Болгарская прорицательница Ванга как характерный пример несостоятельности «криминалистических экстрасенсов»[*]

Н.Н. Китаев

Одной из наиболее известных ясновидящих XX в. считается Вангелия Пандева Гущерова – Ванга. Она родилась 31 января 1911 г. в г. Струмица (Македония) в семье мелкого землевладельца. Как пророчица и отчасти народный лекарь получила широкую известность. В 1995 г. Ванга перестала принимать посетителей вследствие болезни, приковавшей её к постели, а 10 августа 1996 г. умерла.

В средствах массовой информации содержатся утверждения о том, что Ванга могла называть места нахождения трупов исчезнувших людей, раскрывать преступления, т.е. выступала в роли «криминалистического экстрасенса». Именно эти её качества привлекли внимание автора и заставили провести своё небольшое исследование деятельности Ванги.

«Канонической» биографией болгарской ясновидящей считается брошюра «Ванга», написанная её племянницей Красимирой Стояновой, выпущенная в 1989 г. издательством «Болгарский писатель». В 1990 г. это произведение появилось в СССР в журнале «Дружба», а затем вышло отдельным изданием[1].

Анализ биографий ряда известных экстрасенсов показывает, что причины появления у них экстраординарных качеств психики (реальных или воображаемых) надо искать в детском периоде. Для Ванги такой причиной явилось стихийное бедствие, когда летом 1923 г. она попала в ураган, засыпавший песком глаза девочки. Прогрессирующий воспалительный процесс требовал квалифицированной операции, которую можно было сделать в Белграде у известного врача-окулиста, но материальное положение семьи не позволило осуществить нужное лечение: к 1925 г. ребенок полностью ослеп. В 1926–1928 гг. Ванга находилась в доме слепых (г. Земун), где получила начальное образование, но затем была истребована в семью отцом – для присмотра за малолетними детьми. В конце 1940 г. отец Ванги умирает (мать умерла ранее); в апреле 1941 г. гитлеровские войска оккупировали Югославию. Ванга и её малолетние сестры остались без средств к существованию. 

В этой непростой ситуации Ванга объявляет себя пророчицей и начинает зарабатывать на жизнь тем, что предсказывает будущее жителям г. Струмица, оккупированного немцами. К. Стоянова вспоминает: «К тому времени едва ли не все мужчины городка были мобилизованы или угнаны на принудительные работы в Германию, и о каждом она говорила, жив ли он, когда вернется, что с ним случится. Слава Ванги как ясновидицы быстро разнеслась по всему городу. К её дому стали стекаться толпы людей»[Там же, с. 37].

Множество человеческих трагедий, обусловленных Второй мировой войной, обострили в населении интерес к мистицизму. Люди хотели знать, что ждет их в будущем, какова судьба близких? Слепая малообразованная женщина, объявившая себя «ясновидящей», отныне могла не беспокоиться о средствах к существованию. К. Стоянова пишет: «Каждый хотел узнать о своих близких, и Ванга всем рассказывала. За короткое время она завоевала бесспорный авторитет во всей округе. Люди советовались с ней по самым различным вопросам»[Там же, с. 38].

Весной 1942 г. Ванга познакомилась с 23-летним солдатом болгарской армии Димитром Гущеровым, с которым зарегистрировала брак и стала проживать в болгарском городе Петрич, расположенном на самой границе с Грецией. Здесь она вначале вела прием посетителей в собственном доме. Затем деятельность «пророчицы» стали контролировать государственные органы. В местечке Рупите, что в 11 км от города Петрича, был построен дом с садовым участком, куда каждое утро Вангу увозил автомобиль, выделенный советом общины Петрича. Здесь Ванга ежедневно принимала посетителей, контроль за которыми осуществлял государственный «кассир», выписывавший квитанции. Иногда по поводу оплаты «пророчеств» возникали конфликты: имел даже место случай, когда большое число подарков, накопившихся у Ванги, было изъято государственными чиновниками [Там же, с. 64–67]. Писательница Елена Андреева, посещавшая Вангу в 60-х годах минувшего столетия, вспоминает: «Прежде чем попасть к Ванге, нужно было отправиться в городской народный совет и заплатить деньги за то, что ты к ней допущен. Болгары платили по 10 левов, граждане социалистических стран – 20 левов, западники – 60 левов. Получив квитанцию с печатью и номер, шли к дому ясновидящей. Случалось, что она отказывалась принять человека – иногда из-за его качеств, иногда из-за того, что посетителя ждала неотвратимая беда. В день она принимала по восемь – двенадцать человек. Случалось, ждали приема по неделе, в городе даже отель построили, чтобы было людям где жить»[2].

Росту популярности Ванги очень способствовал профессор Георгий Лозанов, возглавлявший институт суггестологии (внушения) в Болгарии. Он снял о слепой «пророчице» фильм, зачислил малограмотную «провидицу» в штат своего института на должность научного сотрудника. «В бесконечных интервью для представителей печати едва ли не со всех континентов Георгий Лозанов повторял, почти как магическое заклинание: её ответы в 80 случаях из 100 попадают в цель. Это невероятно, если учесть необычайную сложность ситуаций, с которыми ей приходится иметь дело»[1, с. 6, 7].

Такая многолетняя пропагандистская деятельность профессора Лозанова создала Ванге рекламу международного уровня: к болгарской «ясновидящей» стали приезжать зарубежные гости – писатели и журналисты, артисты и политики[3]. Стране было престижно иметь прорицательницу, к которой стекаются толпы туристов и знаменитостей со всего мира, Ванга стала важным элементом туристического бизнеса Болгарии.

К. Стоянова в своей книге отмечает: «Очень многие, скептически относящиеся к дару Ванги, до сих пор считают, что у неё есть посредники, которые собирают предварительно сведения о людях, приезжающих к ней»[Там же, c. 46]. На эту тему не раз выступал известный мастер эстрадных «психологических опытов» Ю.А. Горный: «В городке, где останавливались приехавшие к Ванге, информацию о будущих именитых посетителях собирали и горничные в отелях, и те же таксисты. А главное – задействовались архивы самих спецслужб. Отсюда и осведомленность Ванги»[4].

Нужно отметить, что ещё в начале своей карьеры «ясновидящей», когда шла Вторая мировая война, Ванга стала объектом интереса болгарской полиции[1, c. 41]. Они интересовались у «провидицы», о чем говорят с ней некоторые посетители, представлявшие оперативный интерес. Подобные контакты известных «ясновидящих» с правоохранительными органами и спецслужбами не являются редкостью. Вот что сообщает известный исследователь течений мистицизма профессор М.И. Шахнович: «В деятельности армии кудесников чувствуется направляющая рука полиции, от которой гадалки нередко получают указания, определяющие содержание “пророчеств”. Закулисная деятельность ясновидящих остается в тени, но когда удавалось разоблачить их, то оказывалось, что многие из этих прорицательниц были агентами полиции, получали от неё сведения, которыми пользовались для прорицаний, за что снабжали полицию данными, собираемыми среди клиентов»[5]..

Так, самая известная французская гадалка XIX в. Мария-Анна-Аделаида Ленорман (1772–1843) за счет доверчивых клиентов нажила огромное состояние. После её смерти начальник тайной полиции Парижа опубликовал в 1850 г. свой дневник, в котором подробно описал, как часто помогал Ленорман, снабжавшей его ценной информацией, полученной от посетителей. Кроме того, «ясновидящая» была знакома с женой императора Наполеона, с помощью которой была осведомлена о многих его планах, что помогало Ленорман точно «предсказывать» будущие события в политике [Там же].

Можно вспомнить об известной авантюристке XIX в. – Елене Блаватской, приписывавшей себе способности телепатии и ясновидения. В истории мистицизма известно учение теософов (от греческого theos – «бог» и Sophia – «мудрость»), созданное в 1875 г. в США Е.П. Блаватской, страдавшей истерическими припадками и галлюцинациями. С целью привлечения к себе, а также для безбедного существования Блаватская написала ряд книг оккультного содержания и демонстрировала публике различные «чудеса», «феномены», представлявшие собой ловкие фокусы. Православный мистик и писатель Всеволод Соловьев, близко знакомый с «пророчицей», издал большой том с разоблачениями её мошеннической деятельности. Основательница теософии откровенно заявила: «Чтобы владеть людьми, необходимо их обманывать. Если бы не феномены, я давным-давно околела бы с голоду. Чем проще, глупее и грубее “феномен”, тем он вернее удается. Громадное большинство людей, считающих себя и считающихся умными, глупы непроходимо»[6].

Надо сказать, что Британское общество психических исследований, дотошно изучавшее парапсихологические феномены, неоднократно уличало Е.П. Блаватскую в жульничестве. Но нас в её деятельности «ясновидящей» интересует другое – возможные контакты со спецслужбами. И здесь уместно сослаться на книгу президента Московской психотерапевтической академии М.И. Буянова: «В 1988 г. советские историки Б.Л. Бессонова и В.И. Мильдон опубликовали любопытный документ, случайно обнаруженный ими в Центральном государственном архиве Октябрьской революции. В 1873 г. Блаватская обратилась к руководству российской жандармерии с предложением использовать её в осведомительских целях. Дескать, она может угадывать мысли собеседников, поэтому она, Блаватская, может быть полезна русскому императору. Жандармы оставили письмо Блаватской без ответа. В своем обращении к жандармам, а в XIX столетии такое обращение считалось несмываемым позором, Блаватская рассказывает и о себе. Как бы она ни старалась приукрасить себя, облик её предстает со страниц письма весьма непривлекательным»[7].

О том, что известные гадалки обладают конфиденциальной информацией в отношении множества клиентов, известно не только полиции, но и преступникам. В 1969 г. в ФРГ имел место факт подготовки к похищению самой известной «ясновидящей» страны Маргарет Гуссантьер, имевшей псевдоним «мадам Бухела», чьими клиентами являлись элитные представители Западной Германии. К прорицательнице, проживавшей и принимавшей посетителей в г. Ремагене, обратился «секретарь иранской принцессы». Обещая огромный гонорар, он просил о встрече с принцессой «в нейтральном, но укромном месте», чтобы гадалка предсказала именитой клиентке ближайшие будущие события личной жизни. Мадам Бухелу насторожила немыслимая сумма гонорара и настойчивое предложение о встрече с принцессой в неизвестном месте. Она записала номер автомобиля, на котором приехал посетитель, а затем сообщила его верховному комиссару уголовной полиции Висману.

Так было положено начало разоблачению шайки убийц, воров и вымогателей, в которую входили Юрген Фукс, Гернот Венцель и Вольфганг Диц. На следствии выяснилось, что преступники намеревались похитить главную прорицательницу ФРГ и вынудить её сообщить пикантные подробности из личной жизни высокопоставленных лиц, дабы шантажировать последних. 7 августа 1969 г. суд присяжных г. Саарбюккена приговорил арестованных к пожизненному лишению свободы. Этот процесс был показательным и происходил в городском доме конгрессов перед тысячью зрителей. Поданная обвиняемыми кассационная жалоба была отклонена 28 мая 1971 г. Верховным федеральным судом ФРГ[8].

В контексте этих примеров представляется вполне закономерным определенное сотрудничество Ванги с болгарскими спецслужбами: такой альянс был выгоден для обеих сторон.

Нужно упомянуть, что в карьере Ванги как «ясновидящей» определенную роль играло и её состояние здоровья. Она родилась недоношенной, семимесячной, пальцы рук и ног новорожденной были сросшимися. Довольно длительное время новорожденная не имела имени (местный обычай, связанный с тем, что младенцу имя не давали, если его состояние здоровья свидетельствовало, что он не выживет)[1, c. 25]. Ребенок был настолько слаб, что не мог кричать, а лишь попискивал. Только месяца через два девочка стала плакать, как настоящий младенец, и тогда её окрестили[9]. На протяжении всей жизни «детский родничок» у Ванги не зарос, и это место головы было очень чувствительно к прикосновению[Там же, c. 66]. Кроме того, Ванга страдала истерическими припадками, которые сходны с экстазом шаманов. Вот как описывает эти припадки племянница Ванги: «Узнав о приближающемся бедствии… моя тетя бледнеет, падает в обморок, с уст её слетают бессвязные слова, а голос в такие моменты не имеет ничего общего с её обычным голосом. Он очень сильный, другого тембра, как бы звенит от напряжения. Да и слова звучат совсем другие, ничего общего с повседневным словарем Ванги не имеющие, мне они представляются бессвязными. Будто бы некий чуждый разум вселяется в неё, чтобы сообщить о судьбоносных событиях»[Там же, c. 71].

В России такая тяжелая форма истерии получила в народе название «кликушество» (от слова «кликать», т.е. истошно кричать, вопить). В 1900 г. психиатр Н.В. Краинский выпустил в свет свою книгу «Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни» с предисловием академика В.М. Бехтерева, который определял кликушество как болезненное состояние, «основу которого составляет истерический невроз»[10]. Психотерапевт М.И. Буянов так отзывается о подобных «прорицателях»: «Истерики лечат истериков – так кратко можно охарактеризовать положение, которое сейчас сложилось в мире (не только в России): истерики бегают по целителям и прочим прохвостам, которые в массе своей тоже являются истериками. Они рассказывают друг другу сказки о своих необыкновенных видениях, общении с инопланетянами, душами умерших, привидениями и т.д.»[11].

Именно так вела себя Ванга, которая с 70-х годов минувшего столетия стала объяснять свои странные, туманные пророчества тем, что общается с приходящими призраками умерших людей, с жителями планеты Вафим («третьей от Земли»), которые летают на особых аппаратах. Якобы эти существа приходят к ней в жилище довольно часто, но они невидимы для людей и избрали для общения только её – Вангу[1, c. 70–72]. Профессор В.А. Рожановский, изучавший в 20-х годах XX в. гадалок и «ясновидящих», осужденных в СССР за мошенничество, отметил: «В настоящее время среди обитателей лечебниц для душевнобольных – множество лиц, напоминающих прежних колдунов. Истеричные субъекты под влиянием сильных душевных переживаний впадают в особую форму сумеречного состояния сознания, сопровождающегося галлюцинациями. Больные вступают в сношения с несуществующими лицами, видят покойников, слышат звуки, голоса отсутствующих, ощущают запахи. У прежних одержимых проявлялось типичное истерическое помешательство, сообразно развитию и умственному кругозору заболевшего и взглядам окружающей среды, в период галлюцинаций им представлялся сатана, а современные истерики видят лица и предметы, с которыми они встречаются в постоянном обиходе»[12].

Как видим, здесь имеет место аналогия с деятельностью Ванги.

Корреспондент «Комсомольской правды» А. Строев сообщил о посетителях болгарской прорицательницы: «С радостью к бабе Ванге не приезжают – приезжают с болью, горем. Каждый надеется на чудо, на нечто сверхъестественное, недоступное ни современной науке, ни медицине…»[Там же]. В основном это «простые люди, измучившиеся ходить по кабинетам врачей, уставшие обивать пороги милиции, отчаявшиеся узнать правду о своих погибших или исчезнувших родственниках. И достаточно бабе Ванге туманно намекнуть: мол, ещё свежи следы пропавшего ребенка, – как вспыхивает от радости лицо посетительницы. А покачает головой плохо твое дело… – вот и слезы на глазах»[Там же].

Журналист, описывая эти «туманные намеки», вызывающие надежду посетителей, показал психологический механизм успешной многолетней деятельности малообразованной гадалки – воздействие на воображение людей. Об этом ещё в XIX в. писал исследователь многовековых суеверий О. Мильчевский: «Воображение – один из главных помощников магика[**]; ведь что же, как не оно дает возможность человеку видеть предмет в искаженном виде, или видеть то, чего не только нет перед нами, но чего и быть нигде и никогда не может?

…Магик, действуя преимущественно на воображение, пользуясь главным образом его силами, очень редко имеет необходимость обуздывать его. Гораздо важнее ему известным образом направить воображение: этого он достигает, наполняя ум теми идеями, какие ему необходимы. Больше всего магик пользуется чувствами страха, надежды, наслаждения, любви, ненависти, страсти к приобретению»[14].

Критическое отношение к деятельности Ванги приводит исследователя к выводу – здесь нет места каким-либо сверхъестественным явлениям, а налицо обман, мистификация и самообман многих посетителей «пророчицы». В своей книге К. Стоянова посвящает целую главу «Ванге-врачевателю»[1, c. 52–57], однако приводимые советы и «рецепты» давно известны фитотерапевтам либо вызывают недоумение опытных врачей. Показателен следующий факт: Ванга не смогла исцелить собственного мужа – молодого человека – от желудочных болей, отчего он с 1947 г. пристрастился к алкоголю и умер от цирроза печени 1 апреля 1962 г. в возрасте 42 лет[Там же, c. 44]. Небезынтересно, что сама Ванга, как утверждает неоднократно посещавший её президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, «на ужин любила пригубить стаканчик виски, граммов 150. Выпивала до самого дна, но норму соблюдала строго. Кстати, самым любимым подарком для неё была как раз бутылка виски. Поэтому я всегда привозил с собой самые лучшие сорта, какие только мог достать»[15]. В 1994 г. ей было присвоено звание «почетного гражданина Калмыкии».

К. Стоянова в своей книге утверждает, что в апреле 1942 г. Вангу посетил болгарский царь Борис, которому эта гадалка предсказала смерть 28 августа. «Царь, ни о чем не спрашивая, ушел очень смущенным. Он умер 28 августа 1943 года»[1, c. 38, 39]. Данное утверждение было развенчано одним дотошным болгарским читателем во время дискуссии о «способностях» Ванги: «...для меня было полной неожиданностью, когда спустя почти полвека драматических событий Второй мировой войны вдруг в официальной прессе появилась информация, что баба Ванга предсказала точный день смерти царя Бориса. После изучения рукописи книги о Ванге, написанной её племянницей, я понял, что “открытие” произошло чисто случайно во время разговора между ними» [13].

Иными словами, данный эпизод в биографии Ванги является вымышленным, как в биографии «эстрадного телепата» Вольфа Мессинга оказались придуманными все (!) его «встречи» с великими людьми – Неру, Пилсудским, Фрейдом, Эйнштейном, Сталиным и т.п. Однако именно упоминание подобных известных фамилий способствует большому росту популярности мошенников и мистификаторов разных времён и народов. На самом деле царь Борис с Вангой никогда не встречался, да она и не имела широкой известности в 1942 г., а «обслуживала» лишь население городка Струмица.

Для лучшего представления о несостоятельности болгарской «ясновидящей» можно вспомнить о двух уголовных делах, которые были возбуждены и расследованы в СССР. В обоих случаях Ванга высказывала свое отношение к этим событиям, что стало достоянием средств массовой информации. Поскольку материалы уголовного дела всегда строятся на конкретных фактах, содержат информацию, которая многократно проверяется, то здесь имеется возможность дать оценку «сверхъестественным» способностям Ванги при расследовании громких дел.

Дело первое. Гибель космонавта Юрия Гагарина

Учебно-тренировочный реактивный истребитель МИГ-15 УТИ с двойным управлением (на жаргоне авиаторов – «спарка»), в котором находились летчик-космонавт Юрий Гагарин и полковник ВВС Владимир Серегин, разбился утром 27 марта 1968 г. Истребитель, перенесший до этого четыре капитальных ремонта, врезался в землю с углом пикирования 50 градусов при скорости полета около 700 км/ч. Останки самолета и экипажа обнаружили в 65 км от аэродрома вылета Чкаловский, в березовой роще, неподалеку от деревни Новоселово Владимирской области.

За прошедшие десятилетия к этой авиакатастрофе обращалось множество авторов самых разных компетенций и намерений. Их активности способствовали и продолжают способствовать два фактора: 1) многолетнее замалчивание результатов, к которым пришла комиссия (её расследование составило 29 томов с грифом «Секретно»); 2) своеобразно понимаемая свобода слова как возможность безграничного мифотворчества.

Расследование, в котором принимало участие примерно 200 специалистов, продолжалось полгода, проверке подверглись 20 различных версий. Позднее тема гибели Ю. Гагарина и В. Серегина стала в прессе «дежурной». Нашлись авторы, которые стали заявлять, что Гагарин жив. По одной версии – его «украли инопланетяне», по другой – он помещен в психиатрическую больницу[15]. Разумеется, гибель космонавта № 1 муссировалась и различными прорицателями. Диктор советского центрального телевидения Балашов, называвший себя экстрасенсом, утверждал, что Юрий Гагарин жив[13]. К. Стоянова на страницах своей книги дважды упоминает, как Ванга делала загадочные намеки, что «Гагарин не сгорел в самолете и не умер, а был “взят”»[1, c. 20, 71]. Якобы об этом ей сказали жители «планеты Вафим», которых кроме неё никто из людей не замечает. Подобные заявления «ясновидящих» могли бы иметь под собой хоть какое-то основание в случаях, когда бесспорно установлено отсутствие тела исчезнувшего человека. Однако останки Ю. Гагарина и В. Серегина были обнаружены, идентифицированы, а затем погребены с почестями. В судебно-медицинской экспертизе тел погибших принимал участие начальник 4-го Главного управления Министерства здравоохранения СССР В.В. Томилин, впоследствии ставший главным судебно-медицинским экспертом Российской Федерации. Кроме того, существуют аудиозаписи переговоров Ю. Гагарина с руководителем этого последнего полета. Посмертные судебно-психологические экспертизы показали, что психологическое состояние Гагарина перед гибелью было нормальным, характеристики его голоса говорят о спокойствии и самообладании. А в целом эти аудиозаписи свидетельствуют: Юрий Гагарин находился на борту МиГ-15 УТИ до самого столкновения самолета с землей[16].

Дело второе. Гибель семи подростков на полустанке Казынет

Племянница болгарской гадалки К. Стоянова пишет, что «Ванга предсказывает судьбу новорожденным и даже ещё не родившимся детям. Видит людей и разговаривает с ними, несмотря на то, что они…умерли 100, 200 и даже ещё больше лет тому назад…»[1, c. 46].

В несостоятельности этих утверждений пришлось убедиться родителям семи подростков, погибших близ полустанка Казынет Красноярской железной дороги, в таежном массиве республики Хакасия.

В ночь на 14 августа 1989 г. возле Казынета машинист двигавшегося грузового поезда № 2008 заметил в свете прожектора на железнодорожном полотне очертания лежащих человеческих фигур. Применение экстренного торможения не позволило предотвратить наезд на людей. Из-под состава извлекли 7 изуродованных трупов юношей, приехавших в тайгу из г. Междуреченска Кемеровской области собирать кедровые шишки. Обширные раны были свежими и сочились кровью.

На месте происшествия работали сотрудники транспортной милиции и Абаканской транспортной прокуратуры. На обочине находились мешок и шесть рюкзаков, наполненных кедровыми шишками, а в колее обнаружили хлебные крошки и свежие окурки. Складывалось впечатление, что подростки, выйдя ночью к железнодорожному полотну, остановились отдохнуть, поели и уснули в колее между рельсами.

Все телесные повреждения у погибших были прижизненными. Эксперты не смогли ответить на вопрос о последовательности причинения повреждений. Медико-криминалистическая экспертиза одежды одного из потерпевших – Д. обнаружила динамические, продольно расположенные следы крови на передней поверхности куртки и брюк, что свидетельствовало о вертикальном положении тела Д. в момент причинения ему вдавленного перелома кости теменного бугра с анатомическими нарушениями мягких покровов головы. Эксперты не выявили у погибших наличия в организме алкоголя или наркотических средств.

В связи с возникшими сомнениями по поводу нахождения живых подростков в колее железнодорожного пути перед наездом состава по делу назначили повторные комиссионные судебно-медицинские экспертизы, согласно заключениям которых все телесные повреждения у погибших юношей были определены как причиненные в условиях рельсовой травмы. 14 ноября 1990 г. прокуратура России прекратила данное уголовное дело «за отсутствием состава преступления». В постановлении о прекращении говорилось: «Было установлено, что подростки погибли в результате их собственной неосторожности». Версия работников прокуратуры списывала гибель юношей на несчастный случай: в ожидании утренней электрички подростки легли спать где потеплее – на шпалы между рельсами, и не услышали приближения поезда.

Журналист Л. Репин, несколько лет наблюдавший очень сложные этапы расследования этого дела, пишет, что родители погибших мальчиков «послали ходоков в Болгарию – к прорицательнице Ванге, но та лишь развела руками: “Ваше время ушло…”»[17].

Такое бессилие ясновидящей, которая якобы свободно общается с умершими людьми, свидетельствует лишь о склонности болгарской гадалки к выдумкам и мистификации. Но там, где оказалась несостоятельной Ванга, в полной мере проявился высочайший профессионализм старшего следователя по особо важным делам прокуратуры РСФСР Владимира Михайловича Гуженкова.

Он принял уголовное дело к своему производству 8 октября 1991 г. Этому предшествовали многочисленные жалобы родственников погибших подростков в различные инстанции. Одно из таких коллективных писем на имя Президента России дошло до адресата с помощью депутата Верховного Совета РСФСР. Журналист Л. Репин сообщает: «Я видел резолюцию Б.Н. Ельцина, предписывающую немедленно возобновить следствие»[18].

В.М. Гуженков сосредоточил свое внимание на полустанке Казынет, где в 1989 г., когда произошла трагедия, было всего три дома, в которых жили семьи железнодорожников. К этому времени один из жителей Казынета – Василий Кирсанов, осужденный за убийство родственника в ссоре, находился в местах лишения свободы. Проверка показала, что в колонии В. Кирсанов рассказывал о своей причастности к убийству семерых человек. Эта информация, зафиксированная в оперативном сообщении, была скудной. Выяснилось, что В. Кирсанов в той же колонии имел беседу с оперативным работником Кучугешевым, которому тоже признавался в совершении этого преступления. Вот как в приговоре отражен этот эпизод: «Свидетель Кучугешев уточнил, что в 1992 г. он работал в оперативном отделе ИТК-35 в Республике Хакасия. К нему на прием попросился один из осужденных, отбывавший там наказание. На беседе он добровольно сообщил, что он и другие лица убили семерых человек на ст. Казынет и сложили их на железнодорожные пути, чтобы порезало поездом. Он, Кучугешев, очень удивился, ранее об этом происшествии не знал, так как только в 1992 г. переехал жить в Хакасию из Тюменской области.

Кучугешев указал на сидящего на скамье подсудимых Кирсанова Василия, пояснив, что он тогда рассказал на приеме об убийстве семерых человек»[19].

Эта формулировка будет оглашена в приговоре Верховного суда Республики Хакасия в 2001 г., приговор вступит в законную силу, а оставшиеся к тому времени в живых преступники будут осуждены к 15 годам лишения свободы каждый. А тогда, в 1992 г., проверяя заявление В. Кирсанова, сделанное в ИТК-35, следователь по особо важным делам В.М. Гуженков выявил группу местных жителей (железнодорожные рабочие и сотрудники милиции), которые оказались убийцами подростков. В ночь на 14 августа они, будучи в нетрезвом состоянии, из хулиганских побуждений придрались к приезжим и убили их ударами пистолета, путейских молотков и гаечных ключей в область головы. Тела юношей перевезли на дрезине, разместили в межрельсовой колее, инсценируя сон, рюкзаки потерпевших аккуратно расположили вдоль полотна дороги.

По делу было проведено три (!) эксгумации тел погибших, ряд комиссионных судебно-медицинских экспертиз. Смертный приговор, вынесенный Кемеровским областным судом четверым подсудимым, был отменен Верховным судом РФ, расследование затянулось, и лишь в сентябре 2001 г. суд вынес окончательный вердикт. Это сложнейшее по степени доказывания дело вошло в учебники судебной медицины, и положительный результат по нему достигнут благодаря коллективному труду высоких профессионалов, при откровенной беспомощности знаменитой болгарской «ясновидящей».

Полагаю, что приведенные факты достаточно весомо позволяют непредвзято настроенному читателю оценить действительные «способности» Ванги.


Примечания:



1

http://hhb.ru/production/59.html



**

Во всех выпусках «В защиту науки» по решению редколлегии расположение сносок сохраняется на тех местах, где они даны авторами. – Ред.



2

http://edinros.er.ru/er/text.shtml?57830/l10105



Н.Н. Китаев. Болгарская прорицательница Ванга как характерный пример несостоятельности «криминалистических экстрасенсов»

id="n_25">

*

«Вестник криминалистики». 2005. № 4.

id="n_26">

**

Магик – устаревшее название мага, прорицателя, равнозначное нынешнему понятию «экстрасенс».

id="n_27">

1

Стоянова К. Ванга. М., 1991.

id="n_28">

2

Андреева Е. Феномен ясновидящей Ванги и гипотеза о конце света // Дружба. 1991. № 3. С. 143.

id="n_29">

3

Абдаллах А. В гостях у петричской ясновидящей Ванги // Болгария. 1982. № 8. С. 26, 27.

id="n_30">

4

Барабаш Н. «На Вангу работали болгарские спецслужбы» // Комсомольская правда. 1999. 28 мая.

id="n_31">

5

Шахнович М.И. Современная мистика в свете науки. М.; Л., 1965. С. 77.

id="n_32">

6

Соловьев В. Современная жрица Изида. Мое знакомство с Е.П. Блаватской и теософическим обществом. СПб., 1893. С. 76; см. также Львов В.Е. Фабриканты чудес. Л., 1964. С. 183–185.

id="n_33">

7

Буянов М.И. Приключения древней загадки: (Истерия, история, суеверия). М., 1991. С. 96.

id="n_34">

8

Файкс Г. Полиция возвращается. М., 1983. С. 191–196.

id="n_35">

9

Носова О. Что Ванга предсказала Ельцину // Комсомольская правда. 1996. 16 августа.

id="n_36">

10

Краинский Н.В. Порча, кликуши и бесноватые как явление русской народной жизни. Новгород, 1990. С. 8.

id="n_37">

11

Буянов М.И. Обретение воли, или как взрослеют люди и народы. М., 1998. С. 32.

id="n_38">

12

Рожановский В.А. Ворожеи, гадалки, колдуны перед нарсудом // Суд идет! 1924, №3. С. 168.

id="n_39">

13

Строев А. И однажды грянул гром // Комсомольская правда. 1989. 11 августа.

id="n_40">

14

Мильчевский О. «Великий маг и чародей. Сокровищница всех волшебных, таинственных и магических наук». М., 1869. С. 53, 54.

id="n_41">

15

Миннуллин А. «Она любила за ужином выпить стаканчик виски» // Комсомольская правда. 1996. 10 августа.

id="n_42">

16

Дудин В., Емельянов А. Последняя минута Юрия Гагарина // Российская газета. 1994. 19 марта.

id="n_43">

17

Репин Л. На тихой станции, в тайге // Комсомольская правда. 1994. 19 марта

id="n_44">

18

Репин Л. На тихой станции, в тайге // Комсомольская правда. 1994. 16 августа.

id="n_45">

19

Лист 59 приговора. Уголовное дело № 18/92606 – 92. Архив Верховного суда Республики Хакасия, 2004 г.

>

С.А. Язев, Е.С. Комарова. Уровень астрономических знаний в обществе

id="n_46">

*

Авторы благодарны Н.К. Душутину, Р.Ю. Зуляр, О.Л. Косинскому, Н.А. Озерниковой, Е.Н. Пакштене, В.А. Пархомову, М.В. Старичкову за помощь при проведении опроса в вузах Иркутска.

Возможно, некоторые читатели захотят проверить свои знания по астрономии. Наиболее удобно это сделать с помощью книги П.Г. Куликовского «Справочник любителя астрономии» (Изд. УРСС. М., 2002) и сборника «Астрономия – век XXI» (Изд. Век-2, Фрязино, 2008). Есть конечно, ответы на задаваемые в статье вопросы и на сайте Википедия.ru. (Примеч. редкол.).

id="n_47">

1

Язев С.А. О некоторых тенденциях в астрономическом образовании // Современная астрономия и методика ее преподавания: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. 24–26 марта 2004 г. СПб., 2004. С. 9–13.

id="n_48">

2

Язев С.А. Проблемы российской школьной астрономии: Обучение физике и астрономии в контексте современных педагогических технологий (современные проблемы естественнонаучного образования) // Сборник трудов XI Российской научно-практической конференции преподавателей школ, инновационных учебных заведений и вузов (Иркутск, 28–30 марта 2005 г.) Иркутск: ГОУ ВПО ИГПУ, 2005. С. 21–25.

id="n_49">

3

Язев С.А., Семенов Д.В. О пробелах в астрономических знаниях школьников (из практики астрозала обсерватории ИГУ) // Обучение физике и астрономии в контексте современных педагогических технологий: Сборник трудов. Иркутск: ГОУ ВПО ИГПУ, 2007. С. 53–54.

id="n_50">

4

Пресс-выпуск ВЦИОМ № 679. Научные знания россиян и европейцев. М., 20 апреля 2007 г.

id="n_51">

5

Europeans, Science and Technology. Special Eurobarometer. 2005.

id="n_52">

6

Ваганов А. Наука и научно-популярная литература // Экология и жизнь. 2008. № 11.

id="n_53">

7

Ослон А. Человек – «миноритарный акционер» картины мира // «Отечественные записки». 2002. № 3 (4).

>

В.Н. Обридко, В.Н. Ишков. Очередной Апокалипсис

id="n_54">

1

Carrington R.C. Monthly Notices of Royal Astronomical Society. 1860. Vol. 20. P. 13–15.

id="n_55">

2

Pevtsov et al. // Astroph. J. 2003. Vol. 598. P. 1387–1391.

id="n_56">

3

Ишков В.Н. // Изв. РАН. Сер. физ. 1999. Т. 63, № 11. С. 2148–2151.

>

Ю.В. Платов, Б.А. Соколов. История государственных исследований НЛО в СССР

id="n_57">

*

Первая публикация: «Вестник Российской академии наук» (2000. Т. 70, № 6. С. 507–515).

>

Выступление Барака Обамы в Национальной академии наук 27 апреля 2009 г. С каждым новым открытием, увеличивающим наши возможности, возрастает и наша ответственность

id="n_58">

*

Источник: Сайт Белого дома

Печатается (с небольшими сокращениями) по тексту, опубликованному «Полит.ру».


Н.Н. Китаев. Болгарская прорицательница Ванга как характерный пример несостоятельности «криминалистических экстрасенсов»

id="n_25">

*

«Вестник криминалистики». 2005. № 4.



**

Магик – устаревшее название мага, прорицателя, равнозначное нынешнему понятию «экстрасенс».



1

Стоянова К. Ванга. М., 1991.



2

Андреева Е. Феномен ясновидящей Ванги и гипотеза о конце света // Дружба. 1991. № 3. С. 143.



3

Абдаллах А. В гостях у петричской ясновидящей Ванги // Болгария. 1982. № 8. С. 26, 27.



4

Барабаш Н. «На Вангу работали болгарские спецслужбы» // Комсомольская правда. 1999. 28 мая.



5

Шахнович М.И. Современная мистика в свете науки. М.; Л., 1965. С. 77.



6

Соловьев В. Современная жрица Изида. Мое знакомство с Е.П. Блаватской и теософическим обществом. СПб., 1893. С. 76; см. также Львов В.Е. Фабриканты чудес. Л., 1964. С. 183–185.



7

Буянов М.И. Приключения древней загадки: (Истерия, история, суеверия). М., 1991. С. 96.



8

Файкс Г. Полиция возвращается. М., 1983. С. 191–196.



9

Носова О. Что Ванга предсказала Ельцину // Комсомольская правда. 1996. 16 августа.



10

Краинский Н.В. Порча, кликуши и бесноватые как явление русской народной жизни. Новгород, 1990. С. 8.



11

Буянов М.И. Обретение воли, или как взрослеют люди и народы. М., 1998. С. 32.



12

Рожановский В.А. Ворожеи, гадалки, колдуны перед нарсудом // Суд идет! 1924, №3. С. 168.



13

Строев А. И однажды грянул гром // Комсомольская правда. 1989. 11 августа.



14

Мильчевский О. «Великий маг и чародей. Сокровищница всех волшебных, таинственных и магических наук». М., 1869. С. 53, 54.



15

Миннуллин А. «Она любила за ужином выпить стаканчик виски» // Комсомольская правда. 1996. 10 августа.



16

Дудин В., Емельянов А. Последняя минута Юрия Гагарина // Российская газета. 1994. 19 марта.



17

Репин Л. На тихой станции, в тайге // Комсомольская правда. 1994. 19 марта



18

Репин Л. На тихой станции, в тайге // Комсомольская правда. 1994. 16 августа.



19

Лист 59 приговора. Уголовное дело № 18/92606 – 92. Архив Верховного суда Республики Хакасия, 2004 г.