2. Авангард, или Красота провокации


Красота провокации — ее предлагали различные авангардистские течения и творческие эксперименты: футуризм и кубизм, экспрессионизм и сюрреализм, Пикассо и великие мастера информального искусства и так далее. Искусство авангарда не задается проблемой Красоты. Конечно, подразумевается, что новые образы художественно «прекрасны» и должны доставлять то же наслаждение, какое испытывали современники перед живописью Джотто или Рафаэля, но обусловлено это тем, что авангардистская провокация нарушает все до сих пор соблюдавшиеся эстетические каноны. Искусство отныне отказывается давать отражение природной Красоты и не хочет дарить безмятежную радость от созерцания гармоничных форм. Оно, наоборот, стремится научить воспринимать мир другими глазами, получать удовольствие от возврата к архаичным или экзотическим моделям — а это мир грез и фантазий душевнобольных, видения, вызванные


Джино Северини, Танцовщица-наваждение, 1911. Турин, частное собрание



Пабло Пикассо, Авиньонские девицы, 1907. Нью-Йорк, Музей современного искусства



415

XVII. КРАСОТА МАССМЕДИА

428


Справа: Линг (фото Ричарда Эйвдона для Календаря Пирелли, 1997)



Наоми Кемпбелл (фото Теренса Донована для Календаря Пирелли, 1987)



Деннис Родман



Кэйт Мосс (фото Херба Ритса для Календаря Пирелли, 1994)