• 20.1. Творческая личность — определение и возможность самовоспитания
  • 20.2. Описание и основные принципы Игры. Внешние обстоятельства как варианты препятствий
  • 20.3. «Дебют». Главный конфликт этапа. Обстоятельства и ходы
  • 20.4. «Миттельшпиль». Главный конфликт этапа. Обстоятельства, связанные с нахождением в системе. Ходы
  • 20.5. Возможности для активности в сложных условиях
  • 20.6. Переход к коллективным действиям по достижению Цели и связанные с этим трудности
  • 20.7. «Эндшпиль». Бескорыстие и корысть
  • 20.8. Жизнь Г. С. Альтшуллера как практическая реализация Игры
  • 20. Теория развития творческой личности

    (завершающая глава)
    (А. В. Кудрявцев)

    20.1. Творческая личность — определение и возможность самовоспитания

    Курс ТРИЗ начинается с вопроса о том, что представляет собой творческая личность, что такое творчество. Курс включает в себя большое количество инструментов, правил, методик, обеспечивающих выход на новые решения, облегчающих получение необычных идей. Однако тот же вопрос о сути творчества завершает курс.

    Инструменты не работают сами по себе, они являются только подспорьем для человека, решающего задачу. Творческого человека можно определить так: — это человек, который видит вокруг себя задачи, ставит себе цель решать их и занимается их решением. Можно определить его и через получаемый в результате творчества результат. Тогда творческий человек, это человек, находящий нестандартные решения стоящих перед ним задач.

    В рамках курса по ТРИЗ рассматривается большое количество задач. Их решение на занятиях дает возможность слушателям проверить себя, свои возможности. И при этом, конечно же, где — то на втором плане, скрытый самим процессом поиска решения, постоянно стоит вопрос о творческом уровне полученных идей. Очень тесно к нему примыкает вопрос о творческом уровне личности, обеспечивающей нахождение этих решений. Что обязательно должно включать в себя понятие творческой личности? Можно ли стать творческой личностью и что для этого нужно?

    Вопрос о том, что такое творческая личность можно сформулировать и по другому — какими качествами должна обладать личность, чтобы ее можно было определить как творческую.

    Поиск этих качеств проводился Г. С. Альтшуллером через традиционные в ТРИЗ процедуры — сбор информации и ее анализ. Собирались биографии значительного количества ученых, инженеров, общественных деятелей, внесших наиболее заметный позитивный вклад в развитие нашей цивилизации. В результате был определен перечень требований, предъявляемых к человеку, стремящемуся к тому, чтобы его жизнь не прошла даром, не оказалась бесплодной. Этих качеств — требований оказалось шесть.

    Наличие достойной цели. Именно цель, задача определяют человека. Цель не оправдывает средства, но в то же время выбор средств зависит от цели.

    Каковы критерии, по которым можно оценить «достойность» выбранной цели? Важнейший вопрос — ведь неверный ответ на него может привести к тому, что многолетние усилия окажутся тщетными, результат никому не нужным. Вот что пишут об этом авторы основной работы по теории развития творческой личности Альтшуллер и Верткин.

    «Цель обязательно должна быть новой или не достигнутой. Либо новыми должны быть средства достижения цели.

    Цель обязательно должна быть общественно полезной, положительной, направленной на развитие жизни. Или: положительные результаты достижения цели должны быть глобальными, а отрицательные — если они все же неизбежны — локальными.

    Цель должна быть конкретной: не общие благие намерения, а четко определенная задача, к решению которой можно приступить хоть сегодня.

    В то же время цель не должна быть излишне узкой: надо хорошо видеть надсистему, наднадсистему — следующие этапы работы. Конкретная цель обязательно должна иметь выход к глобальным проблемам, Великая. Достойная Цель должна быть недостижимой, бесконечной. Как сочетать два эти, на первый взгляд противоположные, требования: конкретность и недостижимость? Каждая поставленная цель должна быть конкретной и вполне достижимой, но число надсистемных переходов бесконечно, и потому конечной, последней цели быть не может. Таким образом, недостижимость — это требование скорее к системе достойных целей, нежели к единичной цели.

    Выбранную цель можно назвать эквивалентом собственной жизни. Поэтому масштаб, значительность предполагаемых результатов характеризуют „цену“, в которую человек сам оценивает себя: ведь на достижение цели тратится время собственной жизни. Отсюда и важность этого качества — масштаба цели — для человека: время нашей жизни ограниченно, значит ограниченно и число целей, которые нам удастся достичь. Приходится выбирать, а для этого нужен достойный критерий, чтобы не растратить свою жизнь на достижение мелочей.

    Новая достойная цель, как правило, опережает свою эпоху настолько, что зачастую воспринимается окружающими как еретическая. Достойная цель или полученные результаты обязательно должны казаться еретическими… „Еретичность“, однако, хотя и является свойством достойной цели, характеризует не саму цель, а типичное отношение окружающих к революционной идее. Пройдет время и восприятие изменится…

    Именно поэтому при достижении достойной цели, как правило, отсутствует конкуренция. Это обеспечивает доброкачественную работу: без спешки, без халтуры…

    Достойная цель — это личная цель человека или небольшой команды, группы сподвижников.

    Достойная цель должна быть независимой от сложного, дорогого, дефицитного оборудования, которое может быть только у больших коллективов разработчиков… Независимость от сложного оборудования, от больших средств — это способ ведения разработок при любых обстоятельствах; способ снятия преград, мешающих продвижению к цели.

    …выбирая достойную цель надо стремиться к тому, чтобы цель была явно не по силам, чтобы она заведомо превышала возможности и способности человека, за нее берущегося. Это не означает, что цель останется не достигнутой: человеку доступно все. Но достижение такой цели — это спор человека с самим собой. Самая тяжелая битва, которую человек должен выиграть…»

    Итак, необходима достойная цель. Выбор здесь имеет свою цену — это жизнь человека. И потому требование выбора цели — это требование номер один, несомненно, важнейшее. Кроме того, есть еще группа правил — требований к творческому человеку. Их наличие позволяет обеспечить достижение поставленной цели.

    Требование номер два — это наличие комплекса реальных рабочих планов достижения поставленной цели. Стремление к цели без плана — стремление хаотичное. Больше всего оно похоже на абстрактные мечты, не подкрепленные ни волевым настроем, ни реальными делами. Наличие достойной цели, поставленной на пределе возможностей и сил человека, непременно требует мобилизации всех его ресурсов, всего времени и сил. Ведь взрослый человек вынужден распределять свое время между достижением цели, обычной работой, семьей, воспитанием детей, заботой о родителях…

    Третье качество — требование — это высокая работоспособность в выполнении намеченных планов. (Само по себе наличие плана может помочь только в том случае, когда есть волевой настрой на его постоянное и неуклонное выполнение). Обеспечение такой работоспособности на протяжении длительного времени само по себе является для большинства людей труднейшей задачей. Огромное количество препятствий, соблазнов встают на пути выполнения поставленных планов. Важнейшим и эффективным средством обеспечения планомерной работы является учет проведенной работы. Отсутствие такого учета позволяет многое себе прощать. Наличие учета заставляет трезво глядеть на происходящее.

    Несомненным лидером и первопроходцем в области организации планомерного учета времени был Александр Александрович Любищев — биолог, математик и историк. Еще в юности, в 1918 году Любищев поставил перед собой цель — разработать естественную систему классификации живых организмов. Эта задача по грандиозности сопоставима с той, что была решена Менделеевым, создавшим периодическую систему химических элементов. Для выполнения поставленной задачи требовалось переработать и осмыслить огромный материал. И Любищев начинает вести подробный учет своего времени. Он не просто учитывает, на что тратится время, наличие системы контроля позволяет совершенствовать технику работы, быть более экономным.

    Систему учета времени Любищев использовал на протяжении всей своей долгой жизни, в течение 56 лет. И каждый год эффективность его работы возрастала, росло и количество выполненных работ. Подробно о жизни этого замечательного человека можно прочитать в повести Даниила Гранина «Эта странная жизнь».

    Качества, необходимые творческой личности: техника решения, умение держать удар, результативность.

    Вернемся к качествам — требованиям. Четвертое необходимое требование — это хорошая техника решения задач Даже наличие больших резервов времени не гарантирует решения задачи без техники решения специальных задач, без освоенных приемов мастерства. Писатель или поэт обязательно должен знать грамматику того языка, на котором он пишет, знать в совершенстве. В противном случае не будет легкости выбора требуемых языковых конструкций. Аналогичная ситуация с инженером, ведущим проектирование сложного устройства. В арсенале обязаны быть все возможности, все достижения инженерной науки, иначе конструкция может оказаться морально устаревшей еще до своего появления на свет.

    И, конечно же, это требование в первую очередь относится к человеку, взявшему на себя труд достижения совершенно новой цели. ТРИЗ относится к таким инструментам, знание которых совершенно необходимо любому новатору. Знание ТРИЗ, его инструментов, законов развития технических систем, позволяет эффективно и быстро получать решения, лежащие в русле основных направлений развития техники.

    Пятое качество — умение «держать удар». Испытания человека, предлагающего новое, не завершаются в момент, когда найдено новое решение, новый принцип. Скорее, они только начинаются. Новая точка зрения, принципиально новое решение, не могут войти в жизнь общества без борьбы. Умение «держать удар» — это умение противостоять мнению авторитетов, косности и привычке основной массы людей к привычному, устоявшемуся.

    Новое пугает, требует от специалистов переучиваться, сводит на нет казавшиеся незыблемым авторитеты. Примеров, когда авторитеты выступают против нового витка развития науки или техники, можно привести множество.

    В начале века академик Крылов выступил с революционной идеей повышения живучести корабля. При попадании снаряда в герметичный отсек корабля, отсек заполняется водой. Возникает крен, который чаще всего и является причиной последующего крушения. Крылов предложил разработать систему мер по затоплению водой симметричного отсека. В этом случае увеличится глубина осадка, но крена не будет и корабль сможет продолжать участвовать в бою или двигаться в порт. Идея была прекрасна — по сути, она была самовнедряема. Корабли не требовалось переделывать, нужны были только таблицы затопления. Крылов долго и упорно пробивал стену непонимания и косности. Но его идея была встречена в штыки и нашла применение только после поражения российского флота в Цусимском сражении. И этот же человек, новатор, полной мерой вкусивший горький хлеб изобретателя, так же опрометчиво и неверно судил о достоинствах разработок К. Э. Циолковского, считая их совершенно бесполезными.

    Не редки ситуации, когда авторитет ученого настолько силен, что мешает следующим поколениям двигаться вперед (Более двух тысяч лет тому назад Аристотель написал, что жуки имеют восемь ног. Эта точка зрения не подвергалась сомнению почти полторы тысячи лет. Хотя, кажется, чего проще — сосчитать, что их шесть. Не требуется длительных дискуссий, системы доказательств, не нужна аппаратура… Наверное, кое кто так и делал. Но авторитет Аристотеля был настолько велик, что вопреки истине во всех книгах по биологии продолжали цитировать только его).

    Однако умение «держать удар» потребуется не только в ситуации борьбы за новое. Трудности — это не только вода и огонь. В народе издавна поняли, что одним из наибольших препятствий для роста человека являются «медные трубы» — например факт признания новшества или разработки. Именно факт признания заслуг очень часто приводит к остановке развития.

    И потому важным представляется последнее, шестое требование — результативность. Достижение ранее поставленной цели не должно приводить к остановке работ. Как уже ранее говорилось, цели должны быть связаны друг с другом, каждая решенная задача должна открывать новые горизонты. Резерфорд считал, что новые сотрудники его лаборатории имеют право только один раз задать вопрос о том, чем им предстоит заниматься. Тот же вопрос, заданный после решения первой задачи говорит о том, что задающий его — не ученый. Резерфорд считал, что первая решенная задача — это только начало цепочки задач, возникающих при движении к истине. Человеку, не понимающему этого, в науке делать нечего.

    Итак, поиск новых, оригинальных решений с помощью комплекса инструментов ТРИЗ — это всего лишь тактика борьбы за достижение достойной цели. ТРИЗ позволяет решать задачи высокого уровня, но не дает инструмент для внедрения полученных решений. Овладение комплексом качеств, перечисленных выше, это более высокий уровень. Назовем его оперативным искусством. Здесь можно говорить о выходе на внедрение, о достижении поставленной перед собой цели. Но как должна в этом случае выглядеть стратегия жизни творческой личности?

    Этот вопрос был глубоко исследован также с использованием стандартного для ТРИЗ подхода — через изучение накопленного массива информации — биографических описаниях революционеров в науке и технике. Здесь мы опять воспользуемся теоретическими разработками и богатым биографическим материалом на эту тему, собранным в книге Альтшуллера и Верткина «Как стать гением».

    «Вот типичный пример творческой жизни. За всю историю на поверхность Земли не упало двух одинаковых снежинок — все они отличаются друг от друга величиной, формой, рисунком и числом молекул воды. Но все они прекрасны. Уилсон Бентли посвятил жизнь изучению и фотографированию снежинок. Он начал свою работу в 1885 году и пятьдесят лет спустя опубликовал результаты своих наблюдений с приложением двух тысяч снимков. Эта книга — до сих пор основной источник знаний о снежинках.

    Четко видно парадоксальное сочетание двух особенностей:

    •цель достаточно ясна, не надо быть гением, чтобы ее увидеть;

    •достижение цели требует работы на протяжении всей жизни.

    Это, разумеется, не абсолютно необходимое сочетание особенностей. Но частое. Для творческой тактики главное — зажечь огонь идеи. Для творческой стратегии главное — пронести огонь через всю жизнь».

    Мы уже говорили о том, что главное требование к творческой жизни — это наличие достойной цели. Достижение этой цели не одномоментно. Подготовка к решению занимает годы, включая в себя многочисленные промежуточные этапы, попытки решения, отступления и периоды поиска новой тактики. Роберт Пири, первооткрыватель Северного полюса, сравнивал свою жизнь, свою борьбу за достижение полюса с шахматной партией. Подобная аналогия может быть использована и для описания всей жизни творческого человека. В этом случае имеет смысл говорить об Игре, о ее правилах, о типовых этапах и ходах. Запись такой партии и приводится в книге «Как стать гением». Против человека играют внешние и внутренние обстоятельства. Авторы отмечают при этом, что в реальной жизни внешние обстоятельства не всегда играют против человека, они могут и создавать фон, благоприятный для творчества. Но в рамках «сводной» партии предполагается, что человек максимально стремится прожить достойную жизнь, а внешние обстоятельства максимально ему мешают.

    20.2. Описание и основные принципы Игры. Внешние обстоятельства как варианты препятствий

    «Игра условно разделена на дебют, миттельшпиль, эндшпиль и постэндшпиль. Дебют состоит из двух частей. Первая часть завершается окончательным выбором цели, вторая посвящена отражению „молодежных“ соблазнов. Дебют имеет огромные скрытые резервы по совершению упреждающих ходов, именно в дебюте есть еще время на тщательную подготовку к проведению игры на достаточно высоком уровне — потом будет некогда.

    Миттельшпиль, как и полагается, самый длинный раздел: он состоит из трех частей. В первой части результатов еще нет, ведется разработка, но и движение к цели само по себе остроконфликтно. Начало второй части: получены первые результаты, следуют первые попытки внедрения, игра обостряется… Именно здесь творческая личность может совершить сильнейший ход, перейдя к более общей (надсистемной) цели… Именно здесь изобретатель превращается в Изобретателя.

    Если движение к цели вызывало конфликты, то движение к надцели проходит через сплошные и острейшие схватки. Ходы внешних обстоятельств становятся более злыми, хитрыми, изощренными. Человеку приходится не только преодолевать противодействие, но и уклоняться от „объятий“ внешних обстоятельств. Творческая смерть имеет много различных форм; одна из самых трагичных — превращение творца в большого начальника… В эндшпиле следует очередной переход в надсистему целей: конкретная первоначальная техническая задача, ставшая при первом надсистемном переходе научно — технической, теперь, при втором переходе, превращается в цель общечеловеческую. Изобретатель превращается в Мыслителя (так было с Циолковским) — накал противостояния растет…

    „Сводная партия“ — необычная игра; ее продолжение возможно и в момент проигрыша, и после проигрыша. Сама смерть может быть обращена в очень сильный ход — вспомним нежелание Джордано Бруно отречься от своих взглядов и героическую смерть, ставшую победой над инквизицией».

    Рассмотрим основные моменты Игры, типовые действия внешних обстоятельств и ходы, найденные с целью противодействия этим обстоятельствам.

    20.3. «Дебют». Главный конфликт этапа. Обстоятельства и ходы

    Дебют — это чаще всего детство, хотя бывают и случаи позднего включения человека в дело, которое становится делом всей своей жизни. Например, М. К. Чюрленис начал заниматься живописью уже в зрелом возрасте, будучи известным музыкантом. При этом ему пришлось пожертвовать ради живописи всем — достатком, карьерой.

    Главный конфликт, вокруг которого в дебюте идет борьба и развитие личности, связан с настойчивыми попытками внешней среды придать личности управляемое, «нормальное» поведение, поведение «массового» человека. Стандартное воздействие внешних обстоятельств направлено на подготовку специалиста в уже известной области. У человека формируются интересы и потребности, которые может удовлетворить система образования, построенная на принципах массового обслуживания. Здесь уже заложено основное противоречие — ведь для того, чтобы найти новое знание или создать новую техническую систему, человек должен мыслить нестандартно, должен уходить от шаблонов и стереотипов. Сложность ситуации состоит в том, что человек сталкивается с ней в тот период, когда он еще не стал личностью, не стал самостоятельным. И все же выход есть.

    Ходы в данной ситуации во многом зависят от узкого круга, окружающего человека. Это родители, учителя. Важно здесь обеспечить ребенку или взрослому человеку, входящему в новую специальность, возможность самостоятельного ознакомления с накопленной человечеством сокровищницей знаний. При этом для детей критически важно ранее начало самостоятельного чтения. Важно уметь самостоятельно работать с литературой, разбираться в новых для себя вопросах, и для взрослого населения.

    Трудности жизни обладателей нестандартного взгляда на мир в детстве познаются в полной мере. Детские коллективы безжалостны в своем отношении к «чужакам». И потому на этом этапе идет огромный отсев, значительное количество малышей уже с раннего детства прекрасно воспринимает науку мимикрии, приспособленчества. Борьба за сохранение себя здесь очень трудна. Ребенок стоит перед выбором — остаться один на один против огромного и жестокого мира, или стать «как все».

    В качестве предлагаемых эффективных вариантов поведения на данном этапе предлагается выработка умения давать отпор. Для этой цели подходит занятия спортом.

    Важно, чтобы уже в детском возрасте было сформировано стремление вырваться из неблагоприятных условий, приобрести интересную профессию.

    Ключевым моментом дебюта является «встреча с чудом». Так в Игре названы внешние обстоятельства, которые ребенок воспринимает как чудо — то, что увлекает, выделяется ярким пятном на фоне остальной жизни. И вновь обильно процитируем книгу Г. С. Альтшуллера и В. М. Верткина «Как стать гением».

    О физике П. Н. Лебедеве:

    «Физиком он стал вопреки семейным традициям и воле отца. Ему была уготовлена иная стезя — коммерция… Совершенно особую роль в судьбе Петра Николаевича сыграл знакомый их семьи — инженерный офицер Александр Николаевич Бекнев, воспитанник Кронштадтской электротехнической школы. Однажды он показал 12 летнему мальчику несколько простых опытов по электричеству, которые совершенно того пленили. В 1896 году, отвечая Бекневу на поздравления в связи с присвоением звания приват-доцента, Лебедев писал: „До сих пор во мне жив и памятен тот колоссальный переворот во всем моем миросозерцании, который Вы произвели Вашей электрической машиной из пластины стекла с подушками из офицерских перчаток…“»

    (Кляус Е. М. Поиски и открытия М.: Наука, 1986. С. 98.)

    О Роберте Вуде:

    «Одной из причин, способствовавших его раннему гаргантюанскому развитию, было то, что в возрасте, когда дети любят играть с игрушками… ему попала в руки одна из самых мощных и опасных „игрушек“, когда-либо в истории бывших в руках ребенка… Это был огромный завод воздуходувных машин В. Ф. Стэртеванта в Ямайка Плейн, недалеко от Бостона.

    Доктор Вуд рассказывает: „Когда мне было около десяти лет, он (Стэртевант, сосед Вудов) взял меня на завод и показал мне все: огромные двигатели Корлисса, литейный цех, токарные станки с ремнями невероятной длины и маховиками, механические мастерские, столярные цеха — словом все. Он представил меня начальникам цехов и приказал им пускать меня в цеха и позволять мне делать все, что я захочу, — только чтобы я не покалечился…“

    Скоро он буквально делал все, что хотел. Литейщики даже научили его приготовлять формы для литья, и заливали чугун в те, которые он делал»

    (Сибрук В. Роберт Вуд. М.: Наука, 1980. С. 15, 16.)

    О Н. К. Рерихе:

    «Когда Николаю Константиновичу исполнилось девять лет, в Извару приехал известный археолог Л. Ивановский, чтобы провести в ее окрестностях археологические исследования. Ученому понравился пытливый гимназист, и он стал брать его на раскопки. Тайны древних времен приобрели для Николая Константиновича еще большее обаяние. „Ничто и никаким образом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственная раскопка“, — писал впоследствии художник, вспоминая изварские курганы…»

    (Беликов П., Князева В., Рерих. М.: Мол. гвардия, 1972. С. 10.)

    Следует отметить, что «встреча с чудом» может проходить и не на таком замечательном фоне, как в приведенных примерах. Фоном для нее могут быть страдания, болезни, стихийные бедствия. Например, врач Илизаров принял решение заниматься медициной в тот момент, когда его — умирающего подростка, фельдшер вылечил с помощью каких — то порошков. Но все это не отменяет самого главного — огромного впечатления от произошедшего, впечатления, полностью меняющего всю ориентацию, весь дальнейший жизненный уклад. Из приведенных выше примеров видно, какую роль играют в организации таких впечатлений окружающие ребенка люди.

    После того, как произошло «включение» созидательной программы, появился интерес к исследованиям, к собственной плодотворной творческой работе, важнейшим элементом развития становится самообразование. Личность должна накопить огромный объем знаний, необходимых для эффективной последующей деятельности. Трудности, возникающие на этом пути, связаны с тем, что предлагаемая обществом система образования рассчитана на подготовку специалистов в массово требуемых областях. Декларация собственного пути развития наталкивается на непонимание, высмеивание. Уже на этом этапе может произойти встреча со специалистами, которые посчитают поставленную личностью цель несбыточной, опасной, еретической и погубят новое начинание.

    Аллен Бомбар вспоминал:

    «…Весь этот опыт с начала и до конца противоречил общепринятым нормам. С точки зрения так называемого здравого смысла это была сплошная ересь.

    Я считался еретиком по многим причинам. Во — первых, потому, что мы хотели доплыть до заранее определенного пункта на лодке, которую все признали неуправляемой и неприспособленной для такого рода плавания. Эта первая ересь непосредственно затрагивала судостроителей и моряков. В самом деле, многие специалисты уверяли нас, что мы не уплывем дальше Иерских островов. Но гораздо страшнее была вторая ересь, которая заключалась в том, что я ломал общепринятые представления, утверждая, что человек может жить одними дарами моря и пить соленую воду. И, наконец, третья ересь, о которой в одной „серьезной“ газете было сказано следующее: „даже опытные моряки на кораблях не считают, что они всегда могут справиться с бушующим морем, ветром и течениями. И в то же время какой — то новичок без колебаний доверяет свою жизнь и жизнь своего товарища обыкновенной ореховой скорлупке, которая не была даже осмотрена морским инспектором!“

    После всего этого я дал нашей лодке имя „Еретик“».

    (Бомбар А. За бортом по своей воле. М. Мысль, 1975. С. 38.)

    Мы знаем, что Бомбар победил в этом споре. Победил и тем самым помог огромному числу людей, ежегодно терпящих кораблекрушения. Но подготовка к серьезной борьбе часто занимает долгие годы. Мы уже говорили, что важными требованиями, предъявляемыми к творческой личности, является наличие плана работы и его неуклонное выполнение. Эта работа должна начаться уже в дебюте. Именно таким должен быть наиболее эффективный ответ личности на отсутствие необходимой информации, на невозможность приблизиться к своей цели напрямик, через систематическое обучение у компетентных специалистов (часто по причине их полного отсутствия).

    О. Ю. Шмидт, вспоминая начало своей студенческой жизни, рассказывал, что он тогда составил список литературы, которую считал необходимым прочитать. А затем прикинул, сколько на это уйдет времени.

    «Я сел подсчитывать — ведь все же я был математиком. Оказалось, что необходимо 1000 лет, чтобы все необходимое одолеть… Тысячу лет прожить нельзя и все знать невозможно. С болью в душе стал я вычеркивать то, что хотя бы и интересно, и нужно, но без чего все же можно обойтись. Оставил только то, без чего не мыслил себе пути в науку. Вновь подсчитал… Осталось еще на 250 лет! Ясно, что и 250 лет прожить невозможно». Шмидт приходит к выводу о необходимости увеличить количество часов для занятий. Это пришлось сделать за счет сна: в молодые годы «потеря» примерно одной трети жизни в виде сна казалась неоправданной. И Отто Юльевич пытался сократить время сна до 5–6 и даже до 4 часов.

    (Яницкий Н. Ф. Отто Юльевич Шмидт. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 18.)

    На этом же этапе формируется и стиль работы, закладываются основы выносливости и способности трудиться в различных условиях, при наличии помех.

    Из интервью Ч. П. Сноу:

    «Вопрос: Интересно, какие условия для работы вы предпочитаете?

    Ответ: Пожалуй, я предпочитаю тишину, покой, одиночество, но на самом деле редкий профессионал получает такие условия. Одно из непременных свойств профессионала заключается в способности как можно меньше поддаваться всяким внешним раздражителям в процессе работы. Если это свойство не развить в себе, нужных условий работы вы никогда не добьетесь. Если вы можете писать лишь в атласном халате, в комнате окнами на северо-восток, при комфортной температуре, то ваши шансы на успех невелики».

    (Сноу Ч. П. Портреты и размышления. М.: Прогресс, 1985. С. 320.)

    Итак, ключевой момент данного этапа — самостоятельная работа в рамках выбранной цели требует огромного количества знаний и, следовательно, затрат времени.

    Длительная работа — это постоянная проверка на выносливость, на преданность делу. Стандартные в этой ситуации конфликты связаны с тем, что, прикоснувшись к проблеме в реальности, познакомившись с тем, какой путь предстоит пройти, человек может не выдержать, спасовать. Ощущения человека, стоящего у подножия огромной горы, на которую предстоит взойти.

    «Когда я студентом — медиком впервые зашел в библиотеку нашей кафедры биохимии, то увидел целую стену, целиком заполненную томами „Справочника по биологическим методам“ Абдерхальдена и „Справочника по органической химии“ Бейльштейна. Я был просто ошарашен этим зрелищем. Никогда ранее я не ощущал столь отчетливо ограниченность своих возможностей. Каждый том мне как биохимику был нужен, но с первого же взгляда стало ясно, что, проживи я хоть сто лет, овладеть всем этим мне не под силу…Подобные обескураживающие факты порой отпугивают от науки многих талантливых людей. Я преодолел в себе чувство неполноценности, постоянно повторяя: „Если другие смогли это сделать, почему я не смогу?“ Для такого оптимизма по аналогии у меня, в общем — то, не было оснований, однако этот способ сработал».

    (Селье Г. От мечты к открытию М.: Прогресс, 1987. С. 166.)

    Это ощущение предстоящей бесконечности дел хорошо преодолевается с помощью подробных планов. План позволяет разбить бесконечность на кванты, увидеть реальность движения к цели через факт выполнения маленьких этапов.

    Великий писатель-фантаст Г. Уэллс начинал с должности помощника учителя.

    «На стене его комнаты висели два листка бумаги. На одном было написано строжайшее расписание занятий и чтения. В пять часов утра помощник учителя, вскочив с постели, переворачивал набок стоящий в комнате сундук, который не мог быть использован по назначению за отсутствием у постояльца вещей, засовывал внутрь ноги, чтобы было удобнее сидеть, и раскладывал на нем книги. Заниматься полагалось все свободное время, включая обед. Прожевывая пищу тоже можно было усвоить полезные сведения. На отдых отводилось час двадцать минут в день.

    Другой листок содержал более дальние планы. Здесь были расписаны все будущие житейские, научные, общественные успехи молодого учителя, которому предстояло точно в намеченные сроки перешагивать с одной ступеньки общественной лестницы на другую, чтобы в конце концов достичь ее вершины — положения видного ученого и высокопочитаемого автора трудов в защиту либерализма. Два лозунга, вывешенные там, где полагалось висеть библейским прописям, — „Знание сила“ и „Чего добился один, может добиться другой“ — должны были ежечасно поддерживать рвение обитателя комнаты».

    (Кагарлицкий Ю. Герберт Уэллс. М.: Гослитиздат, 1963. С. 14.)

    На этом этапе работы закладывается и основа собственной информационной базы, необходимой для достижения поставленной цели.

    «Для своих фантастических романов Жюль Верн использовал громадное множество фактических данных. Поэтому он, что называется, заготовлял материалы впрок. Читая книги, журналы, газеты, французский романист регулярно делал выписки по физике, химии, астрономии, географии, геологии, истории и т. д. К концу его жизни накопилось более двадцати тысяч связок с выписками…»

    (Рисс О. В. От замысла к книге. М.: Книга, 1969. С. 27.)

    Внешние обстоятельства стремятся перемолоть человека, превратить его в потребителя массовой культуры, культуры потребления. Исследования показали, что за время обучения, американские школьники тратят на прослушивание рок — музыки около 11 тысяч часов. Борьба с оглупляющим действием навязываемой масс — культуры может вестись разнообразными способами.

    Родные и близкие творческой личности зачастую пытаются спасти его, увести от неизвестности к спасительному стандартному поведению, стандартной специальности.

    «В августе 1831 года Чарльзу Дарвину, незадолго до того окончившему университет, предложили отправиться в плавание на „Бигле“ в качестве ученого — натуралиста — знаменитое плавание, которое в итоге привело к созданию теории эволюции…

    Отец и так уже смотрел на него как на пустого человека, бездельника, который никак не может угомониться и найти свое место в жизни…

    Мистер Дарвин утверждал, что:

    •в будущем, когда Чарльз станет священнослужителем, участие в плавании может повредить его репутации;

    •это дикий план;

    •должность натуралиста, возможно, уже предлагали многим другим; они не приняли эту должность, значит у них были серьезные возражения против экспедиции или корабля;

    •Чарльза всегда потом будет тянуть в море; условия плавания очень суровые;

    •это бессмысленное мероприятие». Ясно, что пробиться сквозь такой вал противодействий, может не каждый.

    Финансовые трудности — это понятное всем препятствие на пути к цели. Но для творческой личности, идущей к одному ему понятной цели эти трудности усиливаются из — за того, что окружающие не понимают самой сути работы. Родственники, члены семьи могут лишить своей поддержки. Ведь прозябанию в данном случае есть альтернатива — пойти работать как все и будешь хотя бы сыт… Упорство человека, не желающего тратить хоть сколько — нибудь времени на то, что привычно окружающим, является, конечно, источником раздражения. Творческая личность, поглощенная своей задачей, конечно, странно выглядит в глазах окружающих.

    «Я получал из дому 10–15 рублей в месяц. Питался одним черным хлебом, не имел даже картошки и чаю. Зато покупал книги, трубки, ртуть, серную кислоту и прочее.

    Я помню отлично, что кроме воды и черного хлеба, ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 копеек хлеба. Таким образом я проживал 90 копеек в месяц.

    …Благодаря главным образом кислотам я ходил в штанах с желтыми пятнами и дырами. Мальчишки на улице замечали мне: „Что, мыши, что ли съели ваши брюки?“ Ходил я с длинными волосами просто оттого, что некогда стричь волосы. Смешон был, должно быть, страшно. Я все же был счастлив своими идеями, и черный хлеб меня нисколько не огорчал».

    Циолковский К. Э. Черты из моей жизни. Приок. кн. изд-во, 1986. С. 398.

    Итак, образ жизни выбран. Не обязательно он связан с лишениями и испытаниями в финансово — материальной сфере. Но он обязательно приводит к частичной самоизоляции человека, его отстраненности от суеты окружающего мира. Человек строит систему правил, позволяющих успешно действовать в сложных внешних обстоятельствах. И уже с помощью этой системы ведет работу над тем, что стало главным делом всей жизни.

    Здесь игра в дебюте завершается. Дебют можно считать выигранным, если человек смог выбрать для себя цель, поставить себе творческую задачу и накопить знания для штурма этой задачи.

    20.4. «Миттельшпиль». Главный конфликт этапа. Обстоятельства, связанные с нахождением в системе. Ходы

    Миттельшпиль — важнейший этап деятельности. Он будет завершен только после того, как будет найдено принципиальное решение поставленной задачи, получены первые практические результаты.

    Главные конфликты этапа связаны со временем, вернее с его нехваткой, с отношениями в коллективе, с отношением к получению благ от создаваемого новшества. Внешние обстоятельства, среда, окружение уже не могут не обращать внимания на творческую личность. Как правило, это уже сложившийся человек, обладающий глубокими знаниями. Он интересен и ценен. Среда стремится «перемолоть» личность и его дело, подмять их под себя, сделать ручными, понятными, управляемыми. Система, которая может быть взорвана новым открытием, изобретением, спешит приручить Талант, поставить его себе на службу.

    Вектор движения творческой личности в это время направлен на получение первых практических результатов. Новое, то, что было скрыто только в голове его создателя, начинает выходить наружу. Необходимы дополнительные усилия для того, чтобы получить практические результаты. Разработка приобретает новые черты — теперь необходимо учитывать массовое применение и связанные с этим сложности. Здесь же перед творческой личностью появляется перспектива качественно нового развития своей идеи — открываются горизонты, связанные с тем, что выполняемая разработка становится не целью, а всего лишь средством.

    Итак, время, а вернее его отсутствие является для творческой личности источником постоянного стресса и в то же время мобилизующим фактором. Постоянная гонка приводит к тому, что человек отметает многое, кажущееся в обыденной жизни естественным. Неучастие в жизни коллектива приводит к конфликтам и изоляции. Выход — найти работу, дающую много свободного времени, которое конечно же вновь тратится на любимое дело. Это может быть работа по специальности, если руководство дает возможность вести собственные исследования. Это может быть работа, почти не требующая затрат времени. (Например, Эйнштейн считал, что лучшая работа для человека, увлеченного теоретической физикой — это ночной сторож или смотритель маяка). Еще один резерв — свое время (время сна время для развлечений).

    «Жертвенной любви к искусству Куинджи требовал от своих учеников. Именно с этого начинается для него настоящий творец. Среди академиков ходил рассказ, как явился к Архипу Ивановичу за советом один чиновник. Его эскизы понравились Куинджи, и он похвалил их. И тогда чиновник стал жаловаться: „Семья, служба мешают искусству“. И между Куинджи и пришедшим состоялся такой диалог:

    — Сколько вы часов на службе? — спросил художник.

    — От десяти утра до пяти вечера, — последовал ответ.

    — А что вы делаете от четырех до десяти?

    — То есть как от четырех до десяти?

    — Именно от четырех утра!

    — Но я сплю.

    — Значит, вы проспите всю свою жизнь, — беспощадно заключил Архип Иванович».

    Конечно, формы поведения человека, глубоко увлеченного своим делом, могут казаться окружающим странными. Человек избавляется оттого, что другие считают важнейшим элементом своей жизни. И понять это окружающим иногда бывает очень трудно.

    «Когда один из знакомых спросил Инфельда, почему Эйнштейн не стрижет волос, носит какую-то немыслимую куртку, не надевает носков, подтяжек, пояса, галстука, Инфельд объяснил это стремлением освободиться от повседневных забот.

    Ответ прост… Ограничивая свои потребности до минимума, он стремится расширить свою независимость, свою свободу. Ведь мы — рабы миллиона вещей, и наша рабская зависимость все возрастает. Мы — рабы ванных комнат, самопишущих ручек, автоматических зажигалок, телефонов, радио и т. д. Эйнштейн старался свести эту зависимость к самому жесткому минимуму. Длинные волосы избавляют от необходимости часто ходить к парикмахеру. Без носков можно обойтись. Одна кожаная куртка позволяет на много лет разрешить вопрос о пиджаке. Можно обойтись без подтяжек точно так же, как без ночных рубашек или пижам. Эйнштейн реализовал программу — минимум — обувь, брюки, рубашка и пиджак обязательны. Дальнейшее сокращение было бы затруднительно».

    (Кузнецов В. Г. Эйнштейн: жизнь, смерть, бессмертие. М.: Наука, 1972. С. 255–256.)

    Огромные ресурсы времени идут в дело, преобразуясь в тщательно отработанные результаты. Человек, привыкший полагаться на себя, еще и еще раз проверяет полученные результаты, постоянно проводит уточняющие эксперименты. Ошибиться нельзя — представление новой разработки будет проведено всего один раз. Внешние обстоятельства не дадут возможность выполнить вторую попытку, и творческая личность это хорошо понимает. Кроме того человек работает сам для себя, результаты нужны ему не для формального отчета, а в связи с глубокой внутренней заинтересованностью. Поэтому они многократно проверяются и уточняются.

    Примеров такого многолетнего подвижнического труда можно привести множество. Тринадцать долгих лет работал В. Гарвей над небольшой книжечкой о кровообращении; свыше тридцати лет создавал свой трактат Н. Коперник; двадцать лет вынашивал свои идеи И. Ньютон, прежде чем решился сообщить о них человечеству.

    «Секретарь Анатоля Франса, Поль Гзелль, сообщал о методе работы своего шефа: „Каждая страница была подскоблена, переправлена, изрезана ножницами… Он делал бесконечные исправления, изменял порядок фраз, находил новые переходы, разрезал свои листки на какие — то причудливые фигуры, ставил в начале то, что было в конце, вверху, что было внизу, и подправлял все кисточкой с клеем“».

    (Рисс О. В. От замысла к книге. М.: Книга, 1969. С. 45.)

    Конечно, использование компьютеров делает сейчас многое из подобной работы просто не видимым, но принцип остается — дело свое надо делать подробно и кропотливо.

    Здесь следует отметить, что человек вынужден бороться не только против внешних обстоятельств, но против внутренних, с собственной ленью, неаккуратностью. Эта борьба незаметна, но подчас не менее жестока, чем борьба с внешними обстоятельствами.

    20.5. Возможности для активности в сложных условиях

    Сложности быта сломали немало научных карьер, увели от исследований множество действительно талантливых и творческих людей. Найти возможность плодотворно работать над любимым делом, совмещая это с работой обыденной «в учреждении» или «на фирме», с бытом, с семьей, могут далеко не все. На этом рифе остались многие участники соревнования, бегущие к своей заветной цели. И все же люди проходят и это испытание. Как всегда рецепт прост и сложен, понятен и непостижим одновременно. Творческая личность все ресурсы черпает из себя, из своего окружения, превращая все, что доступно в элементы своей конструкции.

    «Общий объем работ, выполненных В. А. Обручевым, поражает: им опубликовано 1500 печатных листов, свыше ста увесистых томов! Редкое геологическое учреждение выпустило столько продукции…Часто мне задают вопрос: а где взять столько времени? Когда-то я сам задал этот вопрос академику В. А. Обручеву. Прищурившись, Владимир Афанасьевич мне ответил: „Знаете, сколько мне лет? Я уже пошел на третье столетие“. Увидев недоумение на моем лице, Обручев продолжал: „В день я живу три дня. Первый день — самый продуктивный — начинается в шесть часов утра. В этот день пишутся книги, очерки, рецензии, идет работа над картотекой. Второй день — самый обычный, как у всех. Он посвящен работе в учреждении. Третий день — вечерний — связан с просмотром художественной литературы, посещением театров, кино, домашними делами…“»

    (Малахов А. А. Аккумуляция информации М.: Наука, 1984. С. 24, 28.)

    Конечно, поддержание на протяжении многих лет такого порядка дня требует мужества. Творческая личность для того, чтобы добиться успеха, увидеть дело своей жизни реализованным, приобретает черты марафонца. На протяжении многих лет происходит упорный и негромкий отказ от благ и земных радостей, составляющих для многих предел желаний. Все нацелено на реализацию возложенной на себя программы. Благом и радостью становится именно работа над любимым делом.

    «Единственное мое стремление — работать, не думая о расходах… Мне не нужны обычные утехи богачей. Мне не нужно ни лошадей, ни яхт, на все это у меня нет времени. Мне нужна мастерская!» Так говорил Эдисон.

    «Ученому нужна менее эффектная, но более устойчивая разновидность мужества, с тем, чтобы выбрать деятельность, которая наверняка лишит его многих радостей… Молодой человек, желающий войти в науку, должен быть способен к переоценке ценностей и к отказу от общепринятых символов успеха, в особенности от культа „красивой жизни“. Для этого нужны незаурядное мужество и вера — прежде всего в свои собственные еще не испытанные возможности».

    (Селье Г. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987. С. 57.)

    Интересно, что сами ученые, инженеры, новаторы не считают тяжелым отказ от обыденных радостей, проповедуемых массовой культурой. Иная система ценностей, иные приоритеты дают человеку полноценное ощущение радости жизни.

    Альтшуллер считал, что человек, проигравший в Игре с внешними обстоятельствами, становится частью внешних обстоятельств для следующих игроков. Внешние обстоятельства, вернее их человеческих компонент, представляет собой совокупность проигравших свои игры или не вступивших в них.

    Испытание успехом — одно из самых неожиданных и незаметных испытаний. Цель, к которой столько стремился, наконец, достигнута. Получены первые положительные результаты, возникает интерес к разработке у окружающих. Наконец, начинают поступать и средства, поправляется финансовое положение. И это испытание? Да, чаще всего это очередное испытание. Возникает искушение устроить большой привал, однако для пользы дела необходимо снова идти вперед. Вспомним, какие многолетние усилия пришлось приложить членам Группы изучения реактивного движения (ГИРД) для получения первых практических результатов — успешного старта ракеты. Но момент старта стал, для не посвященных в проект окружающих, не завершением дела, а его началом. Дело, наконец, то вышло в свет, привлекло к себе внимание. И от разработчика, и от коллектива, который сложился вокруг него, ждут, что теперь?то они начнут работать, начнут давать результат. Психологически тяжело на следующий день после своей победы, после праздника прийти с утра в лабораторию и вновь начать работать, как и все прошлые годы, продолжая как и раньше наращивать усилия.

    Новшество с точки зрения разработчиков уже вошло в мир, но мир не изменился, для окружающих ничего еще не произошло. Это тоже может привести к психологическому раздвоению, к сложностям, к надлому.

    Окружение начинает замечать Дело, которым занимается творческая личность и вокруг него начинается борьба иного рода. Дело пытаются присвоить, включить в различные уже существующие системы. Взамен автору предлагаются блага, перспективы, публикации.

    Еще одна сложность этапа — творческую личность начинают «выдвигать» в руководители. Часто это связано с желанием повысить зарплату, отметить успехи. Известно, что повышение по служебной лестнице — это почти наверняка рост административной ответственности. И сложнейшей задачей является полноценное совмещение администрирования и продуктивной работы.

    20.6. Переход к коллективным действиям по достижению Цели и связанные с этим трудности

    Еще одной трудностью данного этапа является резкое увеличение сложности проводимых работ. Дело, начинавшееся как самостоятельное предприятие творческой личности, все более выходит из-под непосредственного контроля его создателя. Переход к этапу детальных проверок, подготовки массового производства требует новых знаний, аппаратуры, комплексных и сложных испытаний. В Дело начинают входить новые люди. Они вносят в казалось бы налаженную систему работы что — то новое, свое.

    Энтузиасты, романтики, подвижники постепенно растворяются в массе служащих, работающих «от звонка до звонка». Создателю дела приходится все большее количество времени уделять организации работ, их распределению. Творческая сторона работы перестает быть единственной. Если разработчик не занимается собственным административным ростом, он может оказаться оттесненным от работы над собственной темой.

    Разработчик попадает в зависимость от аппаратуры, средств, фондов — всего того, чем ведают чиновники от науки. В расчеты времени приходится вводить поправки на волокиту, непонимание, равнодушие…

    Миттельшпиль завершается. Несмотря на все сложности, Дело окрепло и начинает самостоятельную жизнь. У него появляется реальное применение. Вокруг Дела начинает сплачиваться коллектив единомышленников. Появляются у Дела и противники. Игра переходит в эндшпиль.

    20.7. «Эндшпиль». Бескорыстие и корысть

    Мы не будем подробно останавливаться на этой стадии Игры. Слишком далека она от начала Дела, слишком много надо сделать до ее наступления. Но в целом события в эндшпиле связаны с резким увеличением количества участников. Значительная часть из них занимается делом небескорыстно.

    В книге «Как стать гением» приведены стихи немецкого поэта Хейнца Калау:

    «Возле каждой перспективной идеи
    Собираются мученики и святые,
    Всезнайки, приспособленцы, мелкие мошенники и
    Крупные негодяи, Люди долга и люди,
    Лишенные чувства долга,
    Прорицатели, тупицы, болтуны, попутчики
    И еще очень много народу,
    Который просто живет при этом».

    Увеличивается расслоение между подвижниками и служащими. Возникают конкурирующие группы, от движения откалываются группы учеников. Вектор интересов творческой личности смещается от исходной цели к целям более высокого уровня, в надсистему. Это также служит источником конфликтов с учениками, которые могут воспринять изменение интересов как равнодушие или предательство.

    Альтшуллер и Верткин писали: «Творческая личность — это не мученик, сгорающий на костре инквизиции, а боец, борющийся и побеждающий в борьбе за новые Знания. Герой, совершающий воинский подвиг, делает это в экстремальной ситуации битвы, когда собственной жизнью приходится платить за спасение жизней товарищей по оружию, за освобождение Родины. Это случай, когда сложившаяся независимо от человека ситуация требует от него самопожертвования, мотивирует героическое поведение. Обратный случай — поведение Творческой Личности. Как правило, работа начинается в тиши лабораторий и кабинетов, нет ничего похожего на экстремальную ситуацию: идет неторопливая систематическая мыслительная работа. Но именно своим поведением — упорным трудом и еретическими открытиями — Творческая Личность нагнетает вокруг себя ту же героическую обстановку. Ту же экстремальную ситуацию ВЫБОРА, которая присутствует на войне. И в этой искусственно созданной ситуации Творческая Личность совершает свой подвиг».

    20.8. Жизнь Г. С. Альтшуллера как практическая реализация Игры

    На протяжении долгих лет Генрих Саулович Альтшуллер практически отрабатывал на себе все перипетии и сложные изгибы предлагаемых им систем. Он создавал ТРИЗ и проверял его практическое применение на реальных задачах. Он строил законы развития технических систем и прогнозировал динамику изменений техники. Прекрасные примеры таких прогнозов остались в его фантастических произведениях. Достаточно вспомнить в этой связи о небольшом рассказе «Ослик и аксиома», в котором был спрогнозирован глобальный путь развития технических систем — через повышение динамизации и переход на микроуровень. (В этом рассказе молодой изобретатель размышляет над проблемами, которые придется решать экипажам межзвездных кораблей и логическим путем приходит к необходимости создания динамически изменяющихся, перестраиваемых систем, объектов техники, состоящих из универсальных микроэлементов (микрочастиц). Именно таким путем и начинает развиваться техника, осваивающая молекулярный уровень.

    Г. С. Альтшуллер прожил трудную и счастливую жизнь, Он смог и из своей жизни сделать путеводитель для людей, вступающих на путь служения творчеству. Предложенные им Теория решения изобретательских задач и Теория развития творческой личности были предварительно буквально пережиты, проверены, испытаны.

    Были в жизни Альтшуллера и голодные годы, и ощущение от встречи с чудом и беззаветное служение своему делу в течение всей жизни. Были воркутинские лагеря в сталинское время, было непонимание чиновников, были реальные задачи и препятствия, создаваемые ему искусственно. Но было и огромное число учеников, последователей, продолжателей его дела.

    Несмотря на все это Игра и сама теория не автобиографичны. Они впитали в себя огромное количество фактической информации, учитывают факты из творческих биографий тысяч людей, оставивших яркий свет в истории человечества.

    Сложенные в одной последовательности, в одной модели жизни, факты негативного воздействия внешних обстоятельств могут произвести тяжелое впечатление, ощущение невероятных трудностей, практически не оставляющих шансов личности на победу. Но факты говорят о том, что все приведенные трудности были, в конце концов, преодолены. И это делает данную Игру оптимистическим гимном торжества человеческого духа над косностью, над застоем.