоть до конца XIX столетия, когда при каждом земстве впервые была официально учреждена должность штатного костоправа, их в России было уже немало. Причем не только из глубинки.

    Взять сосланных в Сибирь декабристов. Пока князь Сергей Трубецкой штопал на заказ чулки, Евгений Оболенский кроил одежду, а братья Михаил и Николай Бестужевы шили солдатские фуражки, их товарищи Артамон Муравьев и Франц Вольф народными методами и средствами лечили соратников, крестьян Иркутской губернии, байкальских рыбаков, таежных шишкарей, охотников и смолокуров.

    Франц Вольф, имевший когда-то практику в Санкт-Петербурге, даже организовал при Петровском заводе медицинские курсы, на которых обучал всех желающих, как лечить ушибы, травмы костей, переломы, вправлять вывихи и какими доступными способами пользоваться, чтобы избавиться от болей в спине, мышцах и суставах.

    Артамон Муравьев, освоивший на каторге токарное дело, проявлял еще и пристальный интерес к тибетской медицине. За время ссылки он не раз встречался с бурятскими шаманами и перенял у них много полезного. Например, он знал, насколько эффективны при заболеваниях позвоночника специальные гимнастические упражнения, восточный массаж, акупунктура и медитация.

    Небезынтересно, что император Николай I, сославший опальных декабристов на каторгу, по-своему тоже приложил руку к развитию народной медицины в России. Я имею в виду высочайший Указ Николая Павловича Романова «О разрешении траволечения».

    Во второй половине XX века, уже в советские времена, потрясающие возможности народной медицины вообще и костоправства в частности долгие годы демонстрировал знаменитый якутский шаман (ойун) и воистину выдающийся лекарь из селения Ботулу Верхневилюйского улуса Никон Поскачин-Васильев. Местные жители ласково звали его Дедушкой. Удивительно, но, по словам земляков, он никогда не ходил в школу, и поэтому не умел ни писать, ни читать. Тем не менее в научных медицинских центрах Якутска и Новосибирска, куда после лечения «травами и руками» Никон иногда отправлял своих самых тяжелых пациентов (для официального подтверждения исцеления), всякий раз поражались точности диагноза и эффективности применяемых методик. Не случайно маститые доктора наук называли безграмотного «дедушку» профессором. Доходило до того, что, если специалистам не удавалось установить причину и избавить пациента от болей в спине современными лекарственными препаратами, они рекомендовали человеку съездить на консультацию к Никону. И он действительно помогал.

    Этот сибирский самородок с успехом лечил сколиозы, вправлял вывихи верхних и нижних конечностей, суставов. Он умел выправлять неправильно сросшиеся после переломов кости, а от грудного или пояснично-крестцового радикулита избавлял тем, что «упаковывал» обнаженного пациента в молодые березовые листья, которыми выстилал разогретую костром яму. Никон, раньше много путешествовавший по свету, в равной степени блестяще владел искусством европейского и восточного массажа, при необходимости использовал точечное прижигание, иглоукалывание и, говорят, даже ставил на ноги людей, разбитых параличом. При этом если Дедушка каким-то образом видел, что пациенту сможет помочь только оперативное лечение, он так прямо и говорил. Диктовал диагноз и с этой записочкой направлял больного к знакомым врачам. По свидетельствам специалистов, Никон не ошибся ни разу! Таким был этот доктор, почивший в 1984 году в родном селении на сто пятом году жизни.

    3. Светила медицинской науки

    По инициативе патриарха российской и мировой хирургии Николая Ивановича Пирогова (1810–1881 гг.) при Императорской медико-хирургической академии открылся первый в мире Анатомический институт, в стенах которого был разработан Атлас топографической анатомии. Это позволило сначала понять, а затем дать профессиональные объяснения многим неизвестным прежде причинно-следственным связям всех «элементов» организма.

    Любопытно, что идею «ледяной анатомии», как называл свой метод сам Николай Пирогов, ему подсказал случай. Однажды ученый шел по шумному рынку и обратил внимание на мясников, которые разделывали замороженные коровьи туши. И тут Николая Ивановича осенило! Ведь если так же замораживать человеческие трупы, то можно детально исследовать строение внутренних органов (мышц, связок, сухожилий, костей, артерий, вен и т. д.). Что Н.И. Пирогов и сделал, научно подтвердив предположение итальянского врача и анатома XVII века Джованни Баттиста Морганьи о том, что каждое заболевание вызывает в органах конкретные изменения.

    Позже, уже в Крымскую кампанию, Н.И. Пирогов, оперируя в полевом госпитале, изобрел оригинальную гипсовую повязку (ею пользуются и сегодня), позволяющую надежно закреплять травмированные места конечностей и не допускать их искривлений. Современники отмечали, что на передовой знаменитый хирург никогда не расставался с гомеопатической аптечкой.

    Труды академика Владимира Михайловича Бехтерева (1857–1927 гг.) «О вынужденных и насильственных движениях при разрушении некоторых частей центральной нервной системы», «Проводящие пути спинного и головного мозга» и особенно «Одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» давно стали настольными книгами врачей.

    Пресловутую «одеревенелость» современная медицина во всем мире называет болезнью Бехтерева или анкилозирующим спондилоартритом (хроническим воспалением отделов позвоночника и крупных суставов). Владимир Михайлович широко известен еще и как автор научного обоснования дистракционной терапии и один из разработчиков приспособления для лечения вертеброгенных поражений методом подвешивания и вытяжения позвонков.

    Иван Михайлович Сеченов (1829–1905 гг.) впервые заставил говорить о себе публикациями «Рефлексы головного мозга» и «Физиология нервной системы», неопровержимо доказав, что любое внешнее раздражение вызывает немедленную ответную реакцию нервной системы – рефлексы. Ивану Михайловичу принадлежат слова: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится к одному лишь явлению – мышечному движению». Это утверждение вызвало негодование православных церковных иерархов. Как в старые времена, они сочли умозаключения исследователя откровенным богохульством и потребовали от светских властей привлечь ученого к ответственности. Друзья предложили И. Сеченову лучших адвокатов.

    Ученый отказался, заявив, что на суд, если таковой состоится, он возьмет с собой лягушку и прямо на глазах присяжных продемонстрирует опыты, подтверждающие правоту его выводов. Правда, до суда это «дело» так и не дошло.

    Лауреат Нобелевской премии академик Иван Петрович Павлов (1849–1936 гг.), создатель и руководитель первой в мире лаборатории (в Колтушах под Петербургом) по изучению высшей нервной деятельности, убедительно доказал, что все условные рефлексы «хранятся» в больших полушариях мозга. Рефлексы же, которые мы наследуем с рождением, «привязаны» к центрам спинного, продолговатого и нижнего этажа мозга. Именно мозг контролирует любые проявления физической активности. Двигательной в том числе.

    В частности, Иван Петрович так писал о сути моторного движения: «Давно замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении, вы его непроизвольно, этого не замечая, производите». Врачам оставалось лишь тщательно разобраться во всей этой «механике» и использовать ее возможности во благо пациентов.

    Полагаю, сегодня лишь немногим специалистам известна замечательная книга «О закаливании человеческого организма», написанная крупным российским физиологом и популяризатором здорового образа жизни Иваном Рамазовичем Тархановым (1846–1908 гг.). В своем объемном труде этот ученый, в частности, настаивает на том, чтобы люди чаще ходили босиком. Неоценимую пользу такой оздоровительной терапии интуитивно осознавали еще наши предки. Например, в большинстве крестьянских семей России отнюдь не из-за бедности была только одна пара сапог на всех. Почему? Чтобы обуваться лишь в крайнем случае и ходить в основном на босую ногу. Взрослым, детям. Ведь стопа буквально пронизана нервными окончаниями, тогда как любая обувь мешает отросткам нейронов соприкасаться с отрицательными ионами почвы, которых нам не хватает на фоне положительных зарядов атмосферы.

    В конце концов, через постоянно раздражаемые подошвы босых ног в организм поступают полезные микроэлементы и биологически активные вещества. Зачем же отказывать себе в этом хотя бы на загородной даче? Ведь только на пользу.

    В медицинской среде широко известно имя врача и основателя такого нетрадиционного лечебного метода, как капилляротерапия, Александра (Абрама) Соломоновича Залманова (1875–1964 гг.). Это ему принадлежат замечательные слова, что «в старом доме классической медицины есть бесчисленные сокровища. Но они разбросаны по подвалам, чердакам, забыты, оставлены без внимания и покрыты пылью».

    А.С. Залманов знал, о чем говорил. Он начал изучать медицину в Московском университете, а диплом врача получил уже в знаменитом Гейдельберге. Между прочим, к тому времени молодой человек свободно владел пятью языками. Видимо, не случайно позднее, когда консилиум кремлевских медиков решил пригласить специалиста для санаторно-курортного лечения и наблюдения за состоянием здоровья Надежды Константиновны Крупской, то по настоянию Владимира Ильича Ленина выбор медицинских светил большевистской России пал именно на «товарища» Залманова, который часто напоминал своей высокопоставленной пациентке: «Не существует локальных заболеваний. Болен всегда человек в целом». Этот важнейший постулат давно взят на вооружение всеми остеопатами мира.

    Кстати, страдала Надежда Константиновна базедовой болезнью. Современной медицине заболевание известно как зоб дуффузный токсический (тиреотоксикоз), для которого характерна гиперфункция щитовидной железы и экзофтальм. При этом больные часто жалуются на «дрожание конечностей», боли в мышцах, повышенную утомляемость, учащенное сердцебиение и т. д.

    Первейшее показание – спокойная окружающая обстановка, бальнеологические ванны, гирудолечение и, безусловно, капилляротерапия, предполагающая стимуляцию естественных защитных сил организма немедикаментозными средствами.

    Свой метод А.С. Залманов называл глубинной медициной. Доктор искренне недоумевал, почему врачи, окружающие его, так мало внимания уделяют капиллярам, то есть эндотелиальному барьеру между кровью и внеклеточной жидкостью. Ведь по большому счету капилляры – это периферическое сердце. Ритм их пульсации, как и диаметр просвета между стенок, постоянно меняются. Скажем, в период между сентябрем и январем, а потом между мартом и маем они имеют свойство сужаться. И как раз на это время приходится самый пик так называемых сезонных хронических заболеваний.

    С другой стороны, застой крови в петлях капилляров, допустим, нижних конечностей, ведет к варикозному расширению вен, артрозам, полиартриту, препятствует оптимальной циркуляции спинномозговой жидкости. Тем самым нарушается непреложный закон равновесия между объемом артериальной и венозной крови, представляющий собой основу человеческой гемодинамики.

    Процесс клеточного старения А.С. Залманов понимал как результат недостаточного капиллярного орошения организма. Действительно, как показывает врачебная практика нашей клиники, даже частично восстановленная (мануальными методами) проницаемость мембран капилляров непременно ведет к возобновлению обменных процессов и некоторому омоложению человека. Его сосуды освобождаются от метаболитов (шлаков). Возобновляется деятельность ферментов. Позвоночник, суставы, кости, мышцы и сухожилия становятся вновь достаточно гибкими и эластичными. Конечно, не такими, как в юности, но и не хрупкими, ломкими или болезненными.

    Вместе с тем А.С. Залманов призывал обращать особое внимание на уникальные диагностические и лечебно-восстановительные возможности пальпаторного исследования организма пациента, во время которого чувствительные рецепторы кожи, реагируя на мягкое надавливание кончиками пальцев врача, передают импульсы нервных раздражений в задние рога спинного мозга и активизируют его защитные функции. Заставьте говорить кожу, предлагал Залманов, и она информирует вас лучше всякого аппарата.

    Наиболее эффективным средством восстановления капиллярного кровообращения доктор считал гидротерапию и бальнеотерапию. В своей знаменитой книге «Тайная мудрость человеческого организма» он назвал это аутофармакологией организма. Доктором Залмановым широко использовались, например, скипидарные ванны при ишиасе, артрозах, полиартрите, облитерующем эндартериите, ревматических повреждениях суставов, варикозах, других заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Ведь вода так способствует гибкости и эластичности тканей. Не менее эффективно применялись и гидротермические ванны с регулированием температуры, вызывающие релаксацию мышц, позвонков, всей нервной системы в целом.

    Завершая краткий обзор, отмечу, что так называемые нетрадиционные методы врачевания в отечественной, да и мировой медицинской практике стали использоваться особенно широко после того, как в 1965 году была создана Международная федерация мануальной медицины, признанная представителями классического направления. Что касается термина «альтернативная медицина», пока еще применяемого к сторонникам костоправства, он, на мой взгляд, ошибочен. Альтернативы народной мудрости не существует.

    В свое время об этом замечательно сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Случись мне заболеть, я, пожалуй, пойду к какому-нибудь сельскому врачу, который взглянет на меня уголком глаза, пощупает пульс, живот и, положив мне на спину старый носовой платок, выслушает легкие… Потом немного покашляет, раскурит свою трубочку, потрет подбородок и, чтобы вернее меня исцелить, улыбнется… Разумом я преклоняюсь перед наукой, но я также преклоняюсь и перед мудростью».

    Глава третья

    От истории к современности, или обыкновенное чудо

    Времена меняются, правда остается.

    (Русская пословица)

    Давно оставили суетный мир великие лекари древности, стоявшие у истоков народной медицины. Во все времена она трудно пробивала себе дорогу. Но, в конце концов, получила повсеместное признание. Как, например, остеопатия. Ее методы сегодня широко применяются во всем мире для профилактики и лечения различных заболеваний опорно-двигательного аппарата.

    1. «Отец» остеопатии

    Мною уже упоминалось имя Андрэ Тейлора Стилла, знаменитого американского врача и основоположника остеопатии – нового направления народной медицины. В 1882 году доктор А. Стилл, профессиональный хирург и опытный травматолог родом из городка Джонсборо в штате Вирджиния, открыл в Кирксвилле (штат Миссури) первый в мире медицинский колледж остеопатии.

    Ничего неожиданного в этом решении не было. Дело в том, что после тщательного анализа медицинских трактатов Гиппократа, Галена и Авиценны врач пришел к нестандартному для тех времен выводу: многие болезни можно исцелять вообще без лекарств, так как человеческий организм способен выздоравливать естественным путем, то есть самовосстанавливаться. Это основополагающий постулат остеопатии.

    Впоследствии доктор А. Стилл вступил в жесткую полемику с коллегами по академической медицине. По сути, он обвинил их в невежестве. Ведь североамериканские врачи конца XIX столетия искренне полагали, будто их обязанность просто лечить заболевшего человека. И ничего более. Тогда как, по мнению А. Стилла, это был совершенно неверный подход. Правда в том, настаивал остеопат, что сначала следует безошибочно определить и грамотно устранить причину возникновения болезни. Это требование стало еще одним постулатом остеопатов.

    Если человек страдает, значит, что-то в его организме функционирует не так. Найдите источник заболевания. Восстановите нарушенное равновесие жизненно важных систем немедикаментозными средствами, и тогда сильнодействующие лекарства, скорее всего, не понадобятся, так как выздоровление произойдет естественным образом. Ведь, как писал доктор А. Стилл, «огромное большинство людей нормально реагируют на болезни путем непрерывного самоисцеления в силу того, что живой организм содержит все химикаты и лекарства, необходимые для лечения. Такие признаки, как, например, боль, повышение температуры и тошнота, являются природной попыткой организма вернуться к здоровому состоянию».

    Из практики остеопата

    На консультации пациентка 30 лет. Неделю назад она неловко соскочила с подножки московского трамвая и подвернула левую ногу. Какое-то время женщине казалось, будто болит только стопа. Она стала принимать анальгетики. Однако лучше от этого не стало. Напротив, к прежним страданиям прибавились головные боли. Пришлось разъяснить, что с точки зрения остеопатии даже с одной поврежденной «деталью» организм нормально функционировать не может. Причем с каждым днем будет становиться все хуже. Изменится походка, начнут сильнее напрягаться мышцы спины и бедер, осанка примет искривленный вид, пациентка станет учащенно дышать, быстро утомляться и раздражаться по пустякам.

    Вывод: никогда не медлите с обращением к терапевту. Хотя бы потому, что для снятия болезненных ощущений остеопат не станет спешить с назначением лекарств, а будет пользоваться только целенаправленными манипуляциями рук, позволяющими высвобождать зажатый нерв. Если костоправ и порекомендует какие-то препараты, то лишь такие, которые направлены не на локализацию боли, а на восстановление функций пораженного участка опорно-двигательного аппарата.

    …Первичный осмотр припухшей стопы левой нижней конечности подтвердил возможный диагноз: причиной страданий оказался смещенный сустав лодыжки. Профессиональный остеопат нашей клиники бережно подправил травмированный сустав на «законное место» и рекомендовал пациентке лечебные прогревающие ванны на целебных травах. Как и следовало ожидать, больная быстро пошла на поправку. Без лекарств.

    Этот пример – наглядное подтверждение постулата А. Стилла о том, что после устранения причины заболевания остеопатическим методом (если нет противопоказаний) организм в состоянии исцелиться самостоятельно в соответствии с законами природы. Врач – лишь помощник естественного процесса.

    Сам человек понимается остеопатами как тончайшее соотношение различных систем: мышечно-скелетной, нейро-вегетативной, нейропсихической, висцеральной, циркуляторной, энергетической и т. д. Эти составляющие должны функционировать подобно деталям хорошо отлаженного агрегата. Если какая-то деталь начинает работать не так, как ей назначено, организм, ощутив нарушение равновесия, немедленно реагирует болью и предпринимает попытки остановить опасный процесс без вмешательства извне. Ведь «неисправность» подобного рода всегда не только неудобна, но и чревата непредсказуемыми последствиями.

    Как головной, так и спинной мозг прекрасно об этом «осведомлены». Они противятся любому проявлению поражения в организме. Кстати, остеопатическое понятие «поражение» отличается от академического термина. Оно означает наличие у больного целого комплекса дисфункций, вызванных конкретной причиной. Не случайно остеопаты иногда говорят о себе: «Мы инженеры, которые должны досконально знать все законы управления человеческим двигателем, точно определять причину каждой неполадки в нем и своевременно умело исправлять ее».

    Профессиональные остеопаты исповедуют три ключевых принципа:

    1. Анатомическое, физиологическое, биомеханическое и гидромеханическое единство человеческого тела.

    2. Структура опорно-двигательного аппарата управляет функцией и наоборот.

    3. Жизнь – это движение.

    Обязательное условие естественного функционирования клеток, тканей и всех органов – свободная циркуляция крови, движение лимфы, цереброспинальной и межтканевой жидкости в теле. Раз оно работает через взаимосвязи структур, следовательно, остеопат уподобляется эксперту, механику, инженеру, сыщику и врачу в одном лице.

    Как образно говорил доктор А. Стилл: «Мозг – это батарея. Легкие – механизм, обновляющий кровь от загрязнений. Сердце – двигатель, снабжающий кровью все части и подразделения организма, чья обязанность в выработке материала для производства костей, мышц и других веществ, необходимых, чтобы держать «машину» жизни в полной силе»…

    Чтобы в совершенстве разбираться в тонкостях этой «механики», мануальному терапевту недостаточно в совершенстве владеть профессиональными навыками в области анатомии и физиологии тела. Остеопатический метод исцеления обязывает знать основы кардиологии, ортопедической и общей хирургии, психиатрии, акушерства и гинекологии, методов диагностики и многого другого, без чего медицина немыслима.

    На развитие остеопатии влияли исследования разных специалистов. В частности, после того как доктор А. Стилл проанализировал работы крупного английского ученого XVI века Вильяма Харви, занимавшегося проблемами системы кровообращения, он пришел к твердому убеждению, что «полная доставка крови должна постоянно поставляться ко всем частям и органам по гладким каналам, называемым артериями». Когда такого постоянства нет, допустим, при нарушениях в сердечно-сосудистой системе кровообращения и так называемых скачках артериального давления, серьезного заболевания в костно-мышечной области не избежать. Ведь все «детали» нашего организма должны функционировать слаженно.

    Вместе с тем остеопатия была первой медицинской дисциплиной, которая по-настоящему оценила глубокую взаимосвязь симпатических нервов с жизненно важными системами человеческого организма. К примеру, после обследования и успешного лечения одного из пациентов доктор А. Стилл записал: «Причиной болей желудка, кишечника, почек и тазовых органов стало нарушение функции симпатических нервов в области от пятого позвонка до крестца». Вполне вероятно, что выздоровление было достигнуто посредством остеопатической манипуляции. Этот метод лекари практиковали со времен Гиппократа. Однако позднее с развитием лекарственных препаратов об эффективном способе лечения официальная медицина забыла. И только А. Стилл первым из практикующих врачей своего времени вернулся к манипулятивным методам лечения опорно-двигательного аппарата, используя пальпирование, мягкий массаж тканей, позвонков и суставов.

    Историческое досье остеопата

    Однажды в Кирксвилле произошел случай, который заставил поверить в возможности костоправства даже отчаянных скептиков. Местный мальчишка сильно ударил себя молотком по колену. Сначала значения синяку не придал, а когда колено распухло, стало нестерпимо болеть и «жечь», пришлось обратиться к известному городскому врачу. Он осмотрел маленького пациента, пригласил для консультации двоих коллег и после непродолжительной беседы все трое пришли к однозначному выводу: нужна срочная ампутация ноги. Иначе неизбежно начнется гангрена, а за ней печальный конец.

    От такого диагноза мать пришла в ужас, побежала к доктору Стиллу и со слезами на глазах попросила немедленно пойти вместе с ней к больному сыну. Врач вошел в комнату, где лежал несчастный мальчик, улыбнулся ему, сел рядом и принялся осматривать ногу, которую авторитетные хирурги предлагали отрезать. Остеопат долго ощупывал мышцы и кости, не произнося ни слова. Мать замерла в ожидании приговора.

    Меж тем Стилл принялся за манипуляции. Он осторожно, стараясь не причинить боли, мягко вращал бедро, пальпировал ткани вокруг пораженного колена, воздействовал на кости малого таза, добиваясь расслабления мышц.

    Прошло какое-то время, и мать с изумлением увидела, как сын улыбнулся, прошептав: «Тепло». Хирурги, присутствовавшие при манипуляциях, недоуменно пожали плечами, но все же поинтересовались мнением странного, на их взгляд, врачевателя. «В операции нет необходимости», – коротко подытожил Стилл. И пообещал зайти следующим утром.

    К рассвету, как и предполагал доктор, опухоль колена стала спадать, а покраснение исчезло. Сам мальчик, сидя на кровати, ответил, что ногу больше не «печет», а боль пропала и вовсе. Андрэ Стилл приходил в этот дом всю неделю, пока не убедился: больше в его помощи здесь не нуждаются.

    Такое вот обыкновенное чудо. В него отказывался верить лечащий врач. Он потом несколько раз навещал маленького пациента, едва не лишившегося ноги, и всякий раз поражался, насколько быстро шел процесс заживления и восстановления функций травмированного сустава. Краем уха этот доктор слышал теорию А. Стилла о том, будто человеческий организм способен к самоисцелению за счет внутренних сил. Надо только своевременно и грамотно помочь ему в этом. Грамотными манипуляциями, рациональным питанием, профилактической гимнастикой и т. д. Что, собственно, и произошло на примере с мальчиком. Тем не менее остеопатические методы еще долго казались и этому хирургу и представителям академической медицины невероятными.

    Например, методика черепной и черепно-крестцовой остеопатии, которая подчас столь необходима. Особенно младенцам. Если из-за родовой травмы части черепа малыша находятся в неправильном положении, это ведет к дисфункции, ослаблению иммунитета, головным болям, кривошее и прочим проявлениям остеохондроза.

    Мало того. Как установили остеопаты, нарушения в сочленениях черепа, позвоночного столба и области таза препятствуют нормальному движению спинномозговой жидкости, что тоже ни к чему хорошему не ведет. Вывод однозначен: надо взять за правило, чтобы при каждой роженице находился остеопат, который бережными манипуляциями (в случае необходимости) на черепе и «всех составляющих» опорно-двигательного аппарата своевременно устранит возможные повреждения. Такой опыт за рубежом есть. Жаль, что только там.

    2. Мировое признание

    Относительно скоро у Андрэ Стилла появились последователи. В 1918 году его самый талантливый ученик Литлджон открыл в Англии первый европейский колледж, где стали обучать остеопатии. Потом стараниями доктора Ф. Пейралада появилась первая такая школа и во Франции. А в американском штате Иллинойс стали преподавать основы хиропрактики на специальных курсах «Семейного приюта», который затем переименовали в «Школу хиропрактики Палмера», чье имя я упоминал в предыдущей главе.

    Канада, Австралия, Новая Зеландия, Аргентина, Германия, Италия, Испания, Бельгия, Латвия, Израиль, Россия – далеко не полный перечень государств, где изучают наследие доктора Андрэ Стилла.

    К моменту написания этой книги в мире насчитывалось 19 школ (гимназий, колледжей, университетов), в которых преподают основы остеопатии. Как строится учебный процесс? Ничего необычного. Первые два года студентам, прошедшим строжайший конкурсный отбор, преподают основы аллопатической (академической) медицины, принципов остеопатии и обучают сложнейшему искусству приемов манипуляций на опорно-двигательном аппарате.

    Скажем, надо пальпаторно (о методах пальпации и мануальных техниках воздействий будет подробно рассказано в следующих главах) определить место поражения, а потом безболезненно для пациента устранить его.

    Трудно. Не у всех получается. С такими приходится расставаться. Что касаемо тех, кто успешно преодолевает первоначальные барьеры, то им предстоит год клинических занятий и год так называемой принудительной интернатуры. Затем последнее испытание – защита дипломной работы перед экзаменаторами, чьи имена остеопаты произносят с трепетом.

    В связи с этим не могу не сказать, что первой социалистической страной, в которой изучение принципов остеопатии поставили на солидную научную основу, стала бывшая Чехословакия. Ну, а имя выдающегося чешского мануального терапевта профессора Карела Левита стало знаменито на весь мир. Настолько, что выдающегося врача и ученого пригласили читать лекции в медицинских учреждениях СССР. Для этого в 1986 году был организован специальный семинар, на котором доктор К. Левит знакомил советских медиков с принципами «лечения движением» и особенностями методик мануальной терапии, связанных с реабилитацией двигательной системы больных, техниками восстановительных упражнений и лечебными манипуляциями на костно-мышечной системе пациентов.

    Профессор подчеркивал, что по большому счету любые нарушения биомеханики опорно-двигательного аппарата должны приводить пациента сначала именно к мануальному терапевту. Причем в процессе манипуляций на позвоночнике и суставах врач, используя целую гамму немедикаментозных лечебных средств, ничего не «ставит на место», как полагают больные. Своими действиями доктор лишь помогает организму восстанавливать двигательные возможности пораженного участка.

    Как это похоже на то, о чем в свое время спорил с академическими светилами Андрэ Стилл!

    После встреч с доктором Левитом советские специалисты впервые открыли для себя, что «лечение движением», выполненное по специальным методикам, благотворно влияет на функциональную деятельность сердечно-сосудистой и нервной системы, желез внутренней и внешней секреции, легких и бронхов, желудочно-кишечного тракта, а также способствует выраженному улучшению общего самочувствия.

    Наконец, в 1994 году в Санкт-Петербурге своих студентов приняла и первая российская Высшая школа остеопатической медицины. Тогда здесь преподавали только маститые профессора из Парижа. Уже состоялось два выпуска отечественных остеопатов. Причем все дипломанты защищали свои работы перед международными экзаменаторами в Женеве. И защитили с блеском, доказав умение профессионально владеть более чем тремя тысячами мануальных техник и получив престижные во всем мире дипломы «Доктор остеопатии Европы».

    Немногие знают, что такие специалисты помимо клятвы Гиппократа дают еще и клятву остеопата. Так заведено со времен доктора Стилла. Ну, а слово, данное в присутствии мировых авторитетов в области мануальной терапии, дорогого стоит. Вот выдержка из клятвы остеопата:

    «Настоящим утверждаю свою преданность профессии, с помощью которой буду помогать людям избавляться от многих заболеваний. Клянусь всегда помнить об ответственности за сохранность здоровья и жизни моих пациентов, стараться завоевать их доверие и уважение как врач и друг, который обязан хранить секреты своих больных со скрупулезной добросовестностью. Клянусь с честью и достоинством выполнять обязанности. Использовать только признанные методы остеопатии в сочетании с моими способностями, умением и огромным желанием помочь всем, кто нуждается в моей профессиональной помощи… Клянусь всегда стремиться как к развитию, так и к улучшению методов и принципов применения остеопатии».[2]

    3. Болезнь умеет прятаться

    Отношение к благородной профессии остеопата с годами меняется буквально на глазах. Скажем, в США каждый год последователей учения А. Стилла посещает свыше 100 миллионов граждан. Российская академическая наука теперь тоже официально признает универсальные возможности народной медицины. Особенно в лечении и профилактике остеохондроза, от которого с каждым годом страдает все больше людей.

    Помню случай. Сорокалетняя женщина проснулась от острой боли под левой лопаткой. Такое с ней бывало. Больная вызвала «Скорую помощь». Бригада кардиологов выехала немедленно. Специалисты внимательно осмотрели пациентку, сняли электрокардиограмму и вскоре вынесли вердикт: «С сердцем все в порядке». «Но ведь болит же», – возразила гражданка. В ответ врач посоветовал обратиться к мануальному терапевту. И пояснил, что загрудинная боль – из разряда иррадиирующих, то есть «скачет» с одной нервной ветви на другую. Попробуй, определи сразу, чем вызвано недомогание. На это, кстати, обращал внимание еще древнегреческий мыслитель Гераклит, мудро заметив: «Природа болезни любит прятаться».

    Действительно, когда пациентка пришла в клинику, ей после осмотра был поставлен диагноз: «распространенный остеохондроз грудного отдела позвоночника II степени». После пяти сеансов остеопатических манипуляций зажатие позвонков было снято, достигнута устойчивая миорелаксация, а больной в профилактических целях рекомендован специальный комплекс оздоровительных упражнений.

    Еще одна ситуация. Близится полночь. В вагоне московского метро малолюдно. Рядом со мной сидят два припозднившихся пассажира. Один другому жалуется, что измучился из-за болей в пояснице. Никакие анальгетики не помогают. И спрашивает, не знает ли приятель какого-нибудь мануального терапевта. Не хочется ему идти туда, куда манит реклама. Вот если бы кто порекомендовал, тогда другое дело.

    Слово за слово мы разговорились. Оказывается, молодой человек второй год работает грузчиком на одном из таможенных терминалов. Сначала, чтобы снять боль, пил таблетки. Теперь вообще не знает, что делать. Я оставил ему визитную карточку.

    Прошло несколько дней, и случайный знакомый переступил порог моего врачебного кабинета. Как я и подозревал, пациент страдал от выраженного пояснично-крестцового радикулита. А это тоже одно из проявлений многоликого остеохондроза. Конечно, после курса комплексной мануальной терапии мы избавили человека от страданий. Только посоветовали сменить место работы.

    И все вроде хорошо, а на сердце неспокойно. Совсем молодых начал «косить» остеохондроз. Да что там молодых. Иные пациенты страдают им еще с пеленок. Впрочем, об этом заболевании и многом другом поговорим в следующей главе.