• 2.1. Путь йоги
  • 2.2. Классификация видов йоги
  • 2.3. Восемь дисциплин аштанга-йоги
  • 2.3.1. Яма (контроль)
  • 2.3.2. Нияма (правила и дисциплины)
  • 2.3.3. Асаны (физические позы)
  • 2.3.4. Пранаяма (дыхательный процесс йоги)
  • 2.3.5. Пратьяхара (уклонение)
  • 2.3.6. Дхарана (постигаемая концентрация)
  • 2.3.7. Дхьяна (медитация)
  • 2.3.8. Самадхи (единение с Абсолютом)
  • 2.4. Хатха-йога
  • 2.5. Кундалини-йога
  • 2.6. Мантра-йога
  • Заключение к главе 2
  • Глава 2

    Йога -основа пранаямы

    Корни пранаямы базируются на учении йоги. Поэтому сначала мы предпримем несколько вводных шагов в учении и философии йоги, для того, чтобы войти в ее основы. За несколько веков до Христа великий индийский мудрец и философ Патанджали впервые обнародовал учение йоги. В своей йога-сутре он обучал методам, с помощью которых йог может достичь состояния абсолютного сознания, чтобы стать единым с Божественной Сущностью посредством устранения своего собственного эгоистического «Я».

    2.1. Путь йоги

    Философия йоги впервые стала известна западному миру, когда Свами Вивекананда выступил с речью в Религиозном парламенте в Чикаго 11 сентября 1893 года. Позже, в 1920 году, Парамаханса Йогананда обратился к Международному религиозному конгрессу в Бостоне. В том же году он распространил это мировое учение древней науки йоговской философии из Индии, крийя-йогу. Это было началом широкого распространения культуры йога на западе.

    Сейчас, когда мы говорим о йоге на Западе, главным образом мы имеем в виду йоговские асаны, несколько сидячих и стоячих позиций, практикуемых в Хатха-йоге. Но йоговские асаны – это лишь часть дисциплины в обширном учении йоги, на санскрите называемом йога-шастра. Основной целью йога-шастра является последовательное освещение нашего сознания как естественного источника восприятия (разум, высший интеллект и реальное «Я»), направленного к божественному осознанию духовного пути, вне каких-либо ограничений наподобие расы и касты.

    Санскритское слово «йога» буквально означает соединение или сложение, но действительное его значение лежит на более высоком уровне. Это духовный союз, трансформация свернутого «Я» в развернутое с целью объединения нашего высшего «Я» с Божественной Сущностью. Слово «Я» имеет двойное значение. Одно – эгоистическое, а другое -духовное, что впечатляюще выражено в санскритской поэме из Брихадараньяка Упанишады «Ахам Сатьям», что означает «Я есмь истина», здесь «Я» означает высший уровень сознания, называемый атман. Следовательно, свертывание «Я» – это постоянный психический и физический процесс в йоговской культуре, направленный на самоосвобождение от духовного рабства, порожденного невежеством. Этот процесс подобен снятию шелухи с лука, до тех пор пока не остается ничего, кроме абсолютного знания истины. Затем индивидуальная сущность сможет объединиться с высшей сущностью, и это и есть йога, раскрытие абсолютной истины «Я есмь». Для того чтобы осознать, что наше индивидуальное сознание является лишь частью вечного сознания, нам следует отрешиться от наших эгоистических побуждений. Йога приводит земное сознание к единству с Божественным Сознанием. Йога означает также упряжку (отсюда немецкое Joch и английское yoke – ярмо. -Прим. перев.). Согласно Махатме Ганди, йога – ярмо для всех наших эгоистических чувств, которые могут быть преодолены посредством йоговской тренировки. Йога в целом является сочетанием физиологических, психологических и духовных аспектов человека.

    Метод йоги – это освобождение души через совершенство, говорит Свами Вивекананда. Совершенство достигается с помощью контроля над суетным разумом, замутненным и несовершенным. Контроль над разумом всегда оказывает положительное воздействие, тогда как неуправляемый разум способен отравлять нашу жизнь. В человеческом существе мощь разума, возможности Высшего Сознания скрыты и ждут, чтобы мы сами их раскрыли и проявили в жизни. Через осознанный путь дыхательной практики пранаямы, существенной части йоговского учения, согласно Патанджали, мы учимся управлять своими внутренними возможностями для того, чтобы открыть в себе источник божественного света. Таким образом, мы осознаем свою истинную сущность, достигая гармоничного состояния в трех главных аспектах нашей жизни: телесном, разумном и духовном. Гармоничная связь тела, разума и духа создает покой и удовлетворение.

    Возможности разума подобны лучам рассеянного света; будучи сконцентрированными, они начинают сиять. Это главное средство познания, говорит Свами Вивекананда. Он пишет, что совершенный разум способен осуществлять контроль над всеми органами. Совершенное сознание может обращаться к собственным глубинам в поисках божественного духа. При помощи рефлексии и концентрации мощи разума йог может познать, что происходит внутри него. Таким образом, пранаяма и контроль над разумом (как дыхание, так и разум являются очень тонкими и чистыми материями) создают энергетическое поле для достижения Высшего Сознания.

    Полная раджа-йога, одна из четырех йоговских дисциплин, основана на философии Санкхья. Философия Санк-хья объясняет, как в нас возникает источник осознания. Как определяег Свами Вивекананда в своей книге «Раджа-йога», происхождение осознания – это воздействие посторонних объектов, передаваемое внешними чувствами (рецепторами) в соответствующие мозговые центры (ЦНС). В свою очередь, воздействие передается в мозг. Из этого пуруша (пуруша – на санскрите человек, душа. – Прим. перев.), истинный свет внутреннего бытия, наше бесстрастное «Я» (упанишада) получает конечное осознание. Следующий пуруша возвращает полученные чувства обратно, в двигательные центры, для воздействия на наше сознание. Таким образом, мы осознаем, что представляет собой тонкий сенсорный рецептор, наш разум, предназначенный для того, чтобы производить представления. Здесь мы можем вернуться к части главы 1, касающейся ЦНС (рис. 5), чтобы осознать, как физиологически функционирует наш разум (афферентные и эфферентные нервные потоки), когда мы сознательно формируем наше дыхание и настраиваем мышление на внутреннюю сущность через практику пра-наямы. Конечно, невозможно осознать это тонкое духовное начало за слишком короткий период, как бы нам этого ни хотелось.

    2.2. Классификация видов йоги

    Йога классифицируется по четырем направлениям.

    Раджа-йога – это путь наблюдения за внутренним состоянием разума и овладение своими интеллектуальными способностями, для того чтобы заново открыть смысл жизни с помощью методов концентрации и медитации.

    Карма-йога – – это путь искоренения наших дурных качеств посредством самоотверженных, бескорыстных деяний, а также посредством осознания божественного.

    Джняна-йога– это путь преодоления человеческого невежества во имя высшего знания о нашем истинном «Я» и его подлинной природе, Божественной Сущности. Осознание (реализация) Высшего Единства.

    Бхакти-йога – это путь божественного единения посредством преодоления наших эротических эмоций, их трансформация в высшую преданность. Духовная реализация через высшую преданность.

    Все эти четыре направления выполняют различные функции йоги, каждое по-своему. Они не противоречат друг другу, скорее, интегрируют всю йогическую философию, в сущности являясь единым целым. По поводу этой интеграции великий Шри Свами Шивананда говорит: «Эти четыре направления вовсе не одинаково полезны для всех, поскольку у каждого практикующего йогу свой индивидуальный характер». Следовательно, каждый человек должен выбирать одно из этих четырех направлений в качестве основного -в соответствии с его или ее склонностью, а остальные три могут трактоваться как дополнительные на пути духовного самосовершенствования.

    Поскольку в раджа-йоге мы находим корни пранаямы, давайте углубимся в нее еще на несколько шагов. Существуют три других классификации, относящихся к раджа-йоге. Это хатха-йога, кундалини-йога (в настоящее время обе они хорошо известны на Западе) и мантра-йога. Составить общее представление об этих ветвях йоги вам поможет рис. 7.

    Основные дисциплины йоги, разделенные на восемь ступеней, обычно называются на санскрите аштанга-йога, где аштанга означает восемь, а анга – часть, или шаг. Все техники йоги, особенно раджа-йога, базируются на этих дисциплинах. Таковы поступательные шаги физической и духовной подготовки к достижению высшего состояния сознания для выполнения раджа-йоги. Раджа-йога означает «царь йоги», и ее путь сочетает в себе внешнюю и внутреннюю природу каждого из нас. В хатха-йоге мы приближаемся к Брахме, контролируя прану, благодаря чему в раджа-йоге приближение к Брахме происходит осознанно.

    Рис. 7. Раджа-йога и три ее искусства суб-йоги с их восемью основными базовыми дисциплинами

    2.3. Восемь дисциплин аштанга-йоги

    2.3.1. Яма (контроль)

    Это часть морально-этического учения – учение о том, как отвращать от себя негативные мысли и поступки, которые причиняют вред всем живым существам. Она укрепляет силу духа. Это процесс внутреннего очищения.

    2.3.2. Нияма (правила и дисциплины)

    Здесь даются правила и предписания, как достигать чистоты, самоконтроля, удовлетворения, расширять свои познания и выполнять религиозные ритуалы. Ритуальные акты чрезвычайно важны в ходе человеческой жизни. Они оказывают положительное воздействие на нашу психику. Они поддерживают в чистоте наши тело и разум.

    2.3.3. Асаны (физические позы)

    Это способы регулировки нашего тела путем придания ему разнообразных поз. Они помогают поддерживать физическую гибкость нашего тела, выпрямляют осанку и придают стойкость нашему разуму.

    2.3.4. Пранаяма (дыхательный процесс йоги)

    Это выработанный в течение веков практический путь осознанного контроля своего дыхания. Эта практика придает физические и духовные силы для того, чтобы эффективно направлять жизненный поток (прану). Благодаря ей мы при обретаем возможность влиять на нашу жизнь в ее продвижении к высшим уровням осознания.

    2.3.5. Пратьяхара (уклонение)

    Это дисциплина, направленная на устранение внешних раздражителей. Посредством ее мы обучаемся также преодолевать алчность, затуманивающую наше высшее Сознание. Жадность воздвигает непреодолимые преграды на пути к совершенствованию духа. В нынешнем эгоцентрическом мире, ориентированном на потребление, чрезвычайно трудно удержаться от различных соблазнов, навязываемых нам извне, о чем подробнее будет рассказано в главе 6.

    2.3.6. Дхарана (постигаемая концентрация)

    Это акт концентрации в одной точке или абсолютное внимание, направленное на удержание в сознании некоторого объекта, поддерживающее мысли в состоянии стабильности, не замутненными никакими нежелательными влияниями извне. Это также подготовка к следующей ступени, о чем более подробно будет рассказано в главе 6.

    2.3.7. Дхьяна (медитация)

    Состояние медитации, достигаемое после долгой и постоянной практики дхараны, о чем более подробно будет рассказано в главе 6.

    2.3.8. Самадхи (единение с Абсолютом)

    Самадхи – это такое состояние разума, когда совершенная концентрация преобразуется в Высшее Сознание, находящееся за пределами постигаемого разумом. Это сознание в четвертом измерении. В этом состоянии йоги находятся в абсолютном единении с Богом. Эта ступень открывается лишь немногим великим душам, таким как Шри Рамакришна, Свами Вивекананда, Шри Рамана Махарши, Свами Ши-вананда, Парамаханса Йогананда, Хильдегард фон Бинген и другие. Для многих мистиков самадхи – это вершина духовной жизни, но для Шри Рамакришны, согласно его объяснению, это было лишь началом новой ступени на пути к самосовершенстванию.

    Первые четыре дисциплины – это внешние процедуры, предназначенные для поддержания нашего тела и духа в здоровом состоянии. Это подготовительная ступень для хатха-йоги. Они необходимы на пути нашего духовного прогресса, третья и четвертая ступени обусловливают здоровье нашего физического тела, дыхательную функцию, течение жизни. Последние четыре дисциплины – это внутренние процедуры, предназначенные для того, чтобы открыть нашу душу (буквально духовную душу – spiritual soul) и разум для единения с Божественным Абсолютом. Четвертая дисциплина, пранаяма, является связующим звеном между названными внутренними и внешними процедурами. Дхарма, дхьяна и самадхи – вот три последовательные ступени медитации. Каждое из искусств раджа-йоги, этих суб-йог, способствует реализации Божественного в нас, помогая овладеть собственным духом и разумом. По этому поводу Свами Вивекананда выразил следующую мысль: «Ни во что не верьте, пока не отыщете истину самостоятельно, -вот чему учит раджа-йога».

    2.4. Хатха-йога

    Существуют четыре формы выполнения хатха-йоги. Одна из них – это интеграция асан и пранаямы, третьей и четвертой дисциплин астанга-йоги. Хатха-йога обеспечивает гармоничное равновесие тела, разума и души. Асаны поддерживают наше физическое тело в здоровом состоянии посредством определенных поз. Пранаяма поддерживает наши астральные нервы очищенными и увеличивает умственные способности, о чем мы узнаем в дальнейших главах.

    Другая форма – это духовный аспект. Слово «хатха» состоит из двух слогов – «ха» и «тха». «Ха» означает солнце, а поскольку солнце является источником активной энергии, то этот слог символизирует положительный жизненный поток. Этот жизненный поток определяется в йоге как Энергия праны. С философией праны мы подробнее познакомимся в следующей главе. «Тха» означает луну, и этот слог символизирует отрицательный жизненный поток. Оба эти жизненные потоки – положительный и отрицательный – необходимы для той полярности, на которой основано все творение. Хатха интерпретируется также как мощное волевое усилие. Благодаря комбинированной практике асан и пранаямы, основы хатха-йоги, наш разум концентрируется на одной центральной точке, и тем самым подготавливается путь медитации для достижения Божественного Абсолюта. Благодаря многочисленным институтам йоги, хатха-йога в первой своей форме получила широкую известность на Западе. Однако в большинстве случаев она остается ограниченной рамками физической гимнастики и интеллектуальной тренировки.

    2.5. Кундалини-йога

    Кундалини – это божественная космическая энергия. Этот духовный потенциал сохраняется в скрытой форме, символически представленной в виде спящей змеи, свернувшейся кольцом, в самом нижнем астральном нервном центре, в конце нашего спинного мозга, называемом Муладхарой чакрой. В процессе практики Кундалини эта скрытая энергия, называемая Кундалини Шакти, пробуждается в медитации при помощи энергии праны – основы пранаямы – и шаг за шагом поднимается через следующие пять высших астральных нервных центров к высочайшему астральному нервному центру в нашем мозгу. Это очень индивидуальный и трудный путь к достижению состояния абсолютного просветления. Этот путь сопровождается немалыми физическими трудностями. Практикующим Кундалини не следует искать простых и доступных путей достижения просветленного состояния. Этот путь нужно пройти весь целиком под регулярным и интенсивным руководством опытного наставника. Практика Кундалини имеет необычайную популярность на Западе, но она слишком часто толкуется неверно, когда в ряде случаев ею заменяют лекарства, вызывая тем самым серьезные физические расстройства. Дальнейшие объяснения по этому поводу мы найдем в главе 6.

    2.6. Мантра-йога

    Благодаря постоянному повторению мистических слогов, заключенных в священных стихах, возносится хвала Богу. В форме песнопений или декламирования во время молитвенной медитации мы осознаем глубину смысла этих текстов, и в течение длительного времени молитвы становятся необходимой частью нашей жизни и мы начинаем ощущать божество в себе. Мантра-йога является частью и других йог, например бхакти-йоги. Тексты мантра-йоги написаны на санскрите. Переведенные на другие языки, зачастую они утрачивают часть своего духовного смысла. Подлинная тональность санскритского языка не может быть передана латинским буквами. Поэтому целесообразно пользоваться священными стихами или словами своего родного языка или по крайней мере постараться как можно правильнее воспроизводить звуки санскритского. Эти формы слоговых повторений можно найти также в других духовных руководствах, как, например, вазифы или дхикры в суфизме или молитвы в христианских православных церквях. Это естественная форма молитвы для тех, кто чувствует к ней склонность.

    Заключение к главе 2

    В целом, достижение состояния абсолютно чистого восприятия, следование всем названным путям йоги – дело чрезвычайно трудное для нас, требующее огромной выдержки на протяжении всей жизни ради достижения божественного освобождения. Поэтому только немногие благословенные личности смогли достичь такого состояния абсолютного знания. Шри Рамакришна, Свами Вивекананда, Свами Шивананда, Парамаханса Йогананда, Шри Рамана Махарши были теми благословенными мудрецами, которые достигли состояния абсолютного единения с Высшим Сознанием и пробудили в себе Кундалини Шакти. В главе 7 будут даны более подробные объяснения по поводу Кундалини Шакти.

    Любой представитель западного мира может достичь цели йогической философии, но западный стиль жизни в сочетании с экспансией высоких технологий, наподобие круглосуточных телевизионных программ и так далее, зачастую препятствуют этой цели. Западный образ жизни имеет экстравертную направленность, и она ярко выражена, тогда как философия йоги требует совершенно противоположного образа жизни, направленного скорее внутрь себя, в гармоническом равновесии с окружающей средой.

    «Всеми методами йоги, как они имеют место в Индии, нельзя овладеть на Западе, потому что стили жизни Востока и Запада совершенно различны между собой». Этот текст был написан покойным доктором Г. С. Мукхерджи [2], хорошо известным йогом из Калькутты, Индия, в 1963 г., в его книге «Йога и наша медицина» (немецкое издание, см. Список литературы).

    Спустя более 37 лет после того, как был написан приведенный выше текст, и более века с тех пор, как на Западе впервые была представлена йога, разница в культурных установках между Востоком и Западом возросла неимоверно. Однако на Западе есть много людей, занятых поисками гармонии внутренней жизни и практикующих методы йоги. Здесь философия йоги объединяет две культуры.

    В своем естественном состоянии наш разум загрязняют суетные, эгоистические мысли и желания. В результате – нервные срывы и физические расстройства. Для того чтобы очистить сознание и привести мысли в концентрированную форму и тем самым управлять своей нервной системой, нам необходим сознательный контроль над своим дыханием, процесс пранаямы, потому что разум и дыхание духовно объединены друг с другом, как это описано мудрым Патанджали в его Йога-Афоризме. В том, что разум и дыхание действуют совместно, легко убедиться: когда мы возбуждены, наше дыхание учащается, и наоборот.

    К концу этой главы мы можем вспомнить текст, гласящий, что пранаяма является существенной частью на пути йоги, цель которой – привести наш разум на более высокую ступень духовного развития. Достижение концентрации разума – это первый шаг по направлению к медитации. В этом состоянии медитации мы аккумулируем всю духовную энергию для достижения высшего знания. Дух пранаямы будет постоянно сопровождать нас и руководить нами в каждый момент нашей жизни, подобно дыханию.